Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: снижена общая культура населения, речь носителей языка засорена неоправданными заимствованиями, профессионализмами, сленгом. Особенно ярко это видно на детях 10–15 лет, речь которых в этот период характеризуется использованием уличной терминологии, жаргонизмов, штампованностью языка.
Трудно не согласиться с М. М. Разумовской (5, стр. 38) в том, что «уровень элементарной грамотности, в том числе грамотности орфографической, связывается представителями нашего общества не только с общей подготовкой по родному языку, но тем самым и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой».
Одной из главных причин отставания учащихся, их слабой успеваемости, недостаточного интеллектуального развития, дефектов нравственного облика является неудовлетворительная подготовка по языку, недостаточно развитая и грамотная устная и письменная речь, тогда как хорошо говорящие, читающие и пишущие школьники, как правило, успешно овладевают всеми учебными дисциплинами, легче осваивают содержание среднего образования в целом.
Современный русский язык содержит свыше 500 тыс. слов. Шестилетний ребенок, приходя в школу, имеет в своем запасе от 3 до 7 тыс. слов, словарь многих школьников беден, а речь, с точки зрения употребляемой лексики, примитивна. Это нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся, и дети не учитывают конкретное значение корня.
Придерживаюсь мнения М. Т. Баранова (1, стр. 123), который видит, что необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке. Во- вторых, потребность в постоянном пополнении лексического запаса способствует совершенствованию коммуникативных функций как в устной, так и в письменной форме.
«Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности», — писал Н. С. Рождественский (8, стр. 114). Некоторый опыт систематического проведения словарно-орфографических упражнений на уроке даёт возможность говорить о том, что такое сочетание способствует как сознательному усвоению младшими школьниками программного минимума трудных слов, так и развитию у детей интереса к изучению и правильному употреблению их в речи.
Чтобы слово стало прочным достоянием учащегося, оно должно в его сознании «вступить в тесную связь с целым рядом других понятий или представлений», — писал В. А. Добромыслов (Русский язык в школе, 1940г. № 5.)
Практика показывает, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная на использование только этого средства памяти, мало эффективна. Запоминание графического облика слова должно быть осмысленным. А осмысленность может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нём трудности, установления связей данного слова с ранее изученными.
Условия, обеспечивающие эффективность этого процесса при любом виде работы со словарём, основываются на
– активизации умственной деятельности учащихся всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной;
– обучающем характере учебной деятельности и осознании своих приобретений на каждом уроке;
– регулярности в работе над словами с непроверяемыми орфограммами.
Созданию таких условий способствует занковский «принцип открытых перспектив», позволяющий школьнику работать над темой (в нашем случае словом) столько, сколько ему необходимо для обретения знаний и удовлетворения (учителю столько раз оценивать знания ученика по тому или иному материалу, сколько ученик просит).
Многолетняя педагогическая деятельность позволила сформировать систему работы над словарными словами:
- Поэтапная (1–2 класс).
- «Блочная» (3–4 класс)
- «Сквозная» (через весь урок)
Первым шагом в поэтапной работе является введение нового слова.
Предъявление слова может быть проведено через
а) чтение загадки (по определению В. Волиной (9, стр. 8), «это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдений за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность (приложение № 2);
б) рассматривание предметной картинки из набора «Картинный словарь»;
в) знакомство с лексическим значением слова и употреблением его в речи. Используем материал из книги В.Канакиной (2) «Работа над трудными словами в начальных классах».
Следующий шаг (этап) — отработка в запоминании данного слова или группы слов.
На этом этапе работа со словарём проводится ежедневно, приходится придумывать свои занимательные формы и различные задания для того, чтобы запоминание словарных слов не было однообразным. Это и картинные диктанты, и цепочки словарных слов на последнюю букву, и кроссворды, и ребусы, и составление предложений, и сочинения-миниатюры.
Отработка навыков правописания слов с непроверяемыми орфограммами при изучении различных тем отличается не только разнообразием, но и дифференциацией.
