Преподаватель вуза является той личностью, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна иметь множество универсальных качеств. Одно из существенных направлений, которое могло бы повысить статус педагога в обществе — это умение вырабатывать позитивный имидж профессии. В статье рассматриваются различные интерпретации и определения такого понятия, как «имидж педагога».
Ключевые слова: имидж, педагог, преподаватель.
Искусство управлять имиджем заключается в развитии того индивидуального стиля, который создается на основе личной уникальности педагога. При этом важно учитывать характер аудитории, ее возможности и требования, специфику среды. Для эффективного управления собственным имиджем, корректировки его в зависимости от конкретно поставленных задач, важно владеть имиджевой компетентностью, то есть определенными знаниями и умениями в области имиджелогии.
Многие из исследователей определение «имидж» интерпретируют по-разному.
Анализируя исторический контекст, важен тот факт, что впервые в нынешнем значении данный термин использован основателем психоанализа З. Фрейдом. «Имидж» — именно так был назван журнал, изданный в 1930 году. С 1940 года данный термин используется в рекламной сфере и связях с общественностью.
Классик отечественной психологии К. К. Платонов рассматривает понятие «имидж» через восприятие. Другими словами, имидж выступает как некий образ, возникновение которого происходит по итогу восприятия внешних и внутренних характеристик объекта. При этом фигура данного объекта в психике человека может возникать как итог воспринимаемых характеристик, а также, как основа восприятия уже ранее развитой оценки объекта другими людьми. Следует также отметить, что К. К. Платонов рассматривает понятие как категорию, которая имеет не только эмоциональную окраску (оценку), но и является рациональной (рассудочный конструкт) [1, с.77].
Взгляд А. Ю. Панасюка на понятие «имидж» несколько иной. Он рассматривает имидж человека через мнение об этом человеке у группы людей, которое формируется в их психике благодаря прямому контакту с ним или же полученной о нем информации. Автором было подробно изучено происхождения данного понятия, вследствие чего появилось собственное определение. В своем исследовании он убедительно доказывает, что: «в качестве стереотипа может выступать оценка этого образа (например, «люди, которые носят галстуки оранжевого цвета — недалекие — стереотипная оценка), но не сам образ (человек с ярким галстуком)» [1, с.51].
Таким образом, исследование А. Ю. Панасюк заканчивает на определении имиджа как через продукт целенаправленного воздействия, так и через непроизвольно возникающее восприятие. Отсюда возникло наиболее полное определение понятия: «Имидж — это некое мнение, которое целесообразно либо носит эмоциональный характер. Оно всегда зарождается в психике. Здесь речь идет о сознании и подсознании той группы людей, которые так или иначе взаимодействовали с человеком, воспринимаемым ими, или же получили определенного рода информацию о нем. Таким образом, данный образ может формироваться в психике как целенаправленно, так и непроизвольно» [2, с.150].
Согласно современным представлениям И. Нефедовой и Е. Власовой имидж представлен через некий человеческий образ, самопрезентацию для других. То есть эти исследователи считают, что человек с одной стороны старается дать о себе некую информацию окружающим, а с другой — преследует определенные цели.
Необходимость имиджа подчеркивается точкой зрения В. Н. Черепановой, которая дает следующее определение: «Имидж — это целенаправленно выработанный интегральный, единый, динамичный феномен, обусловленность которого проявляется во взаимодействии внутренних и внешних качеств личности субъекта. Главной целью имиджа является обеспечение согласованного воздействия субъекта на социум и самого себя и наоборот».
Она также уделяет особое внимание определению «имидж педагога», рассматривая его как гармонию между внешними и внутренними личностными и профессиональными качествами преподавателя. Речь идет о профессионализме, благодаря которому проявляется желание, готовность, а также способность педагога к общению с участниками образовательного процесса [3,с.12–13].
Еще один современный исследователь Калюжный А. А. трактует педагогически имидж через образ или представление, который благодаря ассоциативному методу наделяет объект новыми ценностями. Такие ценности зачастую в реальности не имеют под собой никакой основы и более того, не обладают социальной значимостью для тех, кто воспринимает объект. Иными словами, индивидуальный имидж преподавателя должен рассматриваться в рамках личностного феномена, основой для которого выступает социальная и психологическая природа, детерминированная субъектом личности самого педагога как профессионала своего дела. С его помощью отражаются существенные особенности личности, профессионализма в его деятельности и общения, поведения и внешнего облика педагога.
Вывод
Результат анализа разнообразных точек зрения на определение понятия «имиджа» показал, что имидж преподавателя является символическим и динамично изменяющимся образом. Его создание всегда происходит в сознании обучаемого или тех, кто воспринимает его профессиональную деятельность. Хороший имидж важен не только для других людей, как пример успеха, на который следует равняться, но и для самого «хозяина» имиджа, как моральная, психологическая удовлетворенность собой, всей совокупностью собственных внутренних качеств, которые отлично гармонируют с внешними.
Литература:
- Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники — 3 — е изд., стер. — М.: Омега — Л, 2009. — 266 с.
- Сорокина Е. С. Педагогическое значение учительского имиджа [http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/4621/1/makarenko_2013_30.pdf];
- Черепанова В. Н. Педагогическая имиджелогия. — Тюмень: ТОГИРРО, 1998. — 296 с.