В статье авторы пишут о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, театрализованная деятельность, театрализованная игра, дошкольники.
На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна. Дошкольный возраст является сенситивным для развития эмоций, чувств, ценностей, духовно-нравственных норм и требований у дошкольников. В результате воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение со стороны взрослого, а потому, что считает важным соблюдение нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Перед нами возник вопрос: «Как привить современным дошкольникам духовно-нравственные ценности?». В ходе ежедневных наблюдений за детьми, мы обратили внимание на то, что у дошкольников особую радость вызывают театрализованные представления, после просмотра которых, дети активно обсуждают увиденное, имитируя голоса и повадки героев, которые понравились. Желание самим участвовать, играть со своими сверстниками, натолкнуло нас на мысль — увлечь детей театрализованной деятельностью, которая развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность имеет социальную направленность, что позволяет сформировать у детей опыт социальных навыков поведения. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои являются образцами для подражания.
Театрализованная деятельность не только знакомит детей с миром прекрасного, но и пробуждает в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное — помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания ребёнка является театрализованная игра, которая представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Театрализованные игры пользуются у детей особой любовью. Дети с удовольствием включаются в игру, отвечая на вопросы кукол, выполняя их просьбы, давая советы перевоплощаться в какой-либо образ.
Также большой интерес у детей вызывают игры-драматизации. При организации таких игр мы используем следующие приемы:
– приём «подражание голоса» (зайца, волка, медведя, лисы, колобка);
– приём ассоциации с цветом (сказка «Колобок»). На кого похож этот кружок? Кто мог спрятаться за этим кружком? С помощью этих кружков дети вспоминают всю последовательность происходящих событий в сказке, которую мы изменили.
– приём соотнесения (детям предлагаются разные изображения колобков, после рассматривания которых, задается вопрос: «Какой Колобок живет в сказке и почему?» Дети выбирают веселого, мотивируя тем, что грустный Колобок не мог бы спеть веселую песенку. Далее детям предлагаются три разных изображения Лисы, после рассматривания которых, задаются вопросы: «Какая Лиса съела Колобка? Почему? Какая Лиса подружилась бы с Колобком?»).
Во время подготовки и разыгрывания спектакля очень важно разговаривать с детьми вежливо и ласково. Интонация голоса воспитателя — образец для детей. Также необходимо следить за тем, чтобы и дети также обращались друг к другу, помогали, проявляли настойчивость, терпение.
В работе с детьми используем дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие мимики, жестов и движений (в процессе любой детской деятельности) театрализованные игры (с участием взрослых) разыгрывание сценок. Эти разнообразные виды гимнастик позволяют детям улучшить произносительные навыки речи, правильно эмоционально передавать настроение героев, в том числе и улучшить понимание литературного замысла другими детьми. Дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика нами подобрана таким образом, чтобы для детей они были разнообразными, не утомительными и эмоционально окрашенными. Артикуляционную гимнастику мы проводим в виде театрализованной игры с персонажами: это может быть «Сказка о Весёлом Язычке» или различные сказочные истории. С помощью таких сказочных историй артикуляционная гимнастика из рутинной работы превращается в увлекательное занятие, где ребёнка ждут встречи с различными героями и персонажами. И так, незаметно для себя, дети усваивают правильные речевые уклады, необходимые для формирования правильного звукопроизношения.
А вот о взаимосвязи речи и мелкой моторики пальцев рук доказано давно. Ведь в коре головного мозга те зоны, которые отвечают за речь находятся рядом с зонами мозга, отвечающими за движения пальцев рук. Тем самым, работая над двигательными навыками пальцев рук мы совершенствуем и саму речь ребенка. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т. п.
Проводим беседы с детьми по темам: «Здравствуйте! До свидания!», «С добрым утром!», «Волшебные слова», «Знакомство», «Грубость и драка». Используем все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «Здравствуйте!» (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); «До свидания!» (с сожалением, огорчением, надеждой на скорую встречу); «Дай» (уверенно, вежливо, терпеливо, с желанием порадовать) и т. д. Подобные упражнения развивают и пантомимические средства выразительности.
Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей. Родители оказывают помощь в приобретении детской художественной литературы, помогают в изготовлении различных игр по театрализованной деятельности. Привлекаем их к процессу подготовки и проведения игр-драматизаций, шитью перчаточных кукол и изготовлению костюмов и декораций, изготовлению настольной ширмы, а также в исполнении ролей на праздниках, досугах и развлечениях.
В результате работы мы наблюдаем, как дети изменились. Они стали взрослее, и не только физически, они заметно выросли в духовном и нравственном плане. Дети стали внимательнее к окружающим, замечают настроение других людей.
Благодаря театрализованной деятельности происходит формирование духовно- нравственных качеств дошкольников, помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Таким образом, в соприкосновении с театром вырастают духовно-нравственные личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.
Литература:
- Куцакова Л. В. Воспитание ребенка-дошкольника / Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова Владос. — 2004.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. — Сфера. — 2004.
- Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду / Т. И. Петрова, Т. Л. Сергеева. — Школьная Пресса. — 2004.
- Сорокина Н. Д. Играем в кукольный театр. — Аркти. — 2004.