При изучении приставок можно использовать следующие задания:
а) замену описательных оборотов словами синонимами. При использовании этого приёма предлагаем вместо описательного оборота подобрать соответствующие ему по значению слова с приставкой:
— Как называется гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик), под осиной? (подосиновик)
— Как называется вьюга, во время которой ветер дует по земле? (позёмка)
— Как называется весенний цветок, появляющийся из-под снега? (подснежник)
— Как называются лёгкие утренние морозы поздней осенью или ранней весной? (заморозки)
б) Предлагается группа слов для сильных учащихся, данная в различной последовательности и с пропуском орфограмм, а для учащихся с низкой учебной мотивацией слова даются в парах:
(под) рисовал (под) рисунком
(под) осиной (под) осиновик
(за) облачный (за) облаками
(по)дороженьке (по)дорожник
(за) морозами (за) морозки
Распределить слова в два столбика: с приставками и предлогами (задание учащиеся определяют самостоятельно).
Один из постоянных приёмов в системе развивающего обучения — группировка по общим признакам. Со словарными словами проводится в различных вариантах и с разными частями речи.
При изучении частей речи необходимо записывать словарные слова в наиболее трудных формах:
– имена существительные — в родительном и дательном падежах единственного и множественного числа;
– имена прилагательное — в родительном и творительном падежах мужского и среднего рода;
– глаголы — в формах единственного числа третьего лица и множественного числа третьего лица.
Можно использовать различные варианты работы при образовании одной части речи от другой: от имён существительных — глаголы; от имён прилагательных — наречия и т. д.
Заключительный этап: контрольно-проверочный и работа над ошибками.
- Запись слова с обязательным подбором однокоренных слов в столбик или «лесенкой», чтобы ярче выделялась та часть, которая пишется одинаково:
например: огород
огородный
огородник
- Составление словосочетаний в различных падежах (существительное, прилагательное), в другом времени (глагол).
- Составление предложений.
В целом работу со словом для запоминания на уроке русского языка переоценить трудно, т. к. она расширяет кругозор, пополняет лексический запас учащихся, влияет на их грамотность.
В процессе работы решили проводить отработку словарных слов «блоками» (система Ю. А. Поташкиной). В каждом наборе 18 слов, которые отрабатываются в течение недели на каждом уроке. Большинство слов тематически объединены в наборы, что делает работу более продуктивной.
1 день — знакомство со словами, ежеурочная отработка правильного произношения и написания. Осуществляется она путём хорового скандирования по слогам сначала графического оформления, а затем орфоэпического.
пе-нал [п’инал]
у-че-ник [уч’ини’к]
Точная звуковая копия слова остаётся в памяти движения мускульных мышц речевого аппарата ребёнка, зрительный образ слова запоминают глаза, а фонетический — уши. При письме мышцы рук запоминают механический образ слова.
Игра «Разведчики». После первого знакомства с «блоком» слов необходимо записать те, которые запомнили (эта игра развивает внимание и память).
Первоначально учащиеся записывает не более 3–5 слов, при регулярном выполнении упражнения количество слов возрастает до 10–12.
2-йдень — дежурный по словарю знакомит с лексическим значением слов, которые показались непонятными при первом прочтении. Убеждены, что работа со словарём необходима. Вероятно, нет ни одного человека, который бы знал значение всех слов. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, кто много знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на свой вопрос».
Орфографические, толковые, орфоэпические, словообразовательные, этимологические словари помогают правильно писать, произносить слова, говорить об истории их создания, расширяют кругозор пытливого читателя, приобщают к культуре народа. Кроме этого, работа со словарём формирует умение не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно.
С 3-го дня — начинаются разнообразные развивающие, акцентирующие внимание на данных словах виды и приёмы работы:
1) фонетическая работа над словами необходима ученикам для получения знаний фонологической системы русского языка, понятия фонемы, умения различать её сильные и слабые позиции.
Задания:
– назовите слова, в которых букв больше, чем звуков, и наоборот;
– назовите слова, в которых все гласные — а;
– назовите слова, в которых первый (второй) слог;
– назовите двухсложные, трёхсложные слова.
