Ключевые слова: футбол, детско-юношеский футбол, молодой игрок, вратарь.
Key words: football, youth football, young player, goalkeeper.
Введение. Инновационные технологии в физической культуре характеризуются научно обоснованными дидактическими нововведениями, направленными на достижение планируемого спортивного результата или показателя физической и технической подготовленности, достижением цели обучения с минимальными затратами средств ученика и педагога, воспроизводимостью аналогичных результатов на иной группе занимающихся, использованием технических средств и компьютерных технологий. Они направлены на совершенствование обучающих программ, на поиски оптимумов физической активности человека.
Однако, несмотря на принимаемые государством организационно-методические меры по развитию футбола в стране, имеет место ярко выраженное отставание в системе подготовки спортсменов высокого класса по причине недостаточной педагогической эффективности процесса обучения детей на начальных этапах их спортивной подготовки. Весьма актуальным следует признать недостаток в научно выверенных технологиях начального обучения детей технике игры в футбол, развитие у них важных игровых двигательных способностей, среди которых ведущее место занимают специальные координационные способности нижних конечностей.
Необходим поиск современных эффективных технологий обучения юных вратарей в условиях школьного физического воспитания с целью дальнейшего отбора талантливых детей для регулярных занятий в системе дополнительного образования (в ДЮСШ).
Методы и организация исследования. Вышеизложенное послужило поводом для постановки цели и задач исследования: на основе анализа научно-методической литературы охарактеризовать основные положения, связанные с повышением качества подготовки юных вратарей; разработать технологию развития у них специальных координационных способностей, основанную на применении тренажерного устройства.
Результаты исследования и их обсуждение. При высокой важности обеспечения двигательной активности человека, всех систем и функций его организма, для качественной работы важна надежная основа — опорно-двигательный аппарат, нацеленный на достижение спортсменом практически во всех видах спорта высоких спортивных результатов. Не является исключением и футбол, в котором, можно с уверенностью сказать, ведущим выступает качественное состояние и развитие опорно-двигательного аппарата нижних конечностей (стопы и голени).
В последнее время с положительной стороны зарекомендовали себя упражнения для развития координационных способностей, обеспечивающие формирование техники перемещения игрока без мяча, основанные на применении тренажерных устройств, создающих разнообразные благоприятные условия для развития двигательных способностей при решении задач по формированию правильной техники игры в футбол. Речь идет о поведении спортсмена в специально искусственно организованных условиях спортивной тренировки с использованием комплекса подводящих и подготовительных упражнений, выполняемых в рамках задаваемых тренером маршрутов передвижения футболиста [2; 3].
Применение В. Е. Афоньшиным (2016) в учебно-тренировочном процессе с юными футболистами инновационной методики обучения технике перемещения на основе использования интерактивного тренажерного комплекса позволило обеспечить существенное повышение показателей скорости бега с мячом и без мяча, по прямой, с изменением направления передвижения, выполняя технический прием «обводка» [1].
Точность определения пространственных, временных и силовых характеристик движений заключается в экономичности работы за счет мышц и мышечных групп, участвующих в реализации конкретного двигательного акта. При выполнении движений и двигательных действий, близких по своим биомеханическим характеристикам, проявляется эффект переноса тренированности. Принято считать, что чем большим объемом двигательных навыков располагает человек, тем быстрее он освоит новое движение.
На основании вышеизложенного нами было разработано устройство для повышения качества проведения учебно-тренировочных занятий с юными футболистами, содержащее следующие элементы: пластиковые обручи, последовательно соединенные между собой с возможностью последовательного их расположения в горизонтальной плоскости, что позволяет формировать с их помощью различные способы передвижения в ходьбе, беге, прыжках, на одной и двух ногах, завершающиеся ударом по мячу в выставленную цель в виде конуса, поскольку в учебно-тренировочном процессе с юными футболистами наибольшей практической ценностью обладают подводящие упражнения, рассчитанные на развитие мышц нижних конечностей, обеспечивающих выполнение сложных взаимодействий игрока с футбольным мячом.
Наряду с развитием у занимающихся координационных (точности движений, ориентировки в пространстве, дифференциации динамических усилий нижних конечностей), скоростных и скоростно-силовых способностей, происходит повышение основных функций внимания (регуляции и контроля двигательной деятельности при выполнении каждого упражнения), эмоциональности спортивной деятельности. Конструкция устройства обеспечивает возможность развития быстроты, ориентировки в пространстве, статического и динамического равновесия. Содержание комплекса упражнений характеризовалось тем, что предлагалось первое упражнение довольно простое по технике выполнения и являлось, по сути своей, специально подготовительным, а второе и третье упражнения были из арсенала подводящих упражнений футболистов.
Выводы. Использование тренажерного устройства для развития и совершенствования двигательно-координационных способностей у юных футболистов, представляющего собой специально искусственно организованные условия (искусственно управляемую среду), расширяет круг подводящих физических упражнений, способных качественно воздействовать на организм занимающихся, в том числе на нижние конечности опорно-двигательного аппарата, чем традиционные технологии.
Литература:
- Афоньшин, В. У. Обучение юных футболистов технике ведения мяча и обводки с применением интерактивного тренажерного комплекса / В. У. Афоньшин. — Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы VI международной науч. практич. конфер. (Чебоксары, 17 ноября 2016 г) Под ред. Г. Л. Драндрова, А. И. Пьянзина. — Чебоксары: Чуваш.гос. пед ун-т, 2016. — С. 211–215.
- Барков, В. А. Научно-методические подходы к формированию у школьников техники игры в футбол на основе развития целевой точности движений: Монография / В. А. Барков, С. Г. Ковель, В. П. Кураш, Ю. К. Рахматов. — Гродно: ГрГУ, 2003. — 90 с.
- Ратов, И. П. Проблемы преодоления противоречий в процессе обучения движениям и реализации дидактических принципов / И. П. Ратов // Теория и практика физической культуры. — 1983. — № 7. — С. 40.