В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ готовности родителей к информационному взаимодействию и информированностью родителей деятельность образовательной организации.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, взаимодействие учебного заведения довузовского образования МО РФ с родителями нахимовцев, воспитательно-образовательный процесс, педагогическое взаимодействие.
В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. Компьютеры повсеместно внедряются в систему образования, в связи с чем, необходимо реализовывать новые модели образовательного процесса, создавать новую образовательную среду, которая отвечает сегодняшним реалиям.
Современный ребёнок проживает в среде электронной цивилизации, а педагог должен стать координатором того информационного потока, который увлекает за собой обучающегося. Такими образом, педагогу, воспитателю нужно уметь обладать современными методиками и новейшими образовательными технологиями, чтобы взаимодействовать на одном языке с воспитанниками [1].
Новейшие современные возможности помогают в работе не только с обучающимися, но и с их родителями. Сегодня использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе — это одно из самых важных течений модернизации образования, позволяющее разнообразить образовательный процесс, разрешающее увеличить качество учёбы и добиться новейшего уровня взаимоотношений с родителями (законными представителями) обучающихся [5].
В филиале «Нахимовского военно-морского училища» (Севастопольское президентское кадетское училище) взаимодействие с родителями (законными представителями) нахимовцев является важным звеном в построении воспитательной работы. Несмотря на то, что большую часть времени воспитанники находятся вне семьи, это не значит, что родители должны самоустраниться от процесса воспитания.
Ребята поступают в наше училище со всех регионов России, в том числе и очень удалённых. Воспитанники по несколько месяцев не видят своих родителей. Вот тут на помощь и приходят современные образовательные и воспитательные технологии.
Решающую роль в эффективности совместной работы воспитателя и родителей (законных представителей) нахимовцев играет своевременный и адекватный обмен информацией, касающейся всех направлений работы училища.
Применение ИКТ во взаимодействии с родителями воспитанников имеет ряд преимуществ, которые позволяют значительно повышать эффективность взаимодействия училища с родителями (законными представителями) нахимовцев:
− электронный дневник и LMS-система;
− индивидуальность подачи информации;
− минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации и увеличение потока информации;
− заказной принцип консультирования родителей (законных представителей);
− возможность изучать разные нормативные и отчётные документы по учебно-воспитательной работе;
− фотоотчеты с экскурсий, соревнований, конкурсов, с повседневной жизни воспитанников позволяют родителям видеть реализацию воспитательного процесса в училище;
− обеспечивает диалог субъектов коммуникации (средства мобильной связи, электронная почта, форум);
− наилучшее соединение персональной работы с классом;
− быстрое и доступное приобретение информации;
− создание электронных газет, журналов, видеофильмов о жизни нахимовцев;
− возможность просмотра (в режиме онлайн или офлайн) досуговых мероприятий (концерты к государственным праздникам, конкурсы талантов и инсценированной песни, КВНы и пр.)
Применяя ИКТ-технологии в своей работе, воспитатель имеет возможность оперативно связаться с родителями, обсудить проблемы, высказать тревогу или похвалить за успехи воспитанника, попросить о помощи в разрешении каких-либо вопросов (учёба, дисциплина, состояние здоровья и т. д.), организуя при этом индивидуальный диалог.
Использование в филиале НВМУ (Севастопольское ПКУ) LMC-системы даёт возможность родителями (законным представителям) нахимовцев отслеживать и контролировать успеваемость своего ребёнка. Родители имеют доступ к дневнику своего ребёнка и могут своевременно реагировать на какие-либо неудачи сына, связываться с воспитателем или педагогом. Родители также приобретают возможность обсудить с воспитателем эмоциональное настроение, состояние здоровья сына, его взаимоотношения с одноклассниками, что необходимо для коррекции адаптивного обучения и воспитания каждого нахимовца.
Одним из нововведений может стать создание общего чата для родителей в популярных мессенджерах (Viber, WhatsApp), в котором каждый участник может узнать расписание занятий, мероприятия, текущие проблемы группы, может задать воспитателю любой вопрос об учебном процессе, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в классе. Как правило, виртуальные кoнтакты родителей с воспитателями, и рoдителей между сoбой фoрмируют неформальное oбщение рoдителей и педагoгов, что спoсобствует кoмплексности и взаимнoй связи образoвательных и вoспитательных вoздействий, реализуемых в училище и дoма [1].