4–й день:
– назвать несклоняемые существительные;
– существительные, которые употребляются только во множественном (единственном)числе;
– одушевлённые или неодушевлённые имена существительные;
– части речи.
5-й день: подбор к названным словам синонимов, антонимов, однокоренных слов, работа над многозначностью слова. При подборе однокоренных слов проводится работа над составом слова, которая обогащает активный словарь учащихся, развивает потенциальные возможности в образовании новых слов.
И в заключениисоставление словосочетаний, мини — сочинений, предложений, игра «Фотограф». Различные виды диктантов: «проверяю себя», выборочный, диктант со взаимопроверкой, предупредительный диктант, зрительно-слуховой, а также восстановление словосочетаний по словарному слову с пропущенной буквой.
Кроме этого, ежедневно проводится игра «Орфографический футбол», в которую можно играть с одним учеником, всем классом, в парах. Одному ученику «бросают» слово в орфоэпическом оформлении (по цепочке несколько учащихся), он возвращает слово так, как оно пишется.
«Сквозная» система позволяет провести работу над словарем практически через все этапы урока. Прежде всего это способствует эмоциональному настрою детей.
— Составьте словосочетания со словами нарцисс, сирень, фиалка, черёмуха, яблоня, которые позволяют весне на мгновенье заглянуть в наш класс, чтобы мы прониклись её ароматами, ощутили её свежесть и новизну.
(душистая черёмуха, белоснежная яблоня, благоухающая сирень, нежная фиалка, хрупкий нарцисс и др).
Практика показывает, что речь младших школьников бедна словами с отвлечённым значением (чувства, отношения; слова, обозначающие нравственные понятия). Изучение таких слов позволяет в рамках лексически ограниченной группы познакомить учащихся с языковыми средствами, обозначающими чувства и переживания.
Работа над словарными словами является связующим звеном между каллиграфическим письмом и темой урока.
Так, в 1 классе, прописав букву й, в словарной работе даем задание:
— Выпишите из учебника (словаря) слова, в которых встречается эта буква.
Ученики выписывают слова: воробей, дежурный, рабочий, русский, иней.
— Какие слова нельзя перенести?
После этого сообщается тема урока: «Перенос слов с буквой й»
Во 2 классе, в работе над чистописанием с этой же буквой, предлагается другое задание:
1 группа. Выпишите из словаря слова с буквой й в конце слова (иней, черный, желтый, урожай, хоккей, герой, соловей)
2 группа. Придумайте слова, начинающиеся с буквы й. Что в них общего? (мужской род, на -й, 2 скл)
Соответственно, тема урока: Склонение имён существительных 2 скл, на — й.
Заключительный этап урока — рефлексию — можно проводить, используя словарные слова. Учащиеся возвращаются к началу урока и вспоминают слово, которое определили для своего эмоционального состояния, добавляют к нему приставку пре-, обозначающую усиление этого состояния или приставку не-, которая покажет неудовлетворенность ученика уроком
Тщательная систематическая работа над словарными словами значительно обогатила речь учащихся, пополнила их активный словарь, в результате чего количество речевых ошибок в творческих работах уменьшилось, работы учащихся стали более интересными и разнообразными.
Литература:
- Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.
- В. П. Канакина Работа над трудными словами в начальных классах, М., Просвещение, 1991.
- Павлова О. А., Чупурная А. Н., Кирилова И. Ю. Поиск, творчество, мастерство Вып.2. Белгород, 2005.
- Ю. А. Поташкина Обучение русскому языку в школе. (Авторская программа для начальной и средней школы) Воронеж, 2003.
- М. М. Разумовская Методика обучения орфографии в школе.
- П. А. Грушников. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах — В кн Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. М. Просвещение, 1973.
- К. Д. Ушинский. Избранные произведения. Вып I. Родной язык в начальной школе М., 1946.
- Н. С. Рождественский. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. М., Изд. АПН РСФСР, 1960.
- В. Волина. Весёлая грамматика. М.Знание., 1995.