В экономике России важную роль играет транспортная отрасль. Развитие транспортной инфраструктуры представляет собой фундамент для увеличения объемов торговли. В статье представлен обзор отрасли российских грузоперевозок, а такжепроанализированы фактические результаты отрасли по итогам 2018 — начала 2019 года.
Ключевые слова: транспорт, экономика, грузоперевозки.
Развитие транспорта напрямую зависит от развития мировой торговли. По итогам 2018 года показатели роста мировой торговли оказались ниже прогнозов. Они составили 3 % против прогнозов в 3,9 %. 4,6 % В 2017 году данные показатели составляли 4,6 % [1]. Расхождение с прогнозами на 2018 год объясняют нестабильностью финансового рынка. Прирост ВВП России в 2018 году является максимальным с 2012 года и составляет 2,3 %. Для наглядности динамика мирового ВВП и мировой торговли представлены на рис.1. На повышение ВВП сказалось увеличение добычи и экспорта нефти на фоне высоких мировых цен, проведение чемпионата мира по футболу, а также завершение строительства крупных проектов в энергетическом секторе [2].
Рис. 1. Динамика темпов прироста мирового ВВП и мировой торговли, %
Внешнеторговый оборот России увеличился на 18 % по отношению к прошлому году. Динамика роста приведена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика внешнеторгового оборота России
Период |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Экспорт, млрд долларов США |
497 |
344 |
286 |
357 |
450 |
Импорт, млрд долларов США |
287 |
183 |
182 |
228 |
238 |
Прирост по отношению к предыдущему году, % |
-7,0 |
-33,0 |
-11,0 |
+25,0 |
+18,0 |
Наблюдается рост объёмов на экспорт таких товаров, как нефть, уголь, чёрные металлы и пшеница. В стоимостном выражении прирост российского экспорта в 2018 году составил 26 %, импорта — 5 %, доля чистого экспорта в структуре ВВП достигла 10 %. Что касается внутренней торговли, увеличились объёмы как розничной на 2,8 %, так и оптовой торговли на 3,8 % [3].
Структура грузооборота по видам транспорта в России существенно не изменяется с 2014 года. Свыше 90 % грузооборота страны приходится на железнодорожный и трубопроводный транспорт, при этом им перевозится только одна третья часть всех грузов. Менее 5 % грузооборота приходится на автомобильный транспорт, на него приходится две трети объёма перевозок.
Перевозки железнодорожным транспортом
Рост грузооборота на железнодорожном транспорте продолжает расти. В 2018 году грузооборот увеличился на 4,2 %, а погрузка — на 2,2 %. Прирост наблюдается в сегментах перевозки зерна — на 22,6 %, чёрных металлов — на 7 %, железной руды — на 5,7 %, угля — на 4,6 % [4].
Рис. 2. Погрузка и грузооборот железнодорожного транспорта на сети ОАО «РЖД» в 2014–2018 годах
В декабре 2017 года вышло распоряжение Правительства РФ, согласно которому индексация тарифа на железнодорожном транспорте в 2019–2025 годах должна устанавливаться по правилу «инфляция минус» и определяться как среднее арифметическое индекса потребительских цен за два предшествующих года и два последующих года минус 0,1 % [5]. В конце 2018 года было принято решение ввести на период с 2019 по 2025 год повышающий коэффициент к тарифам на экспортные перевозки грузов в размере 1,08 и повышающий коэффициент к тарифам на порожний пробег полувагонов в размере 1,06 [6]. Также продлено действие целевых надбавок по капитальному ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (на период 2019–2025 годов) в размере 2 % и по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства, (на период 2019–2021 годов) в размере 1,5 % [7]. Учитывая введённые коэффициенты, рост тарифов на экспорт для угледобывающих компаний в 2019 году составит 11,8 %, а рост тарифов на порожний пробег — 9,8 %.
