В статье автор описывает апробированную систему управления по сопровождению, выявлению талантливых детей в образовательной организации.
Ключевые слова: мониторинг, сопровождения, одаренный ребенок, образовательная организация.
Современное общество опирается на информационные и интеллектуальные технологии, в которых основополагающим фактором является интеллектуальный ресурс, высокообразованные и высококвалифицированные люди — «человеческий капитал» [1]. На данный момент, нет сомнений в том, что прогресс развития общества и цивилизации напрямую зависит от одаренных людей. В связи с этим проблема выявления и поддержки талантливой молодёжи в современном образовании выходит на приоритетные позиции. Несомненно, существует ряд объективных проблем, таких как разрозненность элементов работы с одаренными детьми на различных уровнях, как федеральном, так и на уровне самой образовательной организации. [2] В данный момент не существует единой модели или разработанных рекомендаций эффективной системы управления процессом развития одаренных детей.
Безусловно, способные, талантливые и одаренные дети в образовательной организации оказывают положительное воздействие на авторитет образовательной организации, делая ее наиболее конкурентноспособной в сравнении с другими ОО. Но как выявить таких детей в условиях массовой системы образования? Как понять, что именно этот ребенок талантлив? На данные вопросы руководителю образовательной организации придется поискать ответы самостоятельно, для того, чтобы выстроить ту систему управления и поддержки таких детей, которая бы наиболее подошла и стала эффективной в условиях конкретной образовательной организации, с учетом ее специфики, профильности аи контингента обучающихся. [3]
В общеобразовательных организациях, в которых система управления сводится к курированию одаренных детей, учебно-методической работы, внутреннему и внешнему (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, КДР) контролю качества образования одним заместителем директора, как правило по учебно-методической работе (УМР), не позволяет эффективно следить и управлять всеми процессами работы с одаренными детьми, все сводится к поверхностному контролю. Для эффективной системы работы такому управленцу (директору, заместителю директора) необходимо создать команду с четким распределением функциональных обязанностей. Наиболее четко она представлена в схеме.
Каждый элемент в схеме находится на равной ступени соподчинения друг другу и взаимосвязан с другими.
В поддержке и развитии одаренных детей нас в первую очередь интересует блок «Развитие Гимназии», ее административный состав и взаимодействие с другими структурными элементами системы управления. Курирует его заместитель директора по инновационной деятельности и перспективному развитию ОО. Блок состоит из трех основных направлений:
1. РОМП «Поддержка и развитие одаренных детей». К данному направлению прикрепляется руководитель, в функционал которого входит курирование, выявление и сопровождение одаренных детей с НОО ступени образования и до получения учащимися аттестатов об ООО и ОСО образовании. Взаимодействуя с воспитательным блоком, а именно с педагогом-психологом, проводится диагностика выявления талантливых детей, через тестирование на одаренность и виды одаренности у учащихся; проводится дальнейшее сопровождение педагогом-психологом выявленных учащихся в формате групповых и индивидуальных занятий, с письменного разрешения родителей и законных представителей обучающегося. Для более точной картины руководитель РОМП запрашивает у учебного блока, а именно куратора параллели табель успеваемости и результаты мониторинговых работ. Перед началом учебного года, на заседании МО учителя-предметники предоставляют руководителю РОМП день и часы занятий с одаренными учащимися согласно штатному учебному расписанию и аудиторным фондом ОО, не менее одного часа в неделю. Руководитель РОМП составляет график консультаций и предоставляет данную информация в экономический отдел, для оплаты труда учителям-предметникам.
2. Вторым блоком в развитии гимназии РОМП «Работа с педагогическими кадрами». Руководитель данного блока работает с педагогическими кадрами гимназии, в частности оказывает консультативную и методическую помощь в аттестации педагогических работников, сопровождает в профессиональных конкурсах, публикациях, методических разработках и статей, транслировании педагогического опыта.
3. Руководитель РОМП «Научно-исследовательской деятельности» курирует проектную и исследовательскую деятельность учащихся, педагогических работников и ОО в частности.
Такая модель имеет обособленную четырехступенчатую систему управления: экономическая и хозяйственная часть, развитие гимназии, воспитательная работа, учебный отдел, каждый из которых тесно связан между собой и тем не менее является самостоятельной управленческой единицей, позволяющей успешно и быстро решать поставленные задачи в ОО. «Ресурсно-методическое объединение педагогов» позволяет не только повысить качество результатов интеллектуальной, творческой и спортивной деятельности одарённых учащихся за счет непрерывной модели сопровождения, но и повысить профессионализм, конкурентоспособность педагогических работников, делегирование отдельной части должностных полномочий на руководителей РОМП, позволяет формировать административный кадровый резерв ОО. Благодаря такой структуре работы мы получаем успешного педагога, который стремится развивать успешных учеников и повышать конкурентоспособность образовательной организации.
Литература:
- Авдеева Н. И. Одаренный ребенок в массовой школе / Н. И. Авдеева, Н. Б. Шумакова. — М.: Просвещение, 2006. — 239 с.
- Вьюгина Л. К., Инновационный менеджмент. Структурные схемы и таблицы: учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 104 с.
- Казаков И. С. Самопроектирование — анализ понятия // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. — Сочи, 2011. — № 2. — С. 130–133.
- Казаков И. С. Персонифицированные инвариантные составляющие информационно-образовательной среды вуза // В мире научных открытий. — Красноярск, 2011. — № 9.3. — С. 687–699.
- Кибанов А. Я., Основы управления персоналом: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Управление персоналом». — М.: Инфра-М, 2012. — 447 с.
- Тюнников Ю. С. Непрерывное формирование медиакомпетентности учителя в условиях постоянных изменений информационной и образовательной среды / Ю. С. Тюнников, Т. П. Афанасьева, И. С. Казаков, М. А. Мазниченко // Медиаобразование. — М., — 2017. — № 1. — С. 58–74.