В статье рассматривается экспериментирование, как исследовательская технология и эффективное средство развития познавательной активности и графомоторных функций. Предпринята попытка интеграции образовательной деятельности по развитию графомоторных функций с развитием когнитивных процессов. Авторы описывают сравнительный анализ кружковой деятельности по теме исследования и делают вывод об эффективности реализации программ «Говорим правильно в 5–6 лет» и «Нетрадиционные способы рисования».
Актуальность исследования. Дошкольное детство является таким возрастным периодом, когда активно формируется картина мира, основы мировоззрения ребенка. В настоящее время проблема недоразвития речи у детей влечет за собой большие трудности, связанные с освоением детьми программы дошкольного образования. Среди причин трудностей письма, влияющих на дальнейшее обучение в общеобразовательной организации несформированность графомоторных навыков в дошкольном возрасте. Как указывают исследователи М. М. Безруких, Е. В. Гурьянов, В. А. Илюхина, А. Н. Корнев, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко и др. одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе является развитие графомоторных навыков. Изучением графомоторных навыков также занимались Н. Н. Волоскова, Б. Ф. Ломов, Т. С. Комарова, М. Г. Храковская и др.
Процесс формирования графомоторных навыков сложен для дошкольников как в психологическом, так и физиологическом плане. Как утверждал Н. А. Бернштейн «для обучения письму необходима ассоциация слуховых, речедвигательных и зрительных представлений с кинестетическим образом букв, обеспечивающейся сложным межанализаторным взаимодействием, в котором функциональные возможности двигательного анализатора имеют огромное значение» [1].
Это обусловлено тем, что в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга. Различные точки зрения этой проблемы находят отражение в работах М. М. Безруких, Е. М. Беспаленко, Г. А. Каше, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, О. А. Токаревой, Р. Д. Тригер, Г. В. Чиркиной, М. Е. Хватцева и др.
Поэтому именно в дошкольном возрасте важно создать условия для формирования базовых личностных качеств ребенка, которые будут развиваться в дальнейшем.
Исследователи в области дошкольного образования Н. Е.Веракса, А. Н Веракса, подчеркивали, что одним из условий формирования познавательного интереса детей является адекватный выбор средств и соблюдение ряда психолого-педагогических требований. Одно из важных условий — это использование метода исследования «экспериментирование».
В связи с этим, проблему нашего исследования составляет процесс формирования познавательного интереса и графомоторное развитие старших дошкольников через экспериментирование. Как средство развития исследовательской активности дошкольников детское экспериментирование направлено на познание и преобразование объектов окружающей действительности. Детское экспериментирование способствует обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию и самореализации ребенка.
Вопросы детского экспериментирования частично получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, О. В. Афанасьевой и др. Н. Н. Поддьяков исследовал своеобразие и виды детского экспериментирования, Авторами О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир рассмотрены возможности организации экспериментирования в дошкольной образовательной организаций. Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в программах, используемых в ДОО «Улыбка» г. Богучара.
Объект исследования: процесс развития графомоторных функций и познавательной активности у старших дошкольников.
Предмет исследования: экспериментирование как средство развития графомоторных функций и познавательной активности дошкольников.
Цель исследования: обосновать и практически исследовать эффективность условий организации и применения метода экспериментирования в развитии графомоторных функций и познавательной активности дошкольника.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие старшие дошкольники МКДОУ «Богучарский детский сад «Улыбка». Всего участвовало в эксперименте 36 детей. Исследование началось в 2018 году и продолжается в настоящее время. Методы исследования — реализация программ «Говорим правильно в 5–6 лет» и «Нетрадиционные способы рисования».
Результаты исследования и их обсуждение
Экспериментирование при реализации программ заключалось в выявлении особенностей проявления исследовательской активности старших дошкольников. С этой целью использовались специально созданные проблемные ситуации, требующие осуществления экспериментирования для выявления: возможности использования монотипии как технику для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста и активизации познавательной активности; «Гласные и согласные буквы», «Буква «Р», как она звучит и почему?»; как растворяется гуашь при рисовании; для чего нужно учить стихотворения?; исследуем технику создания рисунка «Граттаж»; воскография в изобразительном искусстве; сказки-перевертыши в развитии речи и др.
В результате было получено 20 протоколов. Анализ данных осуществлялся по комплексным критериям:
1) принятие ребенком проблемной задачи или ситуации, требующей экспериментирования;
2) проявление интереса ребенка к экспериментированию;
3) особенности процесса экспериментирования по развитию познавательной активности;
4) особенности процесса экспериментирования в изобразительном искусстве;
5) отношение ребенка к результату экспериментирования и его оценка.
Далее, был проведен сравнительный анализ данных 2018 и 2019 года.
Данные анализа отражены в таблице 1. Обозначения: В — высокий; С — средний; Н — низкий.
Таблица 1
Критерии |
2018 (кол-во детей) |
2019 (кол-во детей) |
||||
в |
с |
н |
в |
с |
н |
|
1.Принятие ребенком проблемной задачи, требующей экспериментирования |
17 |
10 |
9 |
23 |
12 |
1 |
2.Проявление интереса ребенка к экспериментированию |
19 |
12 |
5 |
28 |
8 |
0 |
3.Принятие особенностей процесса экспериментирования по развитию познавательной активности |
16 |
17 |
3 |
21 |
14 |
1 |
4.Принятие особенностей процесса экспериментирования в изобразительном искусстве |
18 |
17 |
1 |
23 |
12 |
1 |
5. Положительное отношение ребенка к результату экспериментирования |
16 |
14 |
6 |
22 |
14 |
0 |
Выводы: результаты исследования доказывают, что при реализации программ и при использовании метода экспериментирования старшие дошкольники достигают достаточно высокого уровня познавательной активности. Использование экспериментирования в образовательной деятельности старших дошкольников создает возможность повышения уровня познавательной активности и развивает графомоторные функции.
Данные, отраженные в таблице, показывают разность в уровнях развития в 2018 и 2019 годах. Дошкольники показали положительную динамику в проявлении исследовательской активности по всем критериям. Однако, отмечен и низкий уровень активности у 9-ти детей по первому критерию и в 2018 году. Но в 2019 году этот показатель изменился, в лучшую сторону. Только один ребенок имел низкий уровень. Но зная личность ребенка и его статус здоровья, этого результата можно было ожидать.
Таким образом, в исследовании реализована цель и решена проблема.
Полученные научно-практические результаты подтвердили эффективность использования экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников.
Литература:
- Берштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. 1966.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. — Мозаика-Синтез Москва, 2012. — С. 336.
- Салалыкина М. В., Никитюк С. Ю. Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1. — С. 132–135.