В статье сделан анализ по управлению воспитанием в образовательном учреждении.
Ключевые слова: управление, воспитание, учреждение.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
Антон Макаренко
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.
Владимир Даль
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Мы живем во время активного технического и информационного прогресса. В наше время информация становится всеобщим достоянием для человечества. Доступны знания и библиотеки и. т.д. — это огромное достижение для человечества, благодаря интернету. Однако у любого прогресса есть обратная сторона. Через доступные средства массовой информации и всемирную паутину в наше общество проникают чуждые идеи и тенденции. Дети являются наиболее уязвимой частью общества, поэтому традиционное воспитание подрастающего поколения и защита от негативного влияния являются приоритетными направлениями в образовательной системе.
Воспитание — важнейшее явление духовной жизни общества для всех времен и народов. Без воспитания немыслима жизнь человечества, т. к. его назначение — передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможно развитие человека.
Современная роль образования, приоритетом которого является воспитание, зафиксирована важном государственном документе Федеральном законе «Об образовании в РФ». ФГОС задает рамки нового содержания образования, которое ставит во главу угла личность ребенка. Личностными результатами стандарт считает социально и нравственно обусловленные внешние, то есть, поведенческие и внутренние качества человека: ценности, убеждения, принципы.
Воспитательная система, как педагогический феномен интенсивно изучается наукой с начала 1970-х гг. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы, среди авторов которой следует назвать Л. И. Новикову, В. А. Караковского, A. M. Сидоркина, Н. Л. Селиванову и др. В их исследованиях воспитательная система рассматривается, как целостный социально-педагогический организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Воспитательная система — явление динамичное, она индивидуальна в каждой образовательной организации. Управление воспитательной деятельностью представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля участников образовательного процесса. Планирование предполагает определение цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей.
Организация как функция управления формирует структуру организации как системы и обеспечивает её всем необходимым, то есть на этом этапе создаются условия для достижения целей процесса воспитания.
Мотивация — это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения поставленных целей образовательного процесса. Контроль предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы педагогического коллектива. Создателями воспитательной системы образовательной организации являются администрация, педагоги, обучающиеся, родители, общественность, объединенные в единый воспитательный коллектив.
Управляет воспитательной системой руководитель образовательной организации, а основным координатором является его заместитель по воспитательной работе. Грамотно организованный процесс управления позволяет обеспечить воспитательной системе: целостность — за счет наличия всех уровней руководства; устойчивость — за счет оптимальной расстановки кадров; восприимчивость — включенностью в систему управления всех педагогов, обучающихся, их родителей; динамичность — за счет возможности саморазвития и самоорганизации, исходя из собственных потребностей, внешних и внутренних факторов.
Нравственные импульсы невозможно в полной мере рационально усвоить посредством лишь только научного образования, и никакая кладь наук не может в полной мере заменить веру, любовь и патриотизм.
Можно сделать вывод, что сочетание таких методов как СПС (сортировка предложенных суждений) и социометрии может дать новые возможности для решения диагностических задач. Совершенствование диагностического инструментария позволяет рассчитывать на квалифицированный и эффективный мониторинг нравственного развития школьников.
В ходе анализа подтверждена мысль о том, что действенно управлять воспитательной деятельностью ОУ, влиять на результаты воспитания возможно в том случае, если: в ОУ работает система оценки результатов воспитания, которая включает методики оценивания результатов воспитания; определен перечень инструментов для воздействия на выявленные при оценке проблемные зоны в результатах воспитания; определена связь между результатами и инструментами для воздействия на проблемные зоны воспитания.
Используя апробированные диагностические методики социометрия и сортировки предложенных суждений (СПС) для оценки результатов воспитания в школе, проводя эмпирический анализ взаимосвязи ценностных ориентаций, социометрических характеристик и учебных достижений школьников, направленный на оценку возможностей измерительных техник СПС и социометрии в изучении личностных характеристик и социальных компетенций школьников, можно достичь управления системой ОУ.
Благодаря организованной диагностике и непрерывном слежением за изменением результатами воспитательной деятельности, становится возможно принятие управленческих решений с целью коррекции воспитательного процесса. Создание системы оценки качества воспитания в современных условиях — необходимый и значимый управленческий механизм развития образования в школах. Разработанные рекомендации по использованию системы оценки результатов воспитания в школе являются методическим обеспечением принятия управленческих решений в сфере образования.
Литература:
- Федеральный закон об образовании Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ принят ГД РФ 21.12.2012
- Выготский Л. С. Собрание сочинений, т. 6. — М., 2012
- Караковский В. А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / В. А. Караковский. — М.: Пед. о-во России, 1999
- Тюнников Ю. С. Непрерывное формирование медиакомпетентности учителя в условиях постоянных изменений информационной и образовательной среды / Ю. С. Тюнников, Т. П. Афанасьева, И. С. Казаков, М. А. Мазниченко // Медиаобразование. — М., — 2017. — № 1. — С. 58–74.