Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общих ценностей, на улучшение взаимоотношений личности и общества.
Анализируется тенденция гуманизации образования, современные концепции и технологии обучения, влияющие на формирование мировоззрения, развитие и саморазвитие личности.
Ключевые слова: гуманизация образования, развитие личности, творческие способности, гуманистическое развитие, образовательный процесс.
В современных условиях глобализации и интеграции в мировом образовательном пространстве наиболее актуальными являются вопросы, связанные с психологической и информационной безопасностью среды обучения.
Ликвидация авторитаризма в любой форме образования была основной идеей педагогической теории 20-го века. Это до сих пор остается самой актуальной проблемой педагогики.
Достижение этой цели тесно связано с личностью педагога, его профессионализмом и силой воли.
Современное общество становится все более необходимым в воспитании активных, творческих, внутренне свободных людей, которые осознают свою ценность и уникальность и способны жить свободно, основываясь на общечеловеческих ценностях, отношениях с миром и достижениями цивилизации.
Глобальные социально-экономические и политические изменения, а также вступление общества в постиндустриальную эпоху способствовали демократизации и гуманизации жизни человека и его деятельности.
Отношение к человеку как к высшей ценности социального бытия стало условием выявления и развития творческого потенциала человека и подготовки высококвалифицированных специалистов в высших учебных заведениях.
Гуманизацию образования необходимо рассматривать как многоуровневую систему от дошкольного до высшего и дополнительного образования, краеугольным камнем которой является формирование принципа гуманности.
Успешная подготовка будущих специалистов в высших учебных заведениях достигается не только благодаря информированности, знаниям или качеству обучения (что, безусловно, очень важно), но в основном благодаря содержательному руководству, предоставлению студентам свободы и возможности участвовать в самостоятельной деятельности.
Гуманистически ориентированное высшее образование позволяет каждому участнику эффективно применять свои знания, развивать навыки в новых ситуациях и раскрывать свой потенциал.
Основными задачами гуманистически ориентированного учебного процесса в вузе являются:
– гуманистическая направленность учебного процесса по всем предметам в учебной программе;
– создание условий, подходящих для реализации индивидуального подхода к гуманистическому развитию личности будущего специалиста;
– установление принципов сотрудничества и содействие развитию студенческой деятельности в учебном и исследовательском процессах.
Методология осуществления гуманизации образования должна опираться на современную аксиологию как основу для развития ценностей человека, отражающих его отношение к социальному и объективному миру, а также к самому себе.
Проблемы, связанные с формированием гуманистически ориентированного человека, обычно связывают с пересмотром целей, содержания и технологий гуманистически ориентированного образования в высшей школе, с творческим взаимодействием участников этого процесса, а также с выявлением практической эффективности гуманистической парадигмы образования.
Гуманистическая направленность педагогического процесса в высшем учебном заведении меняет традиционное представление о цели образования и обучения, основным компонентом которой является ориентация на приобретение систематизированных знаний, умений и навыков.
Сегодня специалист с высшим образованием обязан не только выполнять алгоритмические действия, но и обладать художественными навыками и свободой выбора при выборе инструментов решения проблем, а также навыками определения целей, методов и средств своей профессиональной деятельности.
Получение всестороннего образования может дать человеку реальное преимущество и позволить ему быть конкурентоспособным на рынке труда.
Гуманизация образовательного процесса основана на системной теории личностно-развивающего обучения. Гуманистическая направленность педагогического процесса в вузе меняет традиционное представление о цели образования и обучения, основным компонентом которой является ориентация на приобретение систематизированных знаний, навыков и компетенций.
В сложившихся условиях образование определяет порядок подготовки конкурентоспособного и креативного специалиста. В учебном процессе очень важно ориентироваться на индивидуальность студента, его культурологическое образование, развитие физических способностей и эстетических ценностей.
Гуманизация образования предполагает развитие независимого, творческого, социально активного и компетентного специалиста, который может приспосабливаться к различным видам профессиональной деятельности в меняющихся условиях.
Цель гуманизации образования, заключается в содействии развитию человека, его самообразованию и самообучению.
Критерий достижения цели проявляется в достигнутом уровне гуманизма, что отражается в отношении человека к человеку, обществу и другим людям.
Гуманизация образования предполагает необходимость разработки новых учебных программ, новых учебных дисциплин, направленных на развитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, улучшение взаимоотношений государства и гражданского общества.
Среди новых областей знаний, появившихся в последние годы, особый интерес вызывают антропология, управление знаниями и управление творчеством. Развитие и преподавание этих дисциплин будет способствовать формированию гуманного мировоззрения, развитию отношений личности и общества, творческих способностей.
Таким образом, гуманизация образования означает создание гуманной социальной системы образования в обществе, которая соответствует ценностям и идеалам гуманизма.
Гуманизация — это процесс формирования культуры в целом, и эта культура является мерой развития самой личности, особенностей ее развития, интеллектуализацию процесса обучения.
Литература:
- Амонашвили Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1987.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977, с.48.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Ушинский К. Д. Изб-ранные произведения. М.; Л.: АПН, 1946. с. 17.
- Дьюн Джон. Школа и общество. Педагогическая библиотека. Серия 1 № 10. Гос. возд-во, б.г.
- И. В. Бестужев-Лада, Российская академия образования «Гуманизация образования», М.: 2003г.
- Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. — М., 1998.