В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с коррупционной деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы РФ. Методология исследования –анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.
Ключевые слова: коррупция, государственная служба, государственная служба, противодействие.
Currently, more and more attention is paid to the processes associated with corruption. That is why the article presents an analysis of the current issue of combating corruption in the system of state civil service of the Russian Federation. Research methodology — analysis of scientific literature on a given problem, as well as practical domestic experience.
Keywords: corruption, public service, public service, counteraction.
Определение коррупции предоставляется в статье 1 ФЗ-273 от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции». Данный феномен является злоупотреблением служебным положением, предоставление взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или другое незаконное применение физическим лицом собственного должностного положения вопреки законными интересам социума и государства для обретения выгоды в виде финансов, ценностных ориентиров, другого имущества или услуг имущественного характера, других имущественных прав для себя или для третьих лиц или незаконное предоставление представленной выгоды обозначенному лицу иными физическими лицами. [1]
Проблематика статьи заключается в формировании практических выводов и рекомендаций, относительно противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы.
В данный момент в данной области наблюдается широкий спектр проблем, среди которых:
– высокий уровень «кадровой» коррупции;
– отсутствует действенный механизм по противодействию коррупции;
– нет эффективных мер по контролю за реализацией антикоррупционного законодательства.
Данные проблемы — это результат многолетней практики в системе государственной гражданской службы без реализации действенных механизмов по противодействию и профилактики коррупционных явлений. Потому важно сформировать понимание того, что в Российской Федерации подобного рода проблемы встречаются не только на рассматриваемом уровне: коррупция проникает во все области экономической, социальной, политической и хозяйственной деятельности человека. Таким образом, противодействие коррупции должно носить комплексный характер, где будут применяться серьезные наказания, «публичные», в том числе, как это было с Анатолием Сердюковым (отставном министром обороны) 6 ноября 2012 года. Однако можно полагать, что противодействие коррупции должно начинаться с самых низов и истоков государственной гражданской службы. Предотвращение даже малого коррупционного явления — это уже действенный шаг к противодействию коррупции.
Рассмотрим наиболее подробно порядок противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы.
Указом Президента РФ формируется Совет при Президенте РФ по противодействию коррупционным связям. Правовое основание противодействия коррупции формируют:
- Конституция России, Международно-правовые акты.
- Федеральные законы.
- Акты Президента России и Правительственных органов РФ.
Федеральным законом № 273 определен порядок противодействия коррупции, как деятельности федеральных органов государственной власти регионов России, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
- По предупреждению коррупции, в том числе по определению и дальнейшей ликвидации причин коррупции.
- По определению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правовых нарушений.
- По сокращению или ликвидации последствий коррупционных правовых нарушений. [2]
К мероприятиям по противодействии коррупции относятся:
- Формирование в государственных органах подразделений по профилактике коррупционных и других правовых нарушений.
- Представление определенным категориям гос. и муниципальных служащих и лицам, которым запрещают занимать руководящие должности в гос. корпорациях, и членам их семейства данных о доходах и собственности.
- Осуществление подразделениями по профилактике коррупционных правовых нарушений проверок.
- Размещение данных об имуществе с соблюдением закона о персональных сведениях на сайтах, определенных гос. органов.
- Реализация данных об имуществе с соблюдением закона и персональной информации на порталах.
- Создание механизма по разрешению конфликтной ситуации интересов и активизация работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению любых гос. служащих.
- Обязательства государственных и муниципальных служащих говорить об обращениях для склонения к осуществлению коррупционных правовых нарушений.
- Установка ограничения для бывших государственных и муниципальных служащих на протяжении 2 лет после увольнения с гос. или муниципальной службы замещать профессии в определенных организациях.
- Ограничения обретения подарков от физических и юридических лиц из-за исполнения должностных обязательств.
