Особенности проявления авторитаризма личности у учащихся кадетских классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 15.02.2020

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Глебов, В. А. Особенности проявления авторитаризма личности у учащихся кадетских классов / В. А. Глебов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67386/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлен сравнительный анализ уровня авторитаризма личности современных подростков, учащихся кадетских классов и учащихся средних общеобразовательных школ г. Москвы. По данным исследования среди учащихся кадетских классов количество авторитарных подростков выше, чем среди учащихся гимназии. Для авторитарных подростков характера зависимость от мнения окружающих, но высокая автономия от семьи. Полученные результаты представляют особенный интерес для педагогов, психологов и работников социальной защиты.

Ключевые слова: подростковый возраст, кадетские классы, школа, образование, авторитаризм, автономия, фашизм, милитаризм, идеология.

Необходимость исследования авторитарности была продиктована крупными социальными потрясениями середины прошлого века, в первую очередь возникновением и массовой поддержкой фашизма в Европе. История фашистских движений в мире показывает многообразие и часто прямую противоположность фашистских идей и проявлений (от антисемитизма в Германии до еврейских фашистских организаций). Но, так или иначе, любому фашизму обязательно присущи следующие черты: милитаризм, воинствующие ксенофобия, расизм, национализм (направленные против: иммигрантов в современной Европе, чернокожих в США или ЮАР, индейцев в Гватемале и Чили, тамилов на Шри-Ланке и т. п.); отрицание принципа всеобщего равенства [8].

Проблема авторитарности как свойства личности разрабатывается учеными разных отраслей психологии (социальная психология, психология личности, кросс- культурная психология; политическая психология). К классическим исследованиям проблемы в зарубежной психологии относятся работы Т. Адорно, Э. Райха, Э. Фромма, А. Адлера, Г. Маркузе, А. Маслоу и др. [1].

Результаты исследования

Рис. 1. Различия по рангам авторитаризма

С помощью математической обработки данных было обнаружено различие между кадетами и гимназистами по уровню авторитарности (U = 305, p = 0.055). Сравнение средних и статистическая обработка данных показывают, что уровень авторитаризма правого толка у кадетов выше, чем у гимназистов.

Таблица 1

Распределение уровня авторитаризма между кадетским классом и гимназией

Гимназия

Кадетские классы

Низко авторитарные

26 %

4 %

Средне авторитарные

57 %

83 %

Высоко авторитарные

17 %

13 %

Как видно из таблицы 1, почти четверть учащихся гимназии являются низко авторитарными, в то время как в кадетских классах процент низко авторитарных школьников составляет всего 4 %. Процент высоко авторитарных школьников приблизительно равен в обеих школах. Таким образом, в кадетских классах основную часть респондентов составляют средне авторитарные подростки.

Обсуждение результатов

По нашим данным, существует различие между уровнем авторитаризма у учащихся кадетских классов и гимназии — у первой группы он достоверно выше (График 1). Кадетское образование носит явный милитаризованный характер, многие выпускники в будущем выбирают военную карьеру, которую можно охарактеризовать как чрезвычайно консервативную, догматичную, ригидную. Таким образом, высокие показатели по шкале авторитаризма правого толка обусловлены средой, в которой постоянно пребывают учащиеся. Авторитарность среды в кадетской школе проявляется и подчеркивается порядками образовательного учреждения: кадеты носят военную форму, участвуют в построениях и т. п. Комплекс военно-патриотических мероприятий по сравнению с общеобразовательными школами заметно расширен.

Полученные результаты согласуются с новейшими исследованиями, доказывающими, что уровень авторитаризма связан с намерениями служить в армии по контракту [5], а также имеет высокие показатели у представителей профессий, связанных с военной деятельностью (собственно военные, пограничники и охранники аэропорта) [10].

Полученный результат согласуется с теорией Б. Альтмейера, построенной на теории социального научения А. Бандуры. Согласно теории, авторитарные нормы усваиваются людьми с детства, путем подражания значимым другим. Образами для подражания в кадетских классах являются великие исторические личности, в т. ч. военачальники, правители России и т. д. Такие личности связаны с властью, необходимостью подчинения и иерархией.

Данные результаты также можно рассмотреть с точки зрения теории авторитаризма Дж. Даккита [9]. Согласно его теории, авторитаризм связан с высокой степенью сплоченности группы, противопоставляющей себя окружающему миру. Кадеты отмечают свой высокий нравственный уровень, особую миссию, ответственность перед поколением. Таким образом, кадеты выделяют себя из массы «современной молодежи» в особую группу «кадеты», имеющую специфические свойства, описанные в «кодексе кадета».

Заключение

Учащиеся кадетских классов более авторитарны, чем гимназисты. Кадетам свойственно ощущение личностной независимости, они в меньшей степени испытывают отчуждение. При этом учащиеся кадетских классов склонны к дискредитации ценностей окружающих. Высоко авторитарные подростки сильно зависимы от мнений окружающих, склонны придерживаться формальным школьным правилам. Авторитаризм имеет адаптивную функцию для подросткового возраста.

