К вопросу об определении понятия «имидж педагога» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 17.02.2020

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Гуменюк, О. О. К вопросу об определении понятия «имидж педагога» / О. О. Гуменюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 221-222. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67395/ (дата обращения: 16.11.2024).



Преподаватель вуза является той личностью, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна иметь множество универсальных качеств. Одно из существенных направлений, которое могло бы повысить статус педагога в обществе — это умение вырабатывать позитивный имидж профессии. В статье рассматриваются различные интерпретации и определения такого понятия, как «имидж педагога».

Ключевые слова: имидж, педагог, преподаватель.

Искусство управлять имиджем заключается в развитии того индивидуального стиля, который создается на основе личной уникальности педагога. При этом важно учитывать характер аудитории, ее возможности и требования, специфику среды. Для эффективного управления собственным имиджем, корректировки его в зависимости от конкретно поставленных задач, важно владеть имиджевой компетентностью, то есть определенными знаниями и умениями в области имиджелогии.

Многие из исследователей определение «имидж» интерпретируют по-разному.

Анализируя исторический контекст, важен тот факт, что впервые в нынешнем значении данный термин использован основателем психоанализа З. Фрейдом. «Имидж» — именно так был назван журнал, изданный в 1930 году. С 1940 года данный термин используется в рекламной сфере и связях с общественностью.

Классик отечественной психологии К. К. Платонов рассматривает понятие «имидж» через восприятие. Другими словами, имидж выступает как некий образ, возникновение которого происходит по итогу восприятия внешних и внутренних характеристик объекта. При этом фигура данного объекта в психике человека может возникать как итог воспринимаемых характеристик, а также, как основа восприятия уже ранее развитой оценки объекта другими людьми. Следует также отметить, что К. К. Платонов рассматривает понятие как категорию, которая имеет не только эмоциональную окраску (оценку), но и является рациональной (рассудочный конструкт) [1, с.77].

Взгляд А. Ю. Панасюка на понятие «имидж» несколько иной. Он рассматривает имидж человека через мнение об этом человеке у группы людей, которое формируется в их психике благодаря прямому контакту с ним или же полученной о нем информации. Автором было подробно изучено происхождения данного понятия, вследствие чего появилось собственное определение. В своем исследовании он убедительно доказывает, что: «в качестве стереотипа может выступать оценка этого образа (например, «люди, которые носят галстуки оранжевого цвета — недалекие — стереотипная оценка), но не сам образ (человек с ярким галстуком)» [1, с.51].

Таким образом, исследование А. Ю. Панасюк заканчивает на определении имиджа как через продукт целенаправленного воздействия, так и через непроизвольно возникающее восприятие. Отсюда возникло наиболее полное определение понятия: «Имидж — это некое мнение, которое целесообразно либо носит эмоциональный характер. Оно всегда зарождается в психике. Здесь речь идет о сознании и подсознании той группы людей, которые так или иначе взаимодействовали с человеком, воспринимаемым ими, или же получили определенного рода информацию о нем. Таким образом, данный образ может формироваться в психике как целенаправленно, так и непроизвольно» [2, с.150].

Согласно современным представлениям И. Нефедовой и Е. Власовой имидж представлен через некий человеческий образ, самопрезентацию для других. То есть эти исследователи считают, что человек с одной стороны старается дать о себе некую информацию окружающим, а с другой — преследует определенные цели.

Необходимость имиджа подчеркивается точкой зрения В. Н. Черепановой, которая дает следующее определение: «Имидж — это целенаправленно выработанный интегральный, единый, динамичный феномен, обусловленность которого проявляется во взаимодействии внутренних и внешних качеств личности субъекта. Главной целью имиджа является обеспечение согласованного воздействия субъекта на социум и самого себя и наоборот».

Она также уделяет особое внимание определению «имидж педагога», рассматривая его как гармонию между внешними и внутренними личностными и профессиональными качествами преподавателя. Речь идет о профессионализме, благодаря которому проявляется желание, готовность, а также способность педагога к общению с участниками образовательного процесса [3,с.12–13].

Еще один современный исследователь Калюжный А. А. трактует педагогически имидж через образ или представление, который благодаря ассоциативному методу наделяет объект новыми ценностями. Такие ценности зачастую в реальности не имеют под собой никакой основы и более того, не обладают социальной значимостью для тех, кто воспринимает объект. Иными словами, индивидуальный имидж преподавателя должен рассматриваться в рамках личностного феномена, основой для которого выступает социальная и психологическая природа, детерминированная субъектом личности самого педагога как профессионала своего дела. С его помощью отражаются существенные особенности личности, профессионализма в его деятельности и общения, поведения и внешнего облика педагога.

