Инновационные технологии при формировании понятия о стиле писателя на уроках литературы (на примере романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 20.02.2020

Статья просмотрена: 517 раз

Библиографическое описание:

Ефимов, Н. П. Инновационные технологии при формировании понятия о стиле писателя на уроках литературы (на примере романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день») / Н. П. Ефимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 120-121. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67498/ (дата обращения: 15.11.2024).



«И дольше века длится день» — первый роман Чингиза Айтматова, опубликован в 1980 г. в журнале «Новый мир». Позже издавался под названием «Буранный полустанок». В 1990 г. в журнале «Знамя» вышла «повесть к роману» «Белое облако Чингисхана», впоследствии вошедшая в состав романа.

Прообразом Буранного полустанка является железнодорожная станция Торетам около космодрома Байконур, названная в честь похороненного вблизи неё (на окраине современного города Байконур) шейха Торе-Баба, представителя рода торе (потомки чингизидов). В название романа вынесена строка стихотворения Бориса Пастернака 1959 года «Единственные дни».

Главный герой романа — Буранный Едигей. Он – простой рабочий на заброшенном в Средней Азии железнодорожном полустанке. Едигея волнуют все проблемы окружающей действительности. Как настоящий человек, он берет на себя ответственность за то, чтобы все, что дорого ему, весь мир, который он вобрал в свою душу, был сохранен и чтобы никому и нигде не было плохо.

Роман начинается с того, что Едигей везет хоронить за много километров на старое родовое кладбище своего давнишнего друга, мудрого старика Казангапа, чтобы исполнить все по заветам предков. Но на месте старого кладбища, где покоился прах многих поколений его народа, никого не спросясь, построили ракетный полигон, космодром, обнесенный колючей проволокой, с часовым у ворот. Его создатели были очень далеки от того, чтобы беречь природу, уважать чужие обычаи и чужие могилы. Едигея не пускают. Вокруг этой коллизии и разворачивается сюжетное повествование, в которое вплетены притчи, легенды. Так возникает тема поруганной, растоптанной памяти народа. Историческая память народа и отдельного человека — это, по мысли писателя, основа его нравственности, духовных ценностей. Вековой опыт, трагический и драматический, закреплен в легендах, в исторических деяниях предков; на их основе вырабатывался национальный характер. Проблема сохранения памяти, истории народа, запечатленной в человеческих судьбах, находит в романе своеобразное художественное решение. Ч. Айтматов вплетает в повествование сказания, легенды, придавая их образам метафорически обобщенный, философский смысл.

Одна из них, самая поразительная и широкая по смыслу, — легенда о «манкурте», у которого отобрана память о прошлом, о его роде, о матери. Враги надели на его голову сыромятный обруч (из сырой кожи) и оставили на солнцепеке. Усыхающая кожа так сжала голову несчастного, что это лишило его памяти. Потеряв память, он превратился в безгласного и покорного раба, который не узнал родной матери, когда она после долгих скитаний нашла его. Мать пытается вернуть ему память, расспрашивает о прошлом, напоминает о детстве, но пастух-манкурт не помнит ничего, даже своего имени, имени отца — Доненбая. Мать поет ему песни, какие пела над его колыбелью. Но приезжают воины, дают ему лук и стрелы и удивляются, что в его руке сохранилась память: несчастный стреляет без промаха. Наутро, когда мать снова пришла к нему, уговаривая бежать, он недрогнувшей рукой убивает ее. С ее головы упал белый платок, превратился в воздухе в птицу, и она полетела с криком: «Вспомни, чей ты? Как твое имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай!» С тех пор в степи стала летать птица доненбай. А мать похоронили на кладбище и назвали его Материнским упокоем. Сюда и везет хоронить своего друга Буранный Едигей. Так писатель в легенде соединяет природный мир (родная земля, птицы над ней) с человеческим миром и его памятью. Пренебрежение к одному ведет к гибели другого.

Из айтматовского романа слово «манкурт», обозначающее того, кто не помнит своего прошлого, прошлого своего народа, широко вошло в современную речь, стало емким понятием. Соединяя явления реальности с метафорически-обобщенным, философским содержанием легенды, Ч. Айтматов создает образ огромной впечатляющей силы, образ-предостережение. Писатель помогает нам осознать общечеловеческие ценности как нравственную опору в наше время.

