Государственные программы представляют собой правовой механизм решения проблем устойчивого социально-экономического развития сельских территорий за счет повышения занятости, доходности и улучшения качества жизни сельского населения, рационального использования их природно-ресурсного потенциала, сохранения территориальной целостности страны. В статье рассматриваются меры государственной поддержки села и разработан ряд предложений по их корректировке.
Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, правовое регулирование.
Обеспечение продовольственной безопасности субъекта и страны в целом, воспроизводство трудовых ресурсов, сохранение народных традиций — все это является одной из основных функций сельской территории, чрезвычайно важной и в экономическом и социальном аспектах. В связи с этим устойчивое развитие сельских территорий является одной из основных целей современной государственной политики. Для ее достижения в последние годы сформирован набор инструментов правового регулирования.
Уже не раз высказывались предложения о разработке специального федерального закона, посвященного устойчивому развитию сельских территорий. Однако в настоящее время, несмотря на ряд проведенных научных исследований, еще недостаточно четко сформировалось само понятие устойчивого развития сельских территорий, а также направлений, по которым должно осуществляться такое развитие, круга проблем, которые охватывает обеспечение этого развития, и тех правовых средств, которые можно было бы применить к решению этих проблем [6].
Одно из первых и наиболее часто цитируемых определений термина «устойчивое развитие» предложено Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию в докладе «Наше общее будущее» в 1987 году, под которым понимается развитие человечества, позволяющее удовлетворять потребности сегодняшнего поколения, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять их собственные потребности.
В российском законодательстве понятие устойчивого развития сельских территорий впервые было закреплено в статье 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», где под ним понимается стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель [1].
Действительно, проблемы обеспечения занятости сельского населения, доступности для него социальных услуг, комплексного развития сельских населенных пунктов, включающего как строительство дорог и иной инфраструктуры, так и сохранение окружающей природной среды и традиционного образа жизни являются актуальными. И одним из основных правовых инструментов развития села выступает разработка целевых программ, регламентирующих направления, формы и размеры государственной поддержки развития экономики и социальной сферы сельских территорий. Данные государственные программы помимо четкого определения целей и задач, сроков исполнения и ресурсного обеспечения проектировок регионального развития предполагают осуществление постоянного контроля их реализации. [7].
Во исполнении Указа Президента России № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [5] разработана и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696 государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (далее — Госпрограмма) [4]. Стоит отметить, что в часть ведомственных проектов Госпрограммы включены мероприятия ранее действовавшей ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий (далее — Госпрограмма УРСТ) [3].
На сегодняшний день в федеральном законодательстве не определено понятие сельской территории, а право определять статус населенного пункта принадлежит субъектам Российской Федерации. Под сельскими территориями в Госпрограмме понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений и внутригородских муниципальных образований г. Севастополя» [4]. Указанное определение не содержит конкретных критериев отнесения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации того или иного рабочего поселка к сельской территории.
В Госпрограмме приведена формула расчета субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, аналогичная формула действовала в Госпрограмме УРСТ. Расчет субсидий на улучшение жилищных условий в сельской местности гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодых специалистам, субъектам по данной формуле в 2019 году привел к диспаритету распределения субсидий. К примеру, из 1457,7 млн. рублей, предусмотренных Сибирскому федеральному округу на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, 774,0 млн. рублей направлено Алтайскому краю, что в 10 раз больше, чем направлено Новосибирской области (77,6 млн. рублей) [2].
В настоящее время на уровне Российской Федерации отсутствуют отдельные (самостоятельные) программы в рамках реализации которых было бы возможным привлечение средств федерального бюджета на территорию субъектов на строительство газовых сетей в сельской местности. Госпрограммой предусмотрена реализация мероприятий, направленных на развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях. Однако софинансирование за счет средств федерального бюджета данных мероприятий с 2022 года не предполагается.
Еще одной проблемой развития сельских территорий является старение кадров, в связи с этим привлечение молодых специалистов одна из важных задач. Госпрограммой предусмотрены мероприятия, направленные на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами, предусматривающие возмещение работодателям, осуществляющим деятельность на сельских территориях, до 30 процентов фактически понесенных затрат по заключенным с работниками, проходящими обучение в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, ученическим договорам. Однако данная мера государственной поддержки не предусматривает возмещение затрат по заключенным ученическим договорам с гражданами, поступающими на обучение в федеральные государственные образовательные организации высшего образования и заключившими соглашение с работодателем о трудоустройстве на сельской территории по окончании указанных образовательных организаций.
На основании изложенного автором разработан ряд предложений для внесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия Госпрограммы:
- Указанное в Госпрограмме определение «сельской территории» не содержит конкретных критериев отнесения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации того или иного рабочего поселка к сельской территории. В связи с этим необходимо сформулировать более четкие критерии отнесения рабочих поселков к сельской территории либо определить, что критерии отнесения рабочих поселков к сельской территории устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо использовать понятие из ранее действующей Госпрограммы УРСТ.
- Для предотвращения диспаритета в распределении субсидий субъектам Российской Федерации, расчет субсидий целесообразно производить пропорционально численности сельского населения в регионах.
- В целях повышения уровня газификации сельских территорий, необходимо продлить реализацию мероприятия строительства газовых сетей до 2025 года (на период действия Госпрограммы).
- Необходимо включить в мероприятия Госпрограммы возмещение затрат по заключенным ученическим договорам с гражданами, поступающими на обучение в федеральные государственные образовательные организации высшего образования и заключившими соглашение с работодателем о трудоустройстве на сельской территории по окончании указанных образовательных организаций, что положительно повлияет на решение проблемы кадрового обеспечения.
- Всем государственным и муниципальным органам власти, бизнесу, с учетом инициатив сельских жителей, необходимо активизировать работу по участию в мероприятиях Госпрограммы, максимально использовать возможности для привлечения средств федерального бюджета в регион для улучшения условий жизни и социально-экономического развития сельских территорий.
Литература:
- О развитии сельского хозяйства: федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 27.
- О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2018, № 49 (часть VI), ст. 7531 (прил. 22 (продолжение), прил. 23, 26, 27, 31–33, 35–39).
- О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 08.02.2019) // «Собрание законодательства РФ», 06.08.2012, № 32, ст. 4549.
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696 (ред. от 17.10.2019) «Собрание законодательства РФ», 10.06.2019, № 23, ст. 2953.
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) // «Собрание законодательства РФ», 14.05.2018, № 20, ст. 2817.
- Минина Е. Л. Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий // Под ред. С. С. Собянина и др. Журнал российского права. — Юридическое издательство «Норма», 2019. С. 31–38.
- Петросянц В. З., Ниналалова Л. Г. Программно-целевые методы в системе регулирования развития проблемных регионов // Журнал Региональные проблемы преобразования экономики, 2016. С 63–70.
- Темченко Д. П. Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий: программно-целевой подход // VII Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2020 г.) / Под ред. И. Г. Ахметова и др. — Казань: Молодой ученый, 2020. С. 27–31.