Вывод

Результат анализа разнообразных точек зрения на определение понятия «имиджа» показал, что имидж преподавателя является символическим и динамично изменяющимся образом. Его создание всегда происходит в сознании обучаемого или тех, кто воспринимает его профессиональную деятельность. Хороший имидж важен не только для других людей, как пример успеха, на который следует равняться, но и для самого «хозяина» имиджа, как моральная, психологическая удовлетворенность собой, всей совокупностью собственных внутренних качеств, которые отлично гармонируют с внешними.

Литература:

  1. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники — 3 — е изд., стер. — М.: Омега — Л, 2009. — 266 с.
  2. Сорокина Е. С. Педагогическое значение учительского имиджа [http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/4621/1/makarenko_2013_30.pdf];
  3. Черепанова В. Н. Педагогическая имиджелогия. — Тюмень: ТОГИРРО, 1998. — 296 с.
Основные термины (генерируются автоматически): имидж, группа людей, образ, профессиональная деятельность.


Ключевые слова

имидж, преподаватель, педагог

Похожие статьи

Имидж руководителя образовательной организации

В статье рассматривается понятие «имидж», поднимается вопрос об особенностях имиджа руководителя образовательной организации, как одного из компонентов внутреннего имиджа образовательного учреждения

Исследование проблемы формирования имиджа преподавателя вуза

Статья посвящена актуальной на данной момент проблеме — формированию образа (имиджа) современного преподавателя, оказывающего благоприятное воздействие на аудиторию, в качестве повышения мотивации среди студентов.

Основные понятия профессионализма педагога

Данная статья посвящена весьма актуальной теме, которая до сегодняшнего дня остаётся объектом отдельного исследования педагогики. Статья рассматривает основные понятия профессионализма педагога в плане системных критериев и их роли в образовании. Так...

Идеальный преподаватель: выявление личностных качеств, необходимых педагогу в настоящее время

В статье автор рассматривает вопросы, касающиеся определения основных личностных и профессиональных качеств, которыми должен обладать идеальный преподаватель.

Психологические особенности профессиональной деятельности юриста

Юрист при осуществлении своей деятельности работает с различными людьми, что предполагает умение найти правильный подход к каждому из них. Статья посвящена психологическим особенностям профессиональной деятельности юриста. Отмечается, что на сегодняш...

Понятие и роль профессиональных компетенций в процессе обучения студентов среднего профессионального образования

В статье автором освещены некоторые из подходов к понимаю профессиональной компетенции научного сообщества и действующего законодательства. Автор акцентирует внимание на том, что компетентный подход в образовании играет ведущую роль, что находит свое...

Оценка компетенций проектного менеджера

В данной статье автором рассматриваются методы оценки компетенций проектного менеджера. Роль проектного менеджера определяется как значимая, поэтому предъявляются требования к его ключевым компетенциям. Оценка должна носить комплексный характер, чтоб...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов

В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...

Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...

Похожие статьи

Имидж руководителя образовательной организации

В статье рассматривается понятие «имидж», поднимается вопрос об особенностях имиджа руководителя образовательной организации, как одного из компонентов внутреннего имиджа образовательного учреждения

Исследование проблемы формирования имиджа преподавателя вуза

Статья посвящена актуальной на данной момент проблеме — формированию образа (имиджа) современного преподавателя, оказывающего благоприятное воздействие на аудиторию, в качестве повышения мотивации среди студентов.

Основные понятия профессионализма педагога

Данная статья посвящена весьма актуальной теме, которая до сегодняшнего дня остаётся объектом отдельного исследования педагогики. Статья рассматривает основные понятия профессионализма педагога в плане системных критериев и их роли в образовании. Так...

Идеальный преподаватель: выявление личностных качеств, необходимых педагогу в настоящее время

В статье автор рассматривает вопросы, касающиеся определения основных личностных и профессиональных качеств, которыми должен обладать идеальный преподаватель.

Психологические особенности профессиональной деятельности юриста

Юрист при осуществлении своей деятельности работает с различными людьми, что предполагает умение найти правильный подход к каждому из них. Статья посвящена психологическим особенностям профессиональной деятельности юриста. Отмечается, что на сегодняш...

Понятие и роль профессиональных компетенций в процессе обучения студентов среднего профессионального образования

В статье автором освещены некоторые из подходов к понимаю профессиональной компетенции научного сообщества и действующего законодательства. Автор акцентирует внимание на том, что компетентный подход в образовании играет ведущую роль, что находит свое...

Оценка компетенций проектного менеджера

В данной статье автором рассматриваются методы оценки компетенций проектного менеджера. Роль проектного менеджера определяется как значимая, поэтому предъявляются требования к его ключевым компетенциям. Оценка должна носить комплексный характер, чтоб...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов

В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...

Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...

Задать вопрос