В статье автор пытается определить тенденции развития фармацевтического рынка.
Ключевые слова: тенденции фармацевтического рынка, коммерческий сегмент, охват врачей, доля компаний, государственный сегмент, покупательская способность.
Для фармацевтического рынка и всех его участников 2018 год был довольно сложным. Как с экономической стороны, так и в вопросах государственного регулирования. Снижение покупательской способности населения, уменьшение реальных денежных доходов — все это явилось одним
из факторов низких темпов роста потребления лекарственных препаратов. Такая динамика привела к тому, что все участники товаропроводящей цепочки — производители, дистрибьюторы, аптечные сети — стали пересматривать свои взаимоотношения, чтобы сохранить прибыль хотя бы на уровне прошлых лет. Крупнейшие дистрибьюторы страны объявили о переходе на обеспечение товарного кредита. Производители также пытаются изменить взаимодействие с аптеками: они предлагают преференции для своего товара в рознице. [1]
Российский фармацевтический рынок имеет две составные части: государственный и коммерческий сегменты.
Государственная часть рынка фармацевтики занимается аптечными продажами лекарственных препаратов по программе дополнительного лекарственного обеспечения, которая заключается в снабжении необходимыми лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде совокупности социальных услуг на основании выписанного врачом или другим уполномоченным лицом рецепта. Государственный сектор — объём рынка, обеспеченный государственными деньгами: госпитальные закупки, льготное лекарственное обеспечение (включая программы ВЗН, ОНЛС) и региональная льгота — занимает около 31 % объёма рынка лекарств.
Политика правительства в сфере государственного обеспечения лекарствами населения остаётся стабильной, и статьи, носящие социальный характер, не сокращаются. [2]
Коммерческий занимает наибольшую долю в структуре объемов продаж в стоимостном и натуральном выражении, а также представляет собой наибольшее число предпринимателей, входящих в данный сектор. Аптечный сегмент лекарственных препаратов всегда был и остается по сей день драйвером развития фармацевтического рынка. Поэтому любые инновации и возможные изменения оцениваются участниками рынка в первую очередь по влиянию именно на этот сегмент.
Так как рост российского фармацевтического рынка практически остановился, рассмотрим динамику с 2011 по 2018 год.
Динамика фармацевтического рынка России представлен на рис.3.
Рис. 1. Динамика рынка фармацевтики за 2011–2018 гг.
За последние пять лет рост фармацевтического рынка замедлился в шесть раз. В 2018 году его объем достиг 1,7 трлн руб., рост к прошлому году составил всего 1,8 %, согласно расчетам аналитической компании DSM Group (есть в распоряжении РБК). За год до этого рынок вырос на 8,2 %, а за пять лет — он рос примерно на 16 % ежегодно.
Все эти годы он рос в основном за счет коммерческого сегмента — продаж лекарств обычным потребителям, поясняет генеральный директор DSM Group.
Обзор популярности препаратов в Московской области представлен на рис.2.
Рис. 2. Обзор популярности препаратов в Московской области
Анализируя график видим, что основная доля препаратов приходится на лекарства, которые реализуются без рецепта (в 2016 г. их доля составляла — 38,6 %, в 2017 г. — 40,5 %, в 2018 г. — 49,2 %). Их рост за три года составил 10,6 %. Наименьшая доля реализации фармацевтических препаратов приходится на препараты, реализуемые с рецептом по указанию МНН. В 2016 г. их доля составляла — 22,9 %, в 2017 г. — 22,6 %, в 2018 г. — 18,3 %). Их снижение за три года составило 4,6 %.
Ценовосприятие — немаловажный фактор. К примеру, медикаменты, стоимость которых не превышает 100 руб. воспринимаются россиянами, как легкодоступные. Ассортимент товаров ценой 100–300 руб. в аптеке также удовлетворяет потребителя.
Не последним фактором в реализации препаратов в Московской области приходится на лояльность врачей к фармацевтическому предприятию и их желание сотрудничать с ними.
На рисунке 3 представлены назначения врачей от фармацевтических предприятий за 2012–2017 гг.
Рис. 4. Назначения врачей ТОР 20 компаний
Согласно рисунку 4, наибольшая доля препаратов приходится на компании Такеда и Тева, а наименьшее на Материа Медика и Инфрамед.
Акрихин также находится в последних рядах, что говорит о неудовлетворенности в сотрудничестве врачей с компанией.
Далее на рисунке 5 рассмотрим охват врачей визитами медицинских компаний различных компаний.
Рис. 5. Охват врачей визитами МП. ТОР-20
Анализируя охват врачей видим, что Сервье занимает 90,5 %, второе место занимает KPKA — 89,6 %, а третье место занимает Берлин-Хеми — 86,3 %, акрихин занимает всего лишь 16е место и его доля 50,3 %.
Также проведем анализ по удаленности с контактами по различным категориям врачей.
