Статья посвящена изучению свойств речи как основного механизма мышления. Проводится сравнительный анализ реализации программы «Детство» и дополнительной программы по развитию речи детей в логопедической группе детского сада до участия в эксперименте с результатами завершающего этапа эксперимента.
Выявлены достоверные различия между результатами развития речи и мышления дошкольников на начало эксперимента и по окончании эксперимента.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время речь ребенка в дошкольном возрасте как средство передачи и усвоения общественно-исторического опыта и средство общения приобретает особую важность. Это связано с расширением сферы общения, использования сетевого взаимодействия, участие детей в проектной и исследовательской деятельности, использование в условиях дошкольных образовательных организаций метода экспериментирования, программ дополнительного образования, где от ребенка требуется вступления в коммуникативные отношения. Проблема развития речи и мышления ребенка, является важной проблемой педагогики. Содержание и формы мышления и речи ребенка на разных ступенях развития сложны и обусловлены большим количеством факторов. Особенную роль играет речь в становлении личности дошкольника.
Научные изыскания психологов, педагогов, лингвистов, дефектологов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Этому вопросу уделяли внимание такие ученые как В. В. Виноградов, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. А. Пешковский, С. Л. Рубинштейн, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Л. В. Щерба, Д. Б. Эльконин и др.
Ученые Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева отмечают проблему отставания в развитии речи детей, которая имеет стойкую динамику к увеличению. Однако, своевременное обнаружение и принятие необходимых мер — верный путь избавления от речевого недоразвития. Дефектологи считают, что речевая заторможенность напрямую связана с недостаточностью развития мышления в детском возрасте, а обратный процесс, когда психические расстройства становятся причиной недоразвитости речи.
Данная проблема динамична и берет свое начало в промежутке от пятилетнего возраста и возраста десяти лет. В это время происходит активное ознакомление детей с окружающим миром и социумом.
Врожденная задержка развития речи проявляется у многих детей очень рано. Симптоматика имеет ряд отличительных признаков: в полтора года — отсутствие понимания самых простых слов, не реагирование на произношение имени, несформированный жевательный рефлекс; двухлетний ребенок знает и пользуется крайне малым запасом слов и не учит новые словоформы; в три года ребенок пользуется двумя десятками слов и не умеет сформулировать простое предложение; в четыре года — неумение пользоваться предложениями, «проглатывание» окончаний; в пять лет — медленная речь, растягивание звуков, вместо ответов — повторение вопросов; в шесть — семь лет — отсутствие связной речи, слабое лингвистическое мышление.
Другие признаки патологии развития речи: гиперактивность; невнимательность; утомляемость: недоразвитая память: бедность эмоционального реагирования; слабое логическое мышление; затруднение в социальных отношениях; низкий уровень концентрации внимания.
Для решения проблемы недоразвития речи используется комплекс мероприятий, направленный на общее развитие, развитие когнитивных процессов. Наиболее важным в развитии когнитивных процессов является комплексное развитие речи и мышления.
В связи с этим была сформулирована цель исследования — разработка содержания и методов развития речи у старших дошкольников логопедической группы.
Объект исследования — процесс развития речи дошкольников 5–7 лет логопедической группы.
Предмет исследования — педагогические условия развития речи у дошкольников в логопедической группе.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники 5–7 лет логопедической группы, имеющие проблемы в развитии речи МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 180» г. Воронежа. Исследование предполагало реализацию программы по комплексному развитию речи. В программу вошли упражнения и задания, отражающие требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Например, логопедические упражнения «Угадай-ка», «Кто больше составит слов?», «Слово рассыпалось», «Волшебная цепочка», «Волшебный кроссворд», ребусы; словесные пазлы, игры «Шифровальщики», «Чья команда победит в слово — боле?», «Найди пару», «Больше-меньше», «Следователь», «Кто есть кто?» и др.
Для развития лингвистического мышления используются такие упражнения. В предложенной сказке 6 предложений. Сказка состоит из диалога и повествовательных предложений. Но в ней перепутаны все слова и предложения. Задание: прослушайте, подумайте и предложите, как правильно построить предложения, чтобы сказка имела логическое завершение. Данное задание прототип задания «Разложи картинки по порядку». Отличие в том, что на слух воспринимать сложнее, участвуют такие когнитивные процессы, как речь, мышление, представление, внимание.
Лиса и рак
«Добежала говорит уцепился лиса говорит раку: — давай лиса что же обернулась давай рак и побежала, за хвост, — и до перегоняться места начали! тут перегоняться лиса а, лисе добежала лиса посмотреть, отцепился обернулась хвостом рак вильнула и говорит я а тут жду тебя давно».
Следующее задание, включающее лингвистическое мышление — это рисунок, на котором изображено множество предметов. Детям предлагается найти все предметы, начинающиеся с буквы «К», «С», «М» и т. д. Объединить предметы по принадлежности, например, предметы интерьера, посуда, одежда и др. Подобрать к определенным словам по соответствию другие слова. Например, к слову «арбуз» подобрали слово «ягода», так как арбуз — это ягода. Нужно по аналогии подобрать слово к слову, как «помидор». К слову «корова» подобрали слово «молоко». Нужно подобрать по аналогии слово к слову «пчела» и т. д.
Результаты и их обсуждение
На начальном этапе уровень развития речи у дошкольников логопедической группы имел среднеарифметическое значение 2,6 баллов. На завершающем этапе — 3,8 баллов. Развитие мышления составляло 3,4 баллов. На завершающем этапе — 3,9 баллов. Если сравнить динамику развития речи и динамику развития мышления, то развитие речи имеет показатель 1,2 балла, а развитие мышления только 0,5 балла. Отсюда следует, что логопедические занятия эффективны, программа реализуется в динамике.
На диаграмме это выглядит следующим образом. Диаграмма 1.
Результаты проведенного исследования позволили обосновать систему работы по развитию речи и мышления дошкольников от пяти до семи лет. В основе этой системы лежит комплексный подход. Разработана программа, которая направлена на решение взаимосвязанных задач, охватывающих развитие речи и мышления в совокупности.
Ведущим принципом программы является взаимосвязь речевых и логических задач. Программа реализуется в течение года, где идет постепенное усложнение дидактического и логопедического материала внутри каждой задачи, варьируется упражнений, их смена и взаимосвязь.
Развитие речи, является главной задачей воспитателей логопедической группы. Все речевые достижения ребенка фиксируются, а стержнем формирования языковой способности является семантический компонент. Поэтому в становлении лексической стороны речи дошкольников логопедической группы на первый план выступает работа над семантикой слова, т. е. формирование понимания синонимических антонимических и полисемических отношений, использование ассоциативного принципа усвоения лексики. Педагогические условия развития речи играют большую роль в развитии мышления. Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, учится мыслить, поскольку думать — это значит говорить про себя или вслух, а говорить — значит думать.
Литература:
- Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.
- Беспаленко Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека // Молодой ученый. — 2017. — № 46. — С. 178–181. — URL https://moluch.ru/archive/180/46493/ (дата обращения: 13.02.2020)
- Ильина Т. А., Сергеева Е. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования // Молодой ученый. — 2019. — № 5. — С. 175–177. — URL https://moluch.ru/archive/243/56107/ (дата обращения: 13.02.2020).