В статье автор рассматривает вопросы патриотического воспитания молодежи, исторической памяти средствами изучении истории Великой Отечественной войны. Изучение истории ВОВ обосновано как средство формирования патриотического создания и исторической памяти, средство патриотического воспитания. Выделены компоненты исторической памяти событий Великой Отечественной войны. Выделены аспекты исторической памяти событий Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, историческая память, Великая Отечественная война, программа, молодежь, патриотическое сознание.
Формирование у молодежи патриотического сознания в России проходит при поддержке государства. Основным документом, регламентирующим принципы политики в данном направлении, является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (далее — Программа).
Данная программа не является первой, в последние годы государство регламентирует вопросы патриотического воспитания, реализовав до трёх программ по патриотическому воспитанию в 2001–2015 гг.
Патриотическое воспитания, в соответствии с определением программы, представляет из себя систематическую целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества, семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан. Однако приоритетными направления Программы является воспитание детей и молодежи.
Формирование у молодежи патриотического воспитания в условиях дошкольного, дополнительного, среднего и высшего образования происходит при соблюдении принципа преемственности. Преемственность обеспечивается Федеральным государственным образовательным стандартом средствами стандартизации целей, задач, форм, средств и методов, достижением новых образовательных результатов на каждом уровне патриотического образования и воспитания.
В частности, патриотическое воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем которого является, патриотическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, внеклассную работу, в учреждениях дополнительного образования.
Изучение истории Великой Отечественной Войны имеет особое место в системе патриотического воспитания, формирования патриотического сознания. Программой патриотического воспитания предусмотрены ряд мероприятий, формирующих историческую память у молодежи о ВОВ. В частности, проведение встреч с ветеранами и тружениками войны, героями труда, создание видеофильмов, систематизация видеоархива, проведение культурно-массового мероприятия (фестиваль «Катюша»), проведение историко-мемориальных экспедиций.
Кандидат социологических наук М. Я. Курганская в своей диссертации «Патриотические ценностные ориентации российской молодежи» указывает на то, что в современных условиях трансформации культурного пространства особенно остро стоит задача поддержания национальной солидарности, хранения и воспроизводства духовных ценностей. Данная точка зрения подтверждается всеми принятыми нормативными актами в сфере патриотического воспитания граждан, в т. ч. указанной выше Программой, а также Программой «Укрепление единства Российской нации и этнокультурное развитие народов России».
По мнению социологов, в частности, Н. Н. Седовой, объект патриотизма — Отечество, субъект — личность, как элемент Отечества. [Н. Н. Седова, Отношение к патриотизму жителей крупного промышленного города. Социология города, 2012 № 4, стр. 51–57]
Патриотизм непосредственно связан с исторической памятью. Историческая память — оценочный компонент, представленный оценкой исторических событий, суждений по поводу исторических фактов.
Историческая память о ВОВ в системе патриотического воспитания является:
1. Представлениями о героических, трагических событиях войны, подвигах, патриотизме и достижении страны.
2. Ценностные ориентиры, «духовные скрепы», способствующие воспитанию патриотизма.
Согласно социологическим исследованиям, Великая отечественная Война, архетип Победы в Великой отечественной Войне является событием, с которым ассоциируют себя все граждане России [5, с. 201–204]. Великая отечественная Война наиболее связанной событие в исторической памяти людей по ряду оснований. Во-первых, память о ВОВ хранится в истории каждой российской семьи. Во-вторых, ВОВ задела самый существенные стороны общественной жизни, определив будущее страны.
Патриотической воспитание средствами обращения к исторической памяти ВОВ должно состоять из нескольких уровней. На первом уровне должна быть сформирована историческая память, приобретены знания о фактах, событиях войны. На разные уровнях образования данная цель достигается по-разному. Дошкольникам прививают первоначальные знания о войне, как явлении, о Победе, знакомят с историческими традициями празднования Победы. Знания школьников и студентов совершенствуются и дополняются, проводится исследовательская работа, участие в разных формах такой работы. На втором уровне — формируется образ желаемого будущего. Молодежи сообщаются морально-нравственные, этические, духовные ценности, указывающие на недопустимость повторения событий войны. 3 уровень — формирование образа настоящего. У молодежи, на данном уровне, должна быть сформирована готовность включаться в актуально значимое действие. [3].
Таким образом, выделяются аспекты исторической Памяти Великой отечественной Войны:
- Героические традиции защитников
- Традиция как фактор связи прошлого и настоящего, обеспечивающего идентичность и ценностную преемственность.
- Традиция как фактор социокультурного наследия.
Патриотическое воспитание на основах исторической памяти о ВОВ является сложным и многогранным, но управляемым процессом, который проходит путем специальной организации форм взаимодействия воспитателя и воспитанника.
Литература:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»
- Исаева Ю. В. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания молодежи. Журнал «Вестник государственного и муниципального управления»
- Кусмарев Н. В. Патриотическое воспитание детей и молодежи: От образа Победы к духовной идентичности с поколением Победителей: монография. Волгоград, издательство ВолГМУ, 2013, 207 с
- Н. Н. Седова, Отношение к патриотизму жителей крупного промышленного города. Социология города, 2012 № 4, стр. 51–57
- Проказина Н. В. Социологический подход к изучению исторической памяти о Великой Отечественной Войне. Казанская наука, 2014, № 7, с. 201–204
- Козлов А. А. Формирование патриотизма и гражданственности современной российской молодежи: теоретико-методологический и историко-социологический подходы. УДК 37.0174–083.81