Стигматизация как условие развития девиантного поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 14.02.2020

Статья просмотрена: 2319 раз

Библиографическое описание:

Нугманова, Л. Р. Стигматизация как условие развития девиантного поведения / Л. Р. Нугманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 222-223. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67354/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается феномен стигматизации, формы, его проявления и последствия. Автором анализируются причины навешивания ярлыков и пути профилактики данного явления.

Ключевые слова: стигматизация, ярлык, стигма, девиантное поведение, подростки.

The article deals with the phenomenon of stigmatization, its forms, manifestations and consequences. The author analyzes the reasons for labeling and ways to prevent this phenomenon.

Keywords: stigma, label, stigma, deviant behavior, teenagers.

Никакое общество не в силах заставить всех людей действовать в соответствии нормам, следовательно, в любом обществе существует девиантное поведение.

В Большом психологическом словаре Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко девиантное поведение понимается как «действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию». [4] Девиантное поведение в понимании нарушения социальных норм, приобрело в последние годы глобальный характер.

Наиболее актуальной остается проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Подростковая среда становится небезопасной криминогенной средой.

Установить все причины, которые влияют на возникновение девиаций невозможно, так как ни один из основных подходов, рассматривающие причины не дает полного, исчерпывающего объяснения данному явлению.

Самой распространенной мерой борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции, что влечет за собой чувств безнадежности, никчемности. Часто люди навешивают негативные ярлыки не только на себя, но и на других людей. Само социальное явление-навешивание ярлыков получило обоснование в теории стигматизации. Данная теория гласит о том, что большинство определяет нормы, а нарушитель этих норм наделяет ярлыком.

Девиантное поведение объясняется способностью влиятельных групп ставить ярлык девиантов на поведении менее защищенных групп. На человека может быть поставлено клеймо, как будто он что-то нарушил, даже если на самом деле он этого не делал, просто только потому, что другие утверждают обратное. Многие люди нарушают социальные правила, но пока окружающие не обращают на это особого внимания, этот человек не будет считаться девиантом. Но как только об этом узнают окружающие сразу же на человека будет поставлено клеймо. С ним будут и общаться, и вести себя как с человеком, у которого есть девиация. Постепенно и сам человек привыкает к этому и будет считать себя девиантом. [1]

Теория стигматизации, в отличие от других концепций, объясняет, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам. Согласно данной теории девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на поведение. Чаще всего само клеймо настолько сильное, что перекрывает все другие положительные качества человека, и может стать его основным статусом.

По Э. Гофману стигма — это то, что отлично от нас и в то же время — то, что мы не принимаем: человек с «пятном» — это неполноценный человек. Именно Э. Гофман ввёл в научный оборот понятие «стигма». Он выявил, что человек с клеймом обладает качеством, отличающего его от других людей: этот человек может быть испорченным, опасным или слабым. Таким образом, в нашем сознании он превращается из обычного человека в человека, обладающим каким-то дефектом. Подобное качество — это и есть стигма.

Представители теории стигматизации, а именно Э. Гофман, К. Эриксон, Элемент, Геккер утверждают, что ни один поступок сам по себе не является криминальным или некриминальным по сути. [3] “Отрицательность” поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. [3] Они различают первичную и вторичную девиантность. Говоря о первичной, можно выделить, что это те нарушения общественных норм, из-за которых общество выдает индивиду стигму по типу «дебил», «имбецил», «идиот». Вторичная девиантность характеризуется тем, что навешивание большинством людей ярлыка влечет за собой девиантную роль, которую, по мнению общества, должен играть индивид. Этот статус перекрывает любые другие свойства личности. С этой точки зрения девиантное поведение создается общественной реакцией на первичную девиантность и представляет собой средство защиты или приспособления индивида к возникающим из этого проблемам. Нарушители норм начинают воспринимать свой статус как конкретный тип девиантности и формировать на основе этого свою жизнь.

Стигматизация присутствует во всех слоях любого общества, любого народа, в быту, на производстве и, конечно же, в образовательной среде. Наиболее выражена при решении проблемы социального выбора. [2] При этом стигма сочетается с такими характеристиками человека, как цвет кожи, манера разговора. Навешивание ярлыков определяется групповой оценкой индивида. Самое страшное то, что от него невозможно избавиться.

