В данной статье рассматривается необходимость применения методик психодиагностики в управлении образовательными дошкольными организациями.
Ключевые слова: психодиагностика, управление персоналом, образовательная дошкольная организация, педагогический коллектив.
Трудовой коллектив образовательного учреждения представляет собой самоуправляемый, многоуровневый, полифункциональный организм, где педагоги одновременно выполняют функции учителя, воспитателя, социолога, руководителя кружка и пр. Именно воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях являются основным звеном всего трудового педагогического коллектива, от их эмоционально-психического состояния зависит настроение и поведение воспитанников, а также их успехи в образовательном процессе и социализации.
Еще одна отличительная черта педагогического коллектива — это совместная, коллективная ответственность за результаты своего труда и единая педагогическая цель — воспитание и первоначальное образование будущих членов российского общества. При этом, основная функция руководителя образовательного учреждения — создание такой профессиональной атмосферы в подчиненном коллективе, в условиях которой поставленная цель будет достигнута с легкостью, без ущерба для педагогов и воспитанников.
Ни для кого не секрет, что педагогические коллективы в детских образовательных учреждениях на 99 % состоят из женщин, причем разных возрастов, которые в силу особенностей ДОУ работают изолированно друг от друга и не имеют возможности наблюдать за творческой и учебной деятельностью друг друга, за результатами педагогического туда своих коллег. Социальные исследования в педагогической среде утверждают, что 80 % воспитателей имеют высокий уровень ситуативной напряженности, более 70 % имеют постоянную напряженность. Профессиональная деятельность в рамках строгой регламентации часто оборачивается для учителей и воспитателей потерей собственной индивидуальности, что усугубляется банальным отсутствием времени на уход за собой и огромной эмоциональной напряженностью. Как следствие — нервные срывы, потеря друзей, «усталость от профессии», профессиональное выгорание, стереотипизация, закостенелости и т. д. Это — всего малая доля причин, почему на плечи руководителя ложится задача мониторинга психологического климата в коллективе и его коррекция, потому, что коллектив должен быть единым и целым организмом, успешно функционирующим на благо семьи и общества.
Существует множество методик по психологической диагностике в педагогическом коллективе.
Один из интересных и довольно простых методов начальной диагностики — это зрительная аналоговая шкала оценки организационного климата, по которой с легкостью можно оценить три параметра: сработанность, совместимость и успешность (результативность) выполнения поставленных задач. Метод графический, но его результаты легко можно перевести в количественные показатели. Метод интересен тем, что не является традиционным анкетированием с его шаблонной подачей. При его выполнении даже взрослые люди отвлекаются от нависших над ними проблем и с удовольствием раскрашивают шкалу в разные цвета, поэтому психологи считают его весьма объективным.
На общем собрании или педагогическом совете штатный психолог ДОУ раздает воспитателям листы формата А4, на который нанесена линия, длиной 20 см и цветные фломастеры, маркеры или карандаши нескольких ярких цветов. На выданных листах заранее нанесена маркировка в цветовом исполнении, в соответствии с показателями. Участники мероприятия линиями наносят на шкалу свое видение коллективных проблем. Отметки, поставленные в начале шкалы, говорят о низком уровне показателя, в середине шкалы — средний уровень, в конце шкалы — высокий уровень. Например, если речь идет о профессионализме коллектива, то отметки в начале шкалы говорят об его непрофессионализме, в середине шкалы — об недостаточном профессионализме, в конце шкалы — о высоком профессионализме коллектива. По желанию, тестирование можно дополнить и другими критериями.
Педагог-психолог может предложить тестируемым участникам сложить листочки пополам, и собрать их. Далее необходимо градировать шкалу (удобно работать с 10-бальной шкалой) и провести количественный анализ, выведя среднее значение и отклонение от средней величины. Так можно понять, какие проблемы нависли над педагогическим коллективом, и найти методы борьбы с ними, начать работу с каждым педагогом отдельно, проводя психодиагностику индивидуально. Например, можно применить следующие тесты и методики:
– тест общительности В. Ф. Ряховского;
– методику, разработанную О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто, которая позволяет выявить эмоциональные, поведенческие и когнитивные компоненты отношений в коллективе;
– опросник А. Н. Лутошкина, который позволяет оценить не только степень благоприятности, но и выявить те свойства коллектива, которые объединяют или разобщают коллектив;
– методику диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
Результаты психодиагностики обсуждаются с руководством детского образовательного учреждения для поиска решения проблем трудового педагогического коллектива и с целью недопущения их усугубления. Необходимо помнить, что проблемы трудового коллектива ДОУ обязательно отразятся на качестве воспитания и обучения дошкольников и даже на их эмоционально-психическом состоянии.
Литература:
- Батаршев А. В. Психодиагностика в управлении // А. В. Батаршев. — М.: Дело, 2005. — 496 c.
- Ильясов Д. Ф. Теория управления образованием: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических специальностей и руководителей образ. Учреждений // Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 344 с.
- Истратова О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов // О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто.. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 375 c.
- Казаков И. С. Персонифицированные инвариантные составляющие информационно-образовательной среды вуза // В мире научных открытий. — Красноярск, 2011. — № 9.3. — С. 687–699.
- Носс И. Н. Психодиагностика в кадровой работе: Учебное пособие // И. Н. Носс; Под общ. ред. проф. д.т.н. А. А. Деркач.. — М.: РАГС, 2010. — 74 c.
- Панфилова А. П. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе // Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2011г.-240 с.
- Станкин М. И. Искусство управления коллективом // М. И. Станкин. — М.: Книжный мир, 2013. — 320 c.
- Тюнников Ю. С. Непрерывное формирование медиакомпетентности учителя в условиях постоянных изменений информационной и образовательной среды / Ю. С. Тюнников, Т. П. Афанасьева, И. С. Казаков, М. А. Мазниченко // Медиаобразование. — М., — 2017. — № 1. — С. 58–74.
- Tyunnikov Y. S. Succession of continuity education: the role and possibilities of a media resource / Y. S. Tyunnikov, T. P. Afanasyeva, I. S. Kazakov, M. A. Maznychenko // Медиаобразование. — М., — 2018. — № 1. — С. 28–38.