Перевозки автомобильным транспортом
Благодаря розничной торговле, электронной коммерции и сельскому хозяйству в 2018 году увеличился объём автомобильных перевозок на 2,6 % и грузооборот — на 1,6 %. Половина грузооборота и одна треть объёма грузов приходится на коммерческие перевозки.
С 2014 года наблюдается снижение импорта, вызванное ограничительными мерами рядом стран в сторону России. Также существенный недостаток на европейском рынке заключается в высоком возрасте российского автопарка и невозможностью соответствовать евро стандартам. Вследствие этого основные грузовые потоки направлены в азиатские страны, в особенности в Китай. В июне 2018 года Правительствами России и Китая было подписано Соглашение о международном автомобильном сообщении, согласно которому при соблюдении условий возможно свободное движение перевозчиков по территории Китая и России. Отрицательной стороной данного соглашения является повышение конкуренции со стороны китайских перевозчиков.
На фоне роста интернет- торговли увеличивается автомобильный грузопоток из Китая в Россию. Сведём результаты нашего исследования в таблицу 2.
Таблица 2
Динамика объёма рынка интернет-торговли ииндекса физического объёма розничной торговли вРоссии в 2014–2018 годах
Период |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Объём рынка интернет-торговли РФ, млрд руб. |
713 |
760 |
920 |
1040 |
1657 |
Изменение к предыдущему году, % |
31,1 |
6,6 |
21,1 |
13,0 |
59,3 |
Индекс физического объёма розничной торговли |
2,7 |
-10,0 |
-4,8 |
1,3 |
2,8 |
Перевозки внутренним водным транспортом
Россия занимает второе место в мире после Китая по протяженности водных путей, общая длина которых составляет 101 тыс. км. Несмотря на этот факт всего 1 % от грузооборота российского транспорта приходится на внутренний водный. Также за последние годы наблюдается спад грузовой деятельности на водных путях и переход на другие виды транспорта, в особенности на железнодорожный. К главным причинам данного перехода следует отнести инфраструктурные ограничения, сравнительно высокую стоимость судового топлива, а также старение флота и инфраструктуры. Доля судов старше 30 лет составляет 86 % — среди сухогрузных судов, среди наливных — 89 % [8].
Одна треть объёмов перевозок приходится на Волжский бассейн. Распределение объёмов перевозки по бассейнам на внутренних водных путях России сведено в таблице 3 [9].
Таблица 3
Распределение объёмов перевозки по бассейнам внутренних водных путей России за 2018 год,%
Бассейны внутренних водных путей России |
Доля,% |
Волжский бассейн |
35 |
Московский бассейн |
13 |
Волго-Балтийский бассейн |
13 |
Азово-Донской бассейн |
11 |
Обь-Иртышский бассейн |
6 |
Прочие |
22 |
Литература:
1. Global trade growth loses momentum as trade tensions persist // World Trade Organization. URL: https://www.wto.org/english/news_e/pres19_e/pr837_e.htm (дата обращения: 14.07.2019).
2. Europe and Central Asia Economic Update, Spring 2019: Financial Inclusion // World Bank Group. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/31501 (дата обращения: 06.07.2019).
3. Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году // Федеральная таможенная служба. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/06_Federalnaya_tamozhennaya_sluzhba_v_2018_godu.pdf (дата обращения: 06.07.2019).
4. Деятельность РЖД // ОАО «РЖД». URL: http://www.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=500011 (дата обращения: 14.07.2019).
5. Распоряжение Правительства России от 29.12.2017 года N 2991-р.
6. Приказ ФАС России от 15.11.2018 N 1564/18.
7. Приказ ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15 (ред. от 30.10.2018).
8. Статистический сборник «Транспорт России 2018», Росстат.
9. Отчет ФГУП «Росморпорт» за 2017 год. Задачи на 2018–2020 годы // ФГУП «Росморпорт». URL: www.rosmorport.ru › medialibrary › FSUE Rosmorport report 2017 (дата обращения: 14.07.2019).