Рис. 6. Доля удалённых контактов в структуре визитов
Анализируя рисунок 6, видим, что Эндокринологи наиболее отдалены — их коэффициент составляет 18,4, второе место составляют психиатры — 13,1, а наименьшая удаленность — педиатры — 3,7. [3]
В ноябре 2019 года на аптечном рынке России присутствовало 945 фирм- производителей лекарственных препаратов. ТОП-10 компаний по объёму продаж представлен в таблице 1.
Таблица 1
TOП-10 фирм-производителей ЛП по стоимостному объёму продаж вРоссии вноябре 2019 года
Рейтинг |
Фирма-производитель |
Стоимостной объём, млн руб. |
Доля,% |
Прирост,% Ноябрь 2019 / Октябрь 2019 |
|
Октябрь 2019 |
Ноябрь 2019 |
||||
1 |
1 |
Bayer |
4 136,3 |
4,6 % |
1,4 % |
4 |
2 |
Sanofi |
3 297,8 |
3,7 % |
-3,0 % |
3 |
3 |
Novartis |
3 226,1 |
3,6 % |
-7,5 % |
2 |
4 |
Отисифарм |
3 065,6 |
3,4 % |
-15,0 % |
5 |
5 |
Teva |
2 945,6 |
3,3 % |
-3,0 % |
6 |
6 |
Servier |
2 772,6 |
3,1 % |
-6,1 % |
7 |
7 |
KRKA |
2 618,3 |
2,9 % |
-3,1 % |
8 |
8 |
GlaxoSmithKline |
2 599,8 |
2,9 % |
-2,6 % |
10 |
9 |
Berlin-Chemie |
2 346,2 |
2,6 % |
0,2 % |
9 |
10 |
Gedeon Richter |
2 260,3 |
2,5 % |
-4,6 % |
Общая доля ТОП-10 |
29 268,6 |
32,6 % |
|||
Состав ТОП-10 компаний-производителей, лидирующих по объёмам продаж на коммерческом рынке ЛП, в ноябре 2019 года по сравнению с октябрём изменился в плане расстановки «игроков».
В тройку лидеров вошли компании Bayer, Sanofi и Novartis. В ноябре только производитель Bayer, возглавляющий рейтинг, продемонстрировал увеличение реализации на 1,4 %.
Рейтинг, как и месяцем раннее, возглавляет немецкий производитель Bayer с долей 4,6 %. Продажи корпорации выросли на 1,4 %. Положительную динамику компании обеспечили стимулятор репарации тканей «Терафлекс» (+10,3 %), широкая линейка средств для лечения геморроя «Релиф» (+7,2 %), представленная ректальными суппозиториями, кремами и мазями, антацидное средство «Ренни» (+6,1 %).
Французская фармацевтическая корпорация Sanofi отметилась снижением объёма реализации на 3,0 %. Несмотря на это производитель поднялся на второе место с 4-й строчки. Вес производителя на рынке ЛП вырос на 0,1 % — до 3,7 %. Отрицательная динамика фирмы обусловлена падением объёма реализации бренда «Лазолван» (-10,5 %), включающего назальные средства и препараты от кашля, гепатопротекторного средства
«Эссенциале» (-10,1 %), антикоагулянтного средства прямого действия «Клексан» (- 6,8 %).
Компания Novartis (доля 3,6 %) удерживает 3-ю позицию; снижение продаж на 7,5 % в большей мере произошло за счёт падения реализации противогрибкового средства
«Экзодерил» (-24,5 %), муколитика «АЦЦ» (-17,3 %), а также комбинированного антибиотика «Банеоцин» (-14,9 %).
Максимальный темп снижения показала отечественная корпорация «Отисифарм» (- 15,0 %) благодаря падению продаж средства от кашля «Коделак» (-35,3 %), препарата магния «Магнелис» (-30,8 %) и противовирусного препарата «Арбидол» (-30,4 %).
Таким образом можно сделать вывод, что несмотря на то, что за последние пять лет рост фармацевтического рынка замедлился в шесть раз, в рост к прошлому году составляет 1,8 %. Такая тенденция наблюдается за счет коммерческого сегмента. Наибольшая доля препаратов приходится на компании Такеда и Тева, а наименьшее на Материа Медика и Инфрамед. В тройку лидеров вошли компании Bayer, Sanofi и Novartis. В ноябре только производитель Bayer, возглавляющий рейтинг, продемонстрировал увеличение реализации на 1,4 %. [4]
Литература:
- Метка: фармацевтический рынок// gmpnews.ru. URL: https://gmpnews.ru/tag/farmacevticheskij-rynok/ (дата обращения: 11.02.2020).
- https://alpharm.ru // alpharm.ru. URL: ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК РФ, АПРЕЛЬ 2019 Г., ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2019 Г. (дата обращения: 11.02.2020).
- Фармацевтический рынок // kommersant.ru. URL: https://www.kommersant.ru/theme/1151 (дата обращения: 11.02.2020).
- Фармацевтический рынок. Результаты и итоги // dsm.ru. URL: https://www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/ (дата обращения: 11.02.2020).