В связи с большим количеством органов управления в системе, предлагается структурно изменить состав гидросистемы, для упрощения, и обеспечения быстрой надежной работы, не требующих лишних затрат и усилий, необходимых по управлению системой.
Ключевые слова: гидросистема, БТР-80.
Российская Армия имела на вооружении следующие бронетранспортеры: БТР-60ПБМ, БТР-70, БТР-80, БТР-82, БТР-90, БТР-Д, БТР-Т [1]. Каждый из них по-своему уникален и имеет ряд отличий от своего предшественника. При принятии на вооружение новых образцов бронетранспортеров не исчезает необходимость модернизации старых, но еще стоящих на вооружении бронетранспортеров. Пусть их ТХХ несколько хуже чем у бронетранспортеров нового поколения, но проведение модернизации позволит выполнить поставленные задачи, так как рабочий ресурс техники еще не исчерпан, и модернизация не только сократит материальные затраты, но и будет способствовать повышению вероятности выполнения боевой задачи, за частую сохраняя жизнь и здоровье личного состава.
Если обратиться к техническому описанию и инструкции по эксплуатации, то БТР-70 и БТР-80 довольно схожи, БТР-80 пускай и имеет отличительные черты, но скелет взят с БТР-70. Поэтому в данной статье в виде основного образца будет рассмотрен БТР-80.
БТР-80 (Рис.1) — боевая колесная плавающая бронированная машина, вооруженная 14,5 мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7,62 мм пулеметом ПКТ в башенной установке.
Бронетранспортер предназначен для транспортирования личного состава мотострелковых подразделений и для огневой поддержки.
Рис. 1. БТР-80
С одной стороны управление данным БТР довольно простое и не требует особых временных затрат, но с другой стороны имеет много тонкостей и особенностей, для выполнения которых необходимо потратить драгоценное время, которого может не хватить для выполнения боевой задачи. Одной из систем данного бронетранспортёра является гидравлическая система (Рис. 2).
Рис. 2. Гидравлическая система
Принципиальная схема гидросистемы включает в себя: 1- магистраль опускания щитка; 2- магистраль подъема щитка; 3- магистраль включения движителя; 4- магистраль включения движителя; 5- магистраль закрытия переднего клапана; 6- магистраль открытия переднего клапана; 7- магистраль открытия заднего клапана; 8- магистраль закрытия заднего клапана; 9- магистраль открытия заслонки; 10- магистраль закрытия заслонки; А1- насос гидросистемы; Р1- распределитель гидроусилителя руля; Р2 — распределитель гидросистемы; Ц1 и Ц2- гидроцилиндры привода щитка; Ц3 и Ц4- гидроцилиндры гидроусилителя руля; Ц5- гидроцилиндр включения движителя; Ц6 и Ц7- гидроцилиндры клапанов откачки; Ц8- гидроцилиндр привода заслонки; ЗМ1- гидрозамок привода щитка; ЗМ2 — гидрозамок привода включения движителя; ЗМ3 и ЗМ5- гидрозамки привода клапанов откачки; ЗМ4- гидрозамок привода заслонки; КП1 — клапан усилителя руля
Управление данной системой гидрораспределительного аппарата показано на Рис.3.
Рис. 3. Гидрораспределительный аппарат: 1—распределительная пробка; 2 — стрелка-указатель рукоятки; 3—толкатель; 4— эксцентрик; 5—чехол рукоятки; 6 — сигнальная лампа; 7—рукоятка; 8—штуцер закрытия заднего клапана откачки; 9—чехол; 10—штуцер слива; 11—штуцер напора; 12—штуцер открытия заднего клапана откачки; 13—штуцер гидроусилителя руля; 14—разъем жгута проводов; 15—штуцер закрытия заслонки; 16—штуцер открытия заслонки; 17—штуцер выключения водометного движителя; 18—штуцер включения водометного движителя; 19—штуцер поднятия волноотражательного щитка; 20—штуцер опускания щитка; 21—штуцер открытия переднего клапана откачки; 22—штуцер закрытия переднего клапана откачки; 23—кронштейн; 24—пружина золотника; 25—крышка золотника; 26—золотник; 27—корпус золотника; 28—заглушка; 29—корпус пробки; 30—регулировочный болт; 31—контргайка; 32—панель; 33—крышка пробки. А—размер между торцом толкателя и осью крепления эксцентрика рукоятки
Для того чтобы подать жидкость к гидроцилиндру какого-либо гидропривода, например к гидроцилиндру переднего клапана откачки водоотливной системы для закрытия клапана, необходимо рукоятку 7 повернуть до установки стрелки 2 в зоне таблички КЛАПАН ПЕРЕДН. напротив надписи ЗАКР. При этом напорное отверстие в распределительной пробке 1 установится напротив штуцера 22. После этого рукоятку 7 необходимо оттянуть на себя до упора, чтобы стрелка 2 вошла в углубление панели 32. При этом эксцентрик 4, закрепленный на рукоятке, нажмет на толкатель 3, который переместит золотник 26 в нижнее положение, сжимая пружину 24. Магистраль к гидроусилителю руля окажется перекрытой золотником, и поток жидкости пойдет по каналу к напорному отверстию распределительной пробки 1 и далее к гидроцилиндру переднего клапана откачки. При опускании рукоятки 7 пружина 24 возвратит золотник 26 и толкатель 3 в верхнее положение. Поток жидкости от штуцера 11 пойдет к штуцеру 13, т. е. в магистраль гидроусилителя руля [2].