Эти особенности прозы Чингиза Айтматова мы постарались раскрыть на внеклассном уроке в 10 классе.

«Я хочу, чтобы сарозекские метафоры моего романа напомнили еще раз трудящемуся человеку о его ответственности за судьбу нашей земли»

Задание

—Подготовить высказывание, характеризующее образ инопланетян в романе. Ответ должен прозвучать в соответствии с типом мышления, на который указывает вам цвет шляпы.

—При составлении высказывания используйте вопросы-подсказки.

—Подтверждайте свои аргументы цитатами автора.

—Регламент выступления – 3 мин.

Группа 1. Белая шляпа (нейтральная)

—Приведите факты из жизни на планете Лесная грудь (образ жизни, технологии, степень развития цивилизации)

—Высказывание стройте только на основе сюжета.

—Иллюстрируйте высказывание цитатами автора.

—Регламент выступления -3 мин.

Группа 2. Чёрная шляпа (негативная)

—Составьте характеристику образа жизни на планете Лесная грудь.

Вопросы-подсказки:

—Возможна ли такая цивилизация в реальной жизни?

—Как можно оценить образ жизни жителей планеты Лесная грудь?

— Каково отношение инопланетян к экологии?

Группа 3. Жёлтая шляпа (позитивная)

—Кто же, по вашему мнению, жители планеты Лесная грудь? Найдите положительные черты в их образе.

Вопросы-подсказки:

—Чем образ жизни на планете Лесная грудь отличается от нашего на планете Земля?

—Каковы нововведения в их жизни?

Группа 4.Красная шляпа (эмоциональная)

—Какие чувства у вас вызывает описание планеты Лесная грудь в произведении?

Вопросы-подсказки:

—Хотели бы вы там побывать?

Группа 5. Зелёная шляпа (творческая)

—Почему, по вашему мнению, земляне приняли решение создать обруч?

Вопросы-подсказки

—Какие мотивы ими двигали?

Группа 6.Синяя шляпа (философская)

—Если бы от вас зависело решение, стали бы вы окружать землю обручем из ракет?

—Как бы вы поступили?

— Как бы могли развиться события в альтернативной версии?

Таким образом, систематическая работа над формированием понятия о стиле писателя, позволяет успешно решать следующие задачи: способствовать к развитию мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков. Способствовать развитию системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Основные термины (генерируются автоматически): Лесная грудь, ваше мнение, группа, легенда, мать, образ жизни, память, Регламент выступления, роман.


Похожие статьи

Новые подходы к формированию туристского продукта в сфере событийного туризма на примере фестиваля водных брызг в городе Куньмин (Китай)

Дополнительные средства коммуникативной организации текста при переводе с русского язык на английский (на примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Жанр ситуационной комедии в обучении иностранному языку (на примере ситкома «Выбирайте выражения»)

Аутентичность как обязательное условие отбора учебного текста для домашнего чтения (на материале книги О. Генри «Зеленая дверь»)

Особенности перевода на украинский язык русских фразеологизмов российской аудиовизуальной продукции (на примере мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»)

Холистический и элементаристский подходы к восприятию и интерпретации текста (на примере рассказа Л. Андреева «Большой шлем»)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Особенности функционирования этнокультурных номинаций одежды в цикле повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми младшей группы с использованием игровой технологии В. Воскобовича «Праздник в Фиолетовом лесу»

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Похожие статьи

Новые подходы к формированию туристского продукта в сфере событийного туризма на примере фестиваля водных брызг в городе Куньмин (Китай)

Дополнительные средства коммуникативной организации текста при переводе с русского язык на английский (на примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Жанр ситуационной комедии в обучении иностранному языку (на примере ситкома «Выбирайте выражения»)

Аутентичность как обязательное условие отбора учебного текста для домашнего чтения (на материале книги О. Генри «Зеленая дверь»)

Особенности перевода на украинский язык русских фразеологизмов российской аудиовизуальной продукции (на примере мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»)

Холистический и элементаристский подходы к восприятию и интерпретации текста (на примере рассказа Л. Андреева «Большой шлем»)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Особенности функционирования этнокультурных номинаций одежды в цикле повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми младшей группы с использованием игровой технологии В. Воскобовича «Праздник в Фиолетовом лесу»

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Задать вопрос