На сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии сложилась тенденция к недооцениванию такого психического процесса, как воображение. В программе обучения и воспитания в детском саду среди многочисленных игр и разнообразных видов НОД недостаточно внимания уделяется развитию процесса воображения, дети часто вынуждены пользоваться предложенным шаблоном и повторять за показанным образцом. В результате педагоги и родители жалуются на то, что даже такая детская творческая деятельность, как игра, часто превращается в однообразные манипуляции с игрушками.
Изучением воображения занималось множество знаменитых учёных в прошлом и сейчас, среди них- Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Л., Рубинштейн И. И. Давыдов, Ж. Пиаже, К. Каффка, Т. Рибо, Н. П. Сакулина, Р. С. Немов, О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова и др.
Воображение принадлежит к числу важнейших психологических явлений человеческой личности. В психологии существует несколько определений процесса воображения.
По мнению Л. С. Выготского: «Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности мозга, психология называет воображением или фантазией». [3, с. 5]
«Воображение, фантазия — это отражение реальной действительности, но в иных, необычных. неожиданных сочетаниях и связях». [10, с. 7.]
Р. С. Немов даёт такую характеристику процесса воображения «воображение-особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточно положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. [8, с.260.]
Физиологической основой воображения является сложная деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новой системы временных связей. При формировании процесса воображения важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны со словом. Обычно оно служит источником появления образов воображения.
Особенность воображения состоит в переработке прошлого опыта, представленного в виде понятий и представлений. Здесь воображение тесно связано с памятью. Но надо помнить, что воспроизведение является главной чертой памяти, а превращение- черта воображения.
Также воображение связано с мышлением. Воображение является основой наглядно- образного мышления, позволяющего человеку решать задачи в уме, не производя практических действий.
Воображение тесно связано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов, но воображение и само зависит от восприятия. Включаясь в восприятие, оно обогащает новые образы. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы вымысла.
Воображение связано и с развитием речи. Задержка в развитии речи, обычно сопровождается и задержкой в развитии воображения.
Воображение тесно связано с развитием эмоционально- волевой и мотивационной сферы личности.
Можно выделить несколько видов воображения: пассивное и активное. Пассивное делится на произвольное и непроизвольное.
По соотношению образа с действительностью выделяют реалистическое и фантастическое воображение.
В жизни человека воображение выполняет несколько важных функций
- Представлять действительность в образах.
- Регулирование эмоциональных состояний
- Участие в регуляции познавательных процессов.
- Формирование внутреннего плана действий.
- Коммуникативная функция.
Согласно исследованиям Л. С. Выготского, главным психологическим новообразованием дошкольного возраста является воображение. Именно его развитию психологи рекомендуют уделять больше внимания в возрасте от 3 до 12 лет. Этот период учёные называют сензитивным для развития воображения и образного мышления.
У детей собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны. Так много кругом непонятного, непознанного, что решить возникающие проблемы ребёнок может при помощи воображения, фантазии. Они заменяют малышу недостаток знаний и опыта, помогают уверенно чувствовать себя в современном мире. Игр ребёнка без выдумки просто не может существовать.
Согласно современным исследованиям учёных, воображение ребёнка при своём становлении проходит несколько этапов (по Е. Е. Кравцовой):
– первый этап связан с опорой на наглядность, с воспринимаемой предметной средой,
– второй этап-здесь уже проявляется использование прошлого опыта,
– третий этап- характеризуется появлением особой внутренней позиции, здесь уже происходит развитие воображения от замысла к его реализации.
О. М. Дьяченко выделяет следующие этапы развития воображения:
– 2,5–3 года-в этом возрасте происходит отделение ребёнком себя от предмета, от действия с предметом, направленность на овладение предметами, действиями, обращение к предметам –заместителям, выделение своего «я». И уже к 3 годам можно выделить 2 типа воображения: «познавательное» и «эмоциональное».Последнее тесно связано с использованием символов. Изначально эти символы заимствуются из культуры (Баба Яга, Леший, Бармалей и т. д.), а затем создаются самостоятельно (хорошая или плохая девочка). Планирование образов воображения в этом возрасте отсутствует.
– Это возраст 4–5 лет. На данном этапе ребёнок нацелен на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности. Взрослые ведут обучение и воспитание через образцы, которым ребёнок должен следовать. К 4–5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование. Средствами планирования являются слово и модельные представления.