Наклеивание ярлыков и стигматизация в подростковой же среде часто носит стихийный характер, что в свою очередь влияет на развитие человека, социализацию. Но знание этих процессов позволяют предупредить их появление и нейтрализовать их негативное воздействие.

Поэтому я считаю, что меры по предупреждению стигматизации и коррекции её последствий необходимо предпринимать со школьного возраста, в частности подросткового периода, так как данный период является наиболее уязвимым и важен для личного развития и роста.

Литература:

  1. Беккер, Х. С. аутсайдеры: исследования в области социологии девиантности / Х. С. Беккер. — Нью Йорк: 1963.
  2. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. — Изд. 2-е, испр, и доп.– М.: Гардарики, 2003. — 512 с.
  3. Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью, Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1963.
  4. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] / сайт. — Санкт-Петербург, 2008. — Режим доступа: https://psychological.slovaronline.com/446-DEVIANTNOE_POVEDENIE
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, норма, стигма, теория стигматизации, ярлык.


Ключевые слова

подростки, девиантное поведение, стигматизация, ярлык, стигма

Похожие статьи

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Особенности аддиктивного поведения подростков

В данной статье рассматриваются особенности подросткового возраста и проводится его взаимоотношение с механизмом возникновения аддиктивного поведения. Акцентируется внимание на пусковом механизме инициации данного феномена. Аддиктивное поведение подр...

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Субъективное переживание одиночества в старшем подростковом возрасте

В данной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, концепции, и основные проявления в подростковом возрасте.

Процесс социализации подростков как элемент профилактики девиантного поведения

В статье автор пытается определить процесс социализации подростков как элемент профилактики девиантного поведения.

Теоретический анализ проблемы созависимости

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы созависимости. Выделяются и описываются характерные психологические особенности, поведенческие паттерны и дисфункциональные факторы созависимого поведения. Проанализированы основные подходы к интерпрет...

Теоретико-исторический аспект исследования отклоняющегося поведения

Статья посвящена изучению отклоняющегося поведения в контексте теоретико-исторического аспекта. Рассмотрено развитие понятий нормы и девиации, представлены неконструктивные методы взаимодействия человека с окружающим его миром.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Неагрессивные черты характера личности как проблема профессиональной подготовки

В статье рассматривается девиантное поведение как актуальная проблема современности, отдельно акцентируется внимание на девиантности среди детского возраста, указываются последствия отклоняющегося поведения. Подчёркивается важность неагрессивных черт...

Подростковая тревожность: проблема и пути решения

В статье затрагивается проблема подростковой тревожности, особенности проявления тревожности, а также возможные причины популяризации данной проблемы у современных школьников.

Похожие статьи

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Особенности аддиктивного поведения подростков

В данной статье рассматриваются особенности подросткового возраста и проводится его взаимоотношение с механизмом возникновения аддиктивного поведения. Акцентируется внимание на пусковом механизме инициации данного феномена. Аддиктивное поведение подр...

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Субъективное переживание одиночества в старшем подростковом возрасте

В данной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, концепции, и основные проявления в подростковом возрасте.

Процесс социализации подростков как элемент профилактики девиантного поведения

В статье автор пытается определить процесс социализации подростков как элемент профилактики девиантного поведения.

Теоретический анализ проблемы созависимости

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы созависимости. Выделяются и описываются характерные психологические особенности, поведенческие паттерны и дисфункциональные факторы созависимого поведения. Проанализированы основные подходы к интерпрет...

Теоретико-исторический аспект исследования отклоняющегося поведения

Статья посвящена изучению отклоняющегося поведения в контексте теоретико-исторического аспекта. Рассмотрено развитие понятий нормы и девиации, представлены неконструктивные методы взаимодействия человека с окружающим его миром.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Неагрессивные черты характера личности как проблема профессиональной подготовки

В статье рассматривается девиантное поведение как актуальная проблема современности, отдельно акцентируется внимание на девиантности среди детского возраста, указываются последствия отклоняющегося поведения. Подчёркивается важность неагрессивных черт...

Подростковая тревожность: проблема и пути решения

В статье затрагивается проблема подростковой тревожности, особенности проявления тревожности, а также возможные причины популяризации данной проблемы у современных школьников.

Задать вопрос