Создание закрытых групп в «Контакте» или в «Одноклассниках» — ещё одна форма эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. Закрытая группа — это сообщества, доступ к материалам, которых ограничен и доступен только участникам этой группы. Группа должна быть именно такого формата, для сохранения конфиденциальных данных. Её пользователи имеют возможность следить за новостями сообщества только после подачи заявки и дождавшись одобрения модератора группы.
Создание таких групп направленно на решение следующих задач:
− осуществлять обмен опытом;
− стать для родителей источником информации учебного и воспитательного характера;
− делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной.
Совсем новая возможность для общения воспитателя с родителями (законными представителями) несёт в себе организация собственной веб-страницы в сети Интернет. При организации веб-страницы учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (не выкладываются итоги диагностики, личные сведения о воспитанниках и их родителям). Материалы на веб-странице размещаются, главным образом, консультационные: возрастные особенности, рекомендации и советы специалистов, электронная газета класса.
Сегодня ни одно родительское собрание, ни одна родительская конференция, проводимые в нашем училище, нельзя себе представить без использования ИКТ, а именно с использованием различных презентаций, где родители прослеживают жизнь, успеваемость и творчество своих детей [3].
В перспективных планах у нас получить возможность и реализовать в работе с родителями (законными представителями) воспитанников проведение родительских собраний в режиме видеоконференций, чтобы каждый из родителей, независимо от места жительства мог принимать непосредственное участие в вопросах обсуждения успеваемость и дисциплины класса, вносить предложения по улучшению образовательно-воспитательного процесса.
Наличие сайта филиала НВМУ (Севастопольское ПКУ) может служить для родителей (законных представителей) нахимовцев источником методического, образовательного или воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут оперативно получать информацию о специфике работы училища, курса, класса, расписании занятий, о проводимых учебных и внеурочных мероприятиях, о методах сбережения здоровья детей, их безопасности. Сайт пoзволяет рoдителям в реальнoм режиме времени oтслеживать успехи свoих детей, пoлучать инфoрмацию o прoблемах, вoзникающих в вoспитании и oбучении. При этом коллективные формы информационного взаимодействия не отрицают возможности получения каждым родителем индивидуальной или конфиденциальной информации.
Безусловно, в процессе применения ИКТ есть ряд проблем, главные из которых — отсутствие компьютеров и недостаточная компьютерная малограмотность отдельных родителей. В целом же эта работа способствует более эффективному взаимодействию училища с семьями воспитанников, увеличению осведомленности родителей (законных представителей) в вопросах учебно-воспитательного процесса, общедоступности и согласованной подготовленности в вопросах развития и обучения воспитанников филиала. Целенаправленное системное информационное влияние, обращенное на родительскую общественность, с применением ИКТ разрешает существенно увеличить результативность взаимодействия семьи и филиала «НВМУ (Севастопольского президентского кадетского училища)».
Анализируя готовность родителей к информационному взаимодействию и использованию ИКТ-технологий в воспитательном процессе, а также способность к его осуществлению, у нас получились следующие результаты, которые представлены на рисунках 1 и 2:
Рис. 1. Готовность родителей к информационному взаимодействию
Рис. 2 Информированность родителей о воспитательной работе в классе
Таким образом, успешность педагогического взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе училища. Умелое, эффективное и научно обоснованное применение соответствующих электронных ресурсов и компьютерных технологий в этом направлении способно внести решающий вклад в создание единого образовательного пространства училища.
Литература:
- Есипов А. С. Информатика и информационные технологии для учащихся школ и колледжей // А. С. Есипов. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 464 c.
- Норенков И. П. Информационная поддержка наукоемких изделий. CALS-технологии // И. П. Норенков, П. К. Кузьмик. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. — 320 c.
- Сухомлин В. А. Введение в анализ информационных технологий // В. А. Сухомлин. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 432 c.
- Угринович Н. Информатика и информационные технологии // Н. Угринович. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.— 512 c.