- Запрет на выезд из-за исполнения должностных обязательств за границы территории России. [3]
Стоит отметить, что проблема противодействия коррупции располагается в центре внимания научного сообщества и обширной общественности, первых лиц государства.
В последний промежуток времени вопросам противодействия коррупции в системе гос. гражданской службы России уделяется высокое внимание. Нужно осознавать, что подобное острое внимание со стороны, как государства, так и всего общества в общем к проблеме коррупции осуществляется вследствие значимого сокращения результативности гос. управления. Вследствие этого, снижаются темпы экономического роста нашего государства, темпы роста благополучия жителей России, повышается рост преступных действий.
Невзирая на усиленную работу гос. аппарата, гражданского общества и любого гражданина в отдельности в области противодействия коррупции, масштабы ее распространения в нашем государстве продолжают постепенно набирать обороты. Коррупция — это самый главный фактор, который тормозит развитие нашего государства, стоящий особенной преградой к развитию демократического общества. Из-за этого нужна четкая и последовательная работа в борьбе с данным явлением, разработка тактики и стратегии в этом направлении. [4]
Коррупционная работа чиновников России обретает транснациональный характер. Стоит отмечать, что кадровая коррупция в системе государственной гражданской службы не только причиняет значимый вред нашему социуму, отдельным гражданам, а также падает авторитет представителей власти в глазах жителей.
Специфика коррупции России в том, что она фактически институционализировалась в органах власти и местного самоуправления, делая их слабыми и нерезультативными. Подрывая доверительное отношение к власти, ее авторитету, коррупция препятствует реализации общественных интересов, свободе личности, причиняет ущерб социальной, экономической, правовой политике.
По оценкам экспертов, Россия спускается со 127 места на 145 в мировом рейтинге коррупции.
Причинами распространения коррупции в системе гос. гражданской службы в России способны называться: сложность структуры органов власти, наличие большого количества бюрократических процессов, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над работой аппарата органов гос. власти, причисляя учет и контроль над служебной работой гос. служащих, недостаточно ясное распределение компетенции, дублирование и совмещение действующих обязанностей, неоправданно высокое число запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма, правовой основы защиты интересов граждан, вовлекаемых в работу органов гос. власти.
Специфика коррупционных проявлений в системе государственной гражданской службы детерминирована экономическими, социальными, политическими, правовыми, культурными факторами.
Таким образом, главными направлениями политики в сфере противодействия коррупции на гос. гражданской службе в России способны выступать:
- Формирование механизма взаимодействия правоохранительных и других государственных органов с социальными и парламентскими комиссиями по проблемам противодействия коррупции.
- Принятие различных мер, которые направляются на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также лиц к более активному участию в противодействии коррупции, на создание в социуме отрицательного отношения к поведению.
- Осуществление системы и структуры гос. органов, формирование механизмов общественного контроля за их работой.
Не будет вызывать сомнения факт, что одной из главных функций гражданского социума, а также одним из главных механизмов противодействия коррупции считается общественный контроль. Развитие системы общественного контроля считается первостепенным резервом реального увеличения результативности мероприятий по борьбе с коррупцией. Активное вовлечение в данную процедуру институтов гражданского общества и людей на основании создания адекватной правовой базы поможет поменять положение вещей и приводит к формированию интегрированной системы общественного контроля.
Для того, чтобы достигнуть благоприятных результатов в области противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы антикоррупционная политика государства обязана включать огромный комплекс мероприятий, как на ликвидацию коррупционных действий, так и на их профилактику.
Литература:
- Макаева К. И. Развитие антикоррупционных механизмов в современной России: экономический аспект // Новые технологии. — 2014 — № 1.
- Малик И. В. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы в современной России // Вестник государственного и муниципального управления. — 2015 — № 3 (18). — С. 52–56.
- Покровская А. А. Государственная антикоррупционная политика в системе государственной гражданской службы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015 — № 12–4.
- Тенгизова Ж. А. Коррупция как социальное явление // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014 — № 3