Статья раскрывает сущность двигателей «миллиоников», их отличительные особенности от других двигателей. Кроме того, описывается проблема, связанная с уменьшением количества двигателей «миллионников».
Ключевые слова: двигатель «миллионик».
Первыми представителями моторов, ресурс которых достигал 1млн.км. являются американцы, которые в свою очередь выпустили движки Шелби Мустанг и Крайслер. Эти силовые агрегаты были установлены на легендарные автомобили — Shelby Mustang GT500 и Dodge Challenger.
Рис. 1: Американские двигатели Шелби Мустанг и Крайслер
Вторыми представителями моторов, ресурс которых достигал 1млн.км является немцы. В ходе так называемых войн между двумя автопроизводителями BMW и Mersedes были разработаны легендарные моторы, как OM602, M50.(РИС). Немцы утверждали, что при правильной эксплуатации данные силовые агрегаты способны служить вечно.
Рис. 2: Немецкие двигатели BMW и Mersedes
Третьим представителями моторов, ресурс которых достигал 1млн.км, является японцы. Данные двигателя ничем не уступали по надежности и качеству европейским конкурентам. Так наиболее легендарными двигателями являются — Митсубиси 4G63, Toyota 1JZ-GE [1].
Рису. 3: Японские двигатели BMW и Mersedes
Изначально конструкторы двигателей закладывают ресурс, который измеряется не в километрах, а в мотор-часах работы мотора, и именно по этому параметру корректно сравнивать надежность агрегата. Однако любой автомобилист, не зависимо от стажа не определит ресурс моточасов, но с легкостью, в любой момент даст показания спидометра, именно по этому критерию оценивается ресурс мотора.
Двигатель, через который прошел, один капитальный ремонт не будет являться «миллионником», то есть никакого вмешательства в блок цилиндров и головку цилиндров происходить не должно.
Для того чтобы продлить ресурс двигателя необходимо совершать техническое обслуживание (рис.4), через определенные промежутки времени, которые регламентированы. Также продолжительно службы двигателя зависит от качественных запасных частей, горюче-смазочных материалов, а также от простоты конструкции. Простота конструкции предполагает отсутствие турбины, а также непосредственного впрыска топлива. Немаловажен и объем, который не должен быть слишком большим или, наоборот, скромным.
Рис. 4: Техническое обслуживание
Влияет ли на срок службы литраж двигателя? Безусловно, да. Примером тому два одинаковых автомобиля у одного 1,6 литровый, а у другого 2,0 литровый мотор, конструкция которых схожа, оба автомобиля эксплуатируются, но 2,0 литровый будет ресурным, а следовательно, и надежным, так как нагрузка на него будет на 30 % ниже, чем на мотор с объемом 1,6 литров. Связано это с конструктивными особенностями, чем больше камера сгорания, тем выше крутящий момент мотор создает, а следовательно, и выше сопротивляемость нагрузкам.
«Миллионники» без проблем ремонтируются в автосервисах, а при наличии необходимого оборудования — в гаражных условиях. Пример тому, возможна ситуация, залегания колец (залипание), этот процесс происходит тогда, когда в поршневых канавках скапливается нагар, он в свою очередь играет роль клея (рис. 5), однако данная проблема решается, для этого удаляется нагар из поршневых канавок различными методами. Также большинство двигателей не требуют по отношению к себе использования огромного количества масла, однако именно это и служит причиной безалаберного отношения водителя к мотору, что ведет к уменьшению ресурса двигателя и приводит его в плачевное состояние (рис.6) [3].
Рис. 5: Залегание колец
Рис. 6: Эксплуатация автомобиля без использования масла
Проблема исчезновения двигателей-«миллиоников» также связана с тем, что они стали мощнее, одновременно экономичнее и легче своих предков за счет широкого применения алюминиевых сплавов. Увеличилась степень сжатия, повысилась температура термостатирования, при этом их форсируют всеми доступными способами, не изменяя, а часто и уменьшая рабочий объем. Но использовании максимальной мощности и крутящего момента в двигателе ведет к тому, что двигатель даже в штатных режимах переносит большие нагрузки, а это в свою очередь ведет также к уменьшению ресурса.
К сожалению, российские автопроизводители очень редко добиваются феноменальных показателей ресурса. Так для переднеприводных Лад он составляет восемь лет или 120 000 км. Largus идет отдельным пунктом — десять лет или 160 000 км. Для старой «Нивы» (Lada 4x4) — шесть лет или 90 000 км. Kia–Hyundai декларирует срок шесть лет или 180 000 км пробега [4].
Претендентов на звание «миллионника» существует огромное количество, но самыми актуальными двигателями за всю историю являются такие двигателя как BMW M30; BMW M57; 1-HD;
BMW M30 (рис. 7) — это один из самых надежных двигателей. Мощность мотора достигает 220л.с. Данный двигатель ставился на 5, 6, 7 поколения. Особенность данного двигателя заключается в материале, изготовлен он из чугуна, привод ГРМ цепной, а количество клапанов составляет 12.
Рис. 7: Двигатель BMW M30
BMW M57 (рис.8) — это модифицированный двигатель от M50. Данный двигатель является рядным, шестицилиндровым с впечатляющей надежностью. Мощность мотора варьируется от 201л.с. до 286л.с., устанавливаются они на Range Rover.
Рис. 8: Двигатель BMW M57
1-HD (рис.9) — это один из самых известных и надежных двигателей — модификацией которого являются 1-HD-T и 1-HD-FT — эти двигатели, рядные шестерки и устанавливались на не менее известный и легендарный Тойота Лэнд Крузер 80. Мощность этих двигателей варьируется от 149 лошадиных сил до 213.
Ри. 9: Двигатель 1-HD
Opel 20ne (рис.10) — это японский представитель, заключающий в своем ряде десятка моделей от 1,2 до 1,7л. Одни из самых надежных моделей двигателя являются — D15 и D16. Мощность данного мотора 132л.с. [5].
Рис. 10: Двигатель Opel 20ne
Проведя анализ двигателей «миллионников», можно сказать, что хороший мотор способен на многое, но ни в коем случае нельзя забывать о правильной эксплуатации, регулярный уход за деталями способен продлить срок службы на несколько лет или десятилетий. Регулярная замена масла в установленные сроки — это еще один критерий обеспечивающий ресурс двигателя. Также не стоит забывать о технических осмотрах, а если водитель в сфере автомобилестроения не специалист, то периодически необходимо производить диагностику данного транспортного средства с выявлением неполадок и своевременным их устранением.
Литература:
- http://avtodvigateli.com/marki/dvigateli-millionniki.html
- https://aif.ru/auto/support/na_kakoy_resurs_rasschitany_sovremennye_dvigateli
- https://suprotec.ru/suprotek-stati/zaleganie-kolec/
- https://www.drom.ru/info/misc/69011.html
- http://autoservisros.ru/novosti.htm