Литература:

  1. Агеев В. С., Абалакина М. А., Мак-Фарланд С. Авторитарная личность в США и СССР. 1990. № 6; Журнал «Человек», 1990, № 6, стр. 110–118.
  2. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагм. из «Авторитарной личности»). «Социологические исследования», 1993, № 3, стр. 66–74.
  3. Баязитов Р. Ф. Авторитарный стереотип: сущность и проявления в социальных взаимодействиях / Р. Ф. Баязитов. — Нижнекамск: НМИ. 2006. 175 с.
  4. Васькова О. В., Кочетков Н. В., Соловьев С. М. Особенности профессионального самоопределения современной учащейся молодежи [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/2/Vaskova, Kochetkov, Solovyev.phtml (дата обращения: 12.02.2020)
  5. Веденеев Н. В. Особенности уровня агрессивности и латентного экстремизма у кандидатов на военную службу по контракту // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2008. № 2.
  6. Дьяконова Н. А. Особенности авторитаризма и его взаимосвязь с ценностными ориентациями и локусом контроля у российских и американских студентов: Дис. канд. психол. наук: 19.00.05: Москва, 2001. 170 c.
  7. Орестова В. Р. Формирование личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.13: Москва, 2001. 207 c. РГБ ОД
  8. Тарасов А. Н. Много фашизмов. Весьма нехороших, но разных [Электронный ресурс] // «Новая модель», 2003, № 2. URL: https://scepsis.net/library/id_2973.html (дата обращения: 12.02.2020)
  9. Duckitt J. Right-wing authoritarianism among White South African students: its measurement and correlates / J. Duckitt // Journal of Social Psychology. 1993. Vol. 133, № 4. P. 553–563.
  10. Rubinstein G «Authoritarianism among border police officers, career soldiers, and airport security guards at the Israeli border» The Journal of Social Psychology, 2006. 146(6), P. 751–761
Основные термины (генерируются автоматически): класс, уровень авторитаризма, учащийся, кадет, мнение окружающих, подростковый возраст, подросток, правый толк.


Похожие статьи

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Особенности развития лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ: сравнительный анализ

Статья посвящена сравнительному анализу особенностей лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ. Проанализированы статьи отечественных и зарубежных учебных по данной проблеме, проведено собственное эмпирическое исследование, даны ре...

О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи

В статье показано, что различные социальные отклонения у подростков и молодёжи (наркомания, алкоголизм, курение и др.), характеризующиеся нарушениями в их поведении, имеют одинаковые факторы риска, единые механизмы и нередко сочетаются у одного и тог...

Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности

В статье представлены результаты исследования структуры интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности. Отражено, что в результате исследования определены три группы подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельно...

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов

В статье приводятся данные исследования уровня адаптации, тревожности и уровня стресса студентов первого курса при обучении в вузе. Подавляющее большинство студентов первого курса характеризовались неудовлетворительной адаптацией к образовательному п...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Проблема развития лидерских качеств старших подростков

В статье рассматриваются понятия «лидер», «лидерство», «лидерские качества», приводятся классификации лидеров, дается описание методики «Методика для изучения социализированности личности учащегося». Приводится анализ эмпирических данных, полученных ...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Гемодинамические показатели школьников г.Ишима

В работе представлены результаты изучения гемодинамических показателей школьников г.Ишима. Диастолическое артериальное давление у школьников г.Ишима было достоверно выше, чем расчетное, практически во всех группах, за исключением девушек 14 и 15 лет....

Развитие инженерного мышления школьников

В своей статье я хочу рассмотреть вопросы формирования инженерного мышления у детей дошкольного возраста, учащихся начальной и средней школы на основе метапредметности, исследовательской деятельности и познавательной потребности. Указаны основные при...

Похожие статьи

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Особенности развития лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ: сравнительный анализ

Статья посвящена сравнительному анализу особенностей лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ. Проанализированы статьи отечественных и зарубежных учебных по данной проблеме, проведено собственное эмпирическое исследование, даны ре...

О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи

В статье показано, что различные социальные отклонения у подростков и молодёжи (наркомания, алкоголизм, курение и др.), характеризующиеся нарушениями в их поведении, имеют одинаковые факторы риска, единые механизмы и нередко сочетаются у одного и тог...

Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности

В статье представлены результаты исследования структуры интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности. Отражено, что в результате исследования определены три группы подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельно...

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов

В статье приводятся данные исследования уровня адаптации, тревожности и уровня стресса студентов первого курса при обучении в вузе. Подавляющее большинство студентов первого курса характеризовались неудовлетворительной адаптацией к образовательному п...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Проблема развития лидерских качеств старших подростков

В статье рассматриваются понятия «лидер», «лидерство», «лидерские качества», приводятся классификации лидеров, дается описание методики «Методика для изучения социализированности личности учащегося». Приводится анализ эмпирических данных, полученных ...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Гемодинамические показатели школьников г.Ишима

В работе представлены результаты изучения гемодинамических показателей школьников г.Ишима. Диастолическое артериальное давление у школьников г.Ишима было достоверно выше, чем расчетное, практически во всех группах, за исключением девушек 14 и 15 лет....

Развитие инженерного мышления школьников

В своей статье я хочу рассмотреть вопросы формирования инженерного мышления у детей дошкольного возраста, учащихся начальной и средней школы на основе метапредметности, исследовательской деятельности и познавательной потребности. Указаны основные при...

Задать вопрос