Аналогичным образом происходит управление заслонкой водометного движителя, показанной на рис. 4. Для открытия заслонки водометного движителя необходимо повернуть рукоятку 29 гидрораспределительного аппарата до установки стрелки рукоятки в зоне таблички ЗАСЛОНКА напротив надписи ОТКР. Рукоятку 29 необходимо оттянуть на себя до упора, чтобы стрелка вошла в углубление панели и увеличить подачу топлива. Через 5…10 сек. После того как в зоне таблички ЗАСЛОНКА загорится сигнальная лампа необходимо отпустить рукоятку.
Рис. 4. Заслонка водомета: 1-гидроцилиндр; 2 и 10 — регулировочные шайбы; 3 — шток цилиндра; 4 — контргайка; 5 — гайка крепления рычага; 6,14 и 25 шайбы; 7 и 13 — шпонки; 8 — рычаг валика заслонки; 9 — рычаг включения сигнализации; 11 — уплотнительная прокладка; 12 — упорное кольцо; 15 — болты крепления заслонки;16 — заслонка; 17 и 18 — листы кормы; 19 — уплотнительное кольцо; 20 — фланец; 21 и 24 — роликовые подшипники; 22 — валик заслонки; 23 — опора; 26 — гайка; 27 — упор; 28 — упорный штифт; 29 — гидрораспределительный аппарат; 30 — гидрозамок; 31 — лабиринт
Управление заслонкой водомета в действительности выглядит следующим образом (рис.5).
У данной системы, как и у любой другой, имеются существенные недостатки, которые требуют их решения. Одним из них является большое количество кранов управления, которые приводят систему в работу.
Ввиду этого предлагается новая гидросистема (Рис. 6).
Рис. 5. Управление заслонкой водомета
Рис. 6. Предлагаемая гидросистема
Состав гидросиситемы: 1- бачок; 2- насос; 3 — фильтры; 4 — трубопроводы; 5 — электромагнитный клапан; 6 — перепускной клапан; 7- вспомогательные трубопроводы к гидроусилителю руля; 8 — гидроусилитель руля; 9- трубопроводы соответствующей системы
Данная система работает следующим образом (Рис. 6): жидкость из бачка 1, насосом 2 через фильтры 3 прокачивается к электромагнитным клапанам 5 соответствующей системы 9. Когда все электромагнитные клапана 5 открыты масло протекает через перепускной клапан 6 к гидроусилителю руля 8. Когда одна из систем 9 приводится в работоспособное состояние, то давления для открытия перепускного клапана 6 недостаточно, жидкость протекает к гидроусилителю руля 8 через электромагнитный клапан 5 по трубопроводам 7, но уже с меньшим сечением, таким образом, приоритет в работе дается соответсвующей системе 9, но работа гидроусилителя 8 в отличие от предыдущей версии обеспечивается.
Особенностью электромагнитного клапана является то, что он работает в 3 режимах.
Режим включения соответствующей системы (Рис. 7)
Рис. 7. Режим включения соответствующей магистрали: 1- канал протекания жидкости; 2- клапан (отверстие); 3- отверстие (клапан)
Жидкость протекает через канал 1, создает давление и открывает клапан 2 выпуска жидкости, через отверстие 3 излишки жидкости соответсвующей магистрали сливаются в бачок.
Нейтральный режим электромагнитного клапана (Рис. 8)
Рис. 8. Нейтральный режим электромагнитного клапана
Когда система вывела механизм в исходное положение, его необходимо зафиксировать, для этого электромагнитный клапан опускается в начальное положение, при котором жидкость может протекать к гидроусилителю руля и обеспечивать полноценную его работу, если не используются другие магистрали.
Режим отключения соответствующей системы (Рис. 9)
Рис. 9. Режим отключения соответствующей системы
Когда нет необходимости использовать соответствующую систему, нужно удалить жидкость, для этого электромагнитный клапан перемещается в такое положение, при котором жидкость, проходя через отверстие 3, закрывает соответствующую магистраль, а с другой стороны жидкость вытекает через отверстие 2 в бачок.
Управление системой обеспечивается с пульта управления четырьмя сенсорными кнопками, каждая из которых имеет три цвета соответствующих положению магистрали: включена, выключена или находится в нейтральном положении. Все сигналы обрабатывает блок управления.
В ходе проведенной работы будет решен ряд проблем: во первых, снижено время управления, во вторых система управления станет более информативной; в третьих появится возможность использовать гидроусилитель руля, пусть и с меньшей производительностью, но поворот руля будет осуществлять проще, т. е. появляется возможность использования двух систем одновременно, что исключалось в предыдущей версии.
Литература:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9A %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %B3 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B8 %D1 %8F: %D0 %91 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %81 %D0 %BF %D0 %BE %D1 %80 %D1 %82 %D1 %91 %D1 %80 %D1 %8B_ %D0 %A0 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %B8
2. БТР — 80 Техническое описание № МИЛТ 6234
3. https://ppt-online.org/82274