– Возраст 6–7 лет. В этом возрасте ребёнок уже усваивает основные образцы и получает возможность оперировать ими. Дошкольник уже способен отходить от усвоенных стандартов варьировать ими. В этом возрасте появляется возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом «включение». Здесь впервые появляется целостное планирование: ребёнок может до начала действия построить план его выполнения и последовательно реализовать его, нередко внося изменения по ходу. Продукты воображения становятся более оригинальные и детализированными.
Фантазия. как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребёнка. У младшего дошкольника преобладает пассивная форма воображения. малыш с интересом слушает сказки, а затем представляет их образы как реально существующие явления. Значит, воображение компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления включением сказочных образов в жизнь ребёнка. Именно поэтому дети верят в Деда Мороза, боятся Бабу Ягу, Лешего и пр. Для старшего дошкольного возраста характерна активизация воображения (в начале воссоздающего, а затем творческого).
У детского воображения очень важная функция- уменьшение страхов, стремление понять события путём зарисовки, сделать реальность более приятной.
Особенность детского воображения состоит, во- первых, в видение целого раньше частей, во-вторых, в переносе функций с одного предмета на другой.
Существующая в настоящее время методика обучения детей дошкольного возраста построена, исходя из того, что система эталонов преподносится взрослым в готовом виде для усвоения, что не даёт развиваться детскому воображению, творчеству. Для развития воображения важна не среда, а то как она преподносится ребёнку. Не всегда предметное многообразие способствует психическому развитию, здесь главным должны быть условия и обеспечение пространства, которые дадут возможность воображать, творить.
Для развития детского воображения необходимо включать неспецифические предметы в игру детей. Для развития фантазии необходимо расширять опыт детей, развивать мышление, речь. Очень эффективны игры «Нарисуй что-нибудь», «Придумай рассказ», «Волшебные картинки», «Волшебная мозаика», «Сочиняем сказку», «Чудесный лес», «Поможем художнику», «Волшебники», «Тропинка», «Неоконченный рассказ» и др.
Однажды мы с детьми сочинили целую серию рассказов. Одна девочка предложила назвать главного героя Стобедом. Дети активно подключились. В результате у нас получилась серия интересных рассказов про приключения одного весёлого мальчика. Мы записали эти рассказы и оформили рукописную книгу. В работу включались даже очень застенчивые дети. Мы получили массу удовольствия от этой работы, а воображение детей так и било ключом.
Велика роль игры в развитии воображения. В игре формируются все стороны развития личности ребёнка. Происходят значительные изменения в психике. Для повышения уровня развития воображения необходимо разнообразить игры детей. Очень эффективны для развития фантазии игры и задачи «открытого типа». Активно развивается воображение и в лепке, рисовании, конструировании по замыслу. Для развития фантазии в дошкольном возрасте активно используются чтение сказок, рассказов, просмотр картин, иллюстраций. Немного способствует развитию воображения и участие детей в посильной трудовой деятельности.
Любое обучение связано с необходимостью что-то вообразить, представить. Всё это невозможно сделать без воображения. Фантазия обеспечивает ребёнку новый, необычный взгляд на мир. Воображение способствует развитию логического мышления, памяти, внимания, речи, обогащает жизненный опыт ребёнка. Фантазия обеспечивает построение конечного результата деятельности, создание образов.
Воображение как центральное психологическое новообразование дошкольного периода, является тем необходимым фундаментом, на основании которого у детей возникает, развивается и завершается кризис семи лет, ответственный за формирование психологической готовности к обучению в школе. Основная деятельность, внутри которой происходит развитие воображения и психологическая подготовка к кризису семи лет-игра.
Литература:
- Агаеева Е. Л., Брофман В. В., Булычёва, Чего на свете не бывает? М., Просвещение1991г.
- Венгер Л. А., Мухина В. С., Психология, М, Просвещение,1988г.
- Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, С-П, Союз,1997г.
- Дьяченко О. М., Развитие воображения дошкольника, М., Международный Образовательный Колледж.1996г.
- Казаков В. Г., Кондратьева Л.Л, Психология, М, Высшая школа,1989г.
- Компанцева Л. В., Поэтический образ природы в детском рисунке, М., Просвещение,1985г.
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе, М, Педагогика,1991г.
- Немов Р. С., Психология, том 1, М, Владос,1999г.
- Немов Р. С, Психология, том 2, М, Владос,1999г.
- Петровский А. В., Роль фантазии в развитии личности, М, Знание.1961г.
- Субботина Л, Ю, Развитие воображения у детей, Ярославль, Академия развития,1996г.