В статье авторы изучают этапы развития скорой медицинской помощи в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: станция скорой медицинской помощи (ССМП), гужевой транспорт, санитарный автомобиль, выездная бригада, вызовы.
Актуальность. От чего как не от скорой медицинской помощи зависит подчас, человеческая жизнь и здоровье. История организаций, деятельностью которых в той или иной мере является оказание этой помощи, насчитывает уже несколько веков. Этот опыт не только интересен с исторической точки зрения, но и очень важен для будущего развития медицины в России и в мире [1].
Цель исследования: изучить становление и развитие скорой медицинской помощи в довоенный период (1924–1941 годы) и ее роль в оказании медицинской помощи в период Великой Отечественной войны в городе Иваново.
Материал иметоды. Изучались исторические документы в хронологической последовательности с использованием фондов областной научной библиотеки города Иванова, а также архивов Ивановской станции скорой медицинской помощи.
Городской пункт скорой медицинской помощи в Иваново-Вознесенске организован 13 января 1924г., о чем сообщалась в областной газете «Рабочий край» от 18 января [2]: «При городской амбулатории по Покровской улице открыт пункт скорой помощи. Подача скорой помощи при кровотечениях, ранениях, отравлениях и прочих видах внезапных заболеваний, производится круглые сутки дежурными врачами и фельдшерами, как на самом пункте, так и на дому. Вызов врача по телефону номер 31». Найти врача для работы на «скорой» было трудно, во всем городе было менее 100 врачей. Одна конная упряжка, единственная латаная-перелатанная карета, с Московского ипподрома были подобраны четыре лошади вполне пригодные к службе на скорой помощи. Гужевой транспорт был медлителен, а радиус города от 3 до 6 км. В 1925г. пункт скорой помощи перевели на Советскую улицу, где находилась центральная амбулатория. В небольшой комнате — стол, стулья. За столом дежурная медсестра-телефонистка, здесь же выездные фельдшеры, кучеры, санитарки. Для выездов использовались деревянные ящики с медикаментами и перевязочным материалом. Редкостью были лекарства для инъекций, шприцы обрабатывались в стерилизаторе тут же. В 1926г. главным врачом амбулатории назначается Л. М. Кибардин. Был приобретен первый санитарный автомобиль с надписью: «скорая медицинская помощь», это была одна из первых ласточек автомобилизации города. За сутки выполнялось 7–10 выездов к больным. Приказом Наркомздрава РСФСР от 1927г. станции скорой помощи выделялись в самостоятельные учреждения. К этому времени станция имела в составе диспетчерскую, около 10-ти выездных бригад, гараж, конюшни, эвакопункт, перевязочную. В 1928г. был приобретен автомобиль АМО-Ф-13 с санитарным кузовом. Плохие дорожные условия и отсутствие запасных частей приводили автомобили к неисправному состоянию, в этих случаях опять выручали лошади. Увеличилось количество вызовов «скорой» в связи с бурным ростом промышленности и населения города. В газете «Рабочий край» от 9 июня 1932г. сообщалось о состоянии станции [3]: «Работу скорой помощи срывает транспорт. В своем распоряжении пункт имеет 3 автомашины и 4 лошади, из них 2 машины и 1 лошадь должны дежурить постоянно. Дело в том, что автомашины не выходят из ремонта, несмотря на то, что все 9 шоферов — вполне квалифицированные работники». С 1933г. на должность руководителя станции скорой помощи назначен Л. С. Хавкин, который взялся за реорганизацию службы: ремонт, обеспечение работников формой, медикаментами, разработкой документации по ведению больных, обучение правилам оказания неотложной помощи. С 1936г. станция перестала пользоваться гужевым транспортом, так как окраины города удалились от станции до десяти километров. Был увеличен парк автомобилей, станция имела 10 машин, штат сотрудников — около 100. Скорость выезда по вызову была доведена до одной минуты. С 1937 по 1941 годы станцию возглавил Л. И. Сафаров — врач с большим стажем лечебной и административной работы. При нем «скорая» вновь становится образцовым медицинским учреждением города. О работе скорой помощи писали в «Рабочем крае» от 10 января 1941г. [4]: «За 11 месяцев прошлого года Ивановская станция скорой помощи получила 15400 вызовов. Сейчас ежедневно на линии дежурят 4 машины, тогда как в прошлом их было 5–6. Станция скорой помощи большое и нужное дело». Намечалось расширение станции, увеличение штатов, но помешала война. Началась Великая Отечественная война. Четвертая часть личного состава, в том числе главный врач, во второй день войны ушли на фронт. Работа перестраивалась в соответствии с военным временем. За время войны в армию было призвано более половины всех работников. Остались работать в основном женщины, в том числе шоферами. В самые тяжелые военные годы станцию возглавила фельдшер А. В. Шлыкова. Количество выездов на вызовы уменьшилось в несколько раз, выезжали только к тяжелобольным или пострадавшим с угрозой жизни. Но станция работала напряженно. Основной работой стала перевозка раненых из железнодорожных эшелонов в госпитали. При железнодорожном вокзале силами «скорой» был развернут эвакуационный санитарно-сортировочный пункт. Часто в эшелонах находились тяжелые инфекционные больные. Работали в противочумных костюмах. Встречались случаи заражения и смерти от сыпного тифа. Для всех работников был установлен 11-часовой рабочий день, но работа затягивалась на сутки и более. Автомобили были сданы в армию, выручали снова лошади или шли пешком на вызовы. Работники «скорой» вместе со всеми жителями города участвовали в заготовке торфа, трудились на лесоразработках и сельскохозяйственных работах, обеспечивали топливом больницы и госпитали, расчищали от снега аэродромы. В «Рабочем крае» от 19 января 1943г. появилась заметка «Скорой помощи нужна тоже помощь» А. В. Шлыковой [5]: «Во втором полугодии 1942г. число выездов сократилось с 13711 до 2817, а пробег автотранспорта — в 6 раз. Оказываемая помощь населению сократилась почти в 2 раза, а число отказов вдвое возросло. Вместо 6 автомашин, ранее работавших на бензине, мы имеем только одну газогенераторную. В декабре не дали ни одного литра бензина. Кадры на станции достаточно квалифицированные. Нам нужна только помощь горсовета в ремонте машин и получении четырех работоспособных лошадей». С 1944 года поток раненых в город уменьшился [6], и станция расширила работу по вызовам. Эвакопункт на железнодорожном вокзале был закрыт. В 1945 году стали возвращаться работники «скорой», демобилизованные из армии.
Выводы: Станция прошла длительный путь развития от 2-х врачей и 2-х единиц гужевого транспорта и сыграла немалую роль в деле оказания скорой и неотложной помощи населению в военное время.
Литература:
- Медицина /Скорая помощь/ www.myunivercity.ru
- Из объявлений // Рабочий край. 1924, от 18 января.
- «Скорую помощь — скорой помощи» // Рабочий край.1932, от 9 июня.
- «Скорая помощь» // Рабочий край. 1941, от 10 января.
- «Скорой помощи нужна тоже помощь» // Рабочий край. 1943, от 19 января.
- Сивов В. П. О скорой медицинской помощи города Иванова. — Иваново, 1988.– С. 1–21.