Увеличение объема перевозок требует от участников торгового оборота поиска более эффективны способов доставки грузов, что, в свою очередь, приводит к возникновению новых видов транспортно-экспедиционной деятельности и соответственно появлению новых видов услуг, предлагаемых заказчику. Такие услуги часто выполняются вне рамок договорных моделей, которые предусмотрены действующим законодательством. Поэтому проблемы с налогообложением таких видов услуг встречаются довольно часто. Кроме того, организация работ по международной перевозке грузов требует пристального внимания к правильности оформления и составления документов. Иногда сотрудники экспедиторских компаний не понимают правильную процедуру оформления международной перевозки, что влияет на налоговую нагрузку компании. В практической деятельности судьи часто становятся на стороне налоговых органов, что приводит к большим штрафам, а иногда к банкротству компании. В связи с чем актуален анализ проблем налогообложения предпринимательской деятельности в сфере международных перевозок.
Для успешного функционирования любой компании необходимо грамотно отнестись к выбору налогового режима.
В первую очередь нужно четко разграничить услуги по грузоперевозкам и транспортно-экспедиционные услуги. Если договор перевозки регулируют только сам процесс по перемещению груза, то договор транспортной экспедиции регулирует организацию процесса доставки груза из одного пункта в другой и включает оказание посреднических услуг по перевозке. В случае, когда компания является собственником транспортных средств, она может перевозить груз по договору перевозки на прямую заказчику, не используя услуги экспедитора. Такие компании могут использовать еще один режим налогообложения — единый налог на вмененный доход (далее ЕНВД). Это специальный режим, который могут применить компании с численность не более 20 единиц транспорта, включая арендуемые средства. Кроме того, численность персонала не должна превышать 100 человек и доля учредителей-юридических лиц в этой компании не более 25 процентов.
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет транспортно-экспедиционные услуги как гражданско-правовые взаимоотношения, что исключает возможность применения ЕНВД налогоплательщиком. Иными словами, транспортно-экспедиционные услуги не попадают под действие режима ЕНВД. Это подтверждается судебной практикой — Постановление ФАС ВСО от 25.06.2016 N A78–7493/2012 [3], Постановление ФАС ПО от 18.06.2013 N A65–22025/2012 [4]. Судьи анализируют содержание договоров и первичных документов, и, если они напрямую подтверждают, что договор перевозки не был заключен и реально оказывались транспортно-экспедиционные услуги, такой налогоплательщик не в праве применять режим ЕНВД.
Нельзя не упомянуть про патентную систему налогообложения (далее ПСН). В соответствии с пп. 10 и 11 п. 2 ст. 346.43 НК РФ [1] такая система налогообложения может применяться индивидуальными предпринимателями. Однако ее применение ограничено только видом деятельности «Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров автотранспортом». Это означает, что любые посреднические операции, такие как транспортно-экспедиционные услуги, не попадают под данный вид деятельности. В целях применения патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель должен оказывать данные услуги по договору перевозки в его гражданско-правовом смысле и без привлечения третьих лиц для выполнения предмета договора, то есть в соответствии с нормами гл. 40 ГК РФ [2]. Об этом также сказано в Письме Минфина России от 15.01.2013 N 03–11–12/02 [5]. Подводя итог можно сказать, что индивидуальный предприниматель для оказания транспортно-экспедиционной деятельности не в праве применять ПСН.
Предпринимательская деятельность по перевозке грузов и пассажиров, осуществляемая с привлечением для выполнения заказов других физических лиц по договорам экспедирования, не относится к деятельности по оказанию автотранспортных услуг и должна облагаться налогами в рамках ОСН или УСН [6].
На сегодняшний день в Российской Федерации для экспедиционных услуг законодателем определено два налоговых режима: общая система налогообложения (далее ОСН) и упрощенная система налогообложения (далее УСН). На этом моменте стоит остановится поподробнее.
Применение любого из вышеуказанных налоговых режимов имеет ряд особенностей и отличий. Так ОСН подразумевает ведение бухгалтерской документации в полном объеме, уплату всех общих налогов, которые предусмотрел законодатель. К таким налогам относится:
– Налог на прибыль организаций по ставке 20 %;
– НДС по ставке 0 %, 10 %, 18 %;
– Налог на имущество организаций по ставке до 2,2 % [6].
Если экспедиторская компания не отвечает требованиям специальных налоговых режимов, то у нее нет выбора как остановится на общей системе налогообложения. В большинстве случаев крупные игроки рынка экспедиторских услуг предпочитают выбор этой системы налогообложения, поскольку у большинства крупных заказчиков одним из требований является возможность экспедиторской компании работать с НДС по ставке 18 %.
Режим ОСН действует на территории Российской Федерации как основной без ограничения по видам деятельности и применяется по умолчанию. Общую систему налогообложения нельзя совмещать со специальными налоговыми режимами.
Такой режим является наиболее сложным из всех возможных в Российской Федерации. Налоговая и бухгалтерская нагрузка является самой большой для сотрудников компании.
В обязательном порядке экспедиторская компания должны использовать такой режим, если:
– Компания имеет представительство или филиал;
– Остаточная стоимость объектов основных средств и нематериальных активов больше 100 миллионов рублей;
– Компания имеет более 100 сотрудников;
– Доля участников-юридических лиц в уставном капитале компании составляет более 25 %.
К преимуществам применения ОСН можно отнести возможность сотрудничества с любой фирмой, так как предусмотрено предоставление счетов-фактур с НДС.
Применяя ОСН компания должна готовить и сдавать следующие бухгалтерские отчеты:
– Ежеквартально баланс по форме № 1, отчет о финансовых результатах по форме № 2;
– Ежегодно отчет об изменении капитала по форме № 3 отчет о движении денежных средств по форме № 4.
В большинстве случаев иностранные предприятия используют в пределах Российской Федерации именно общую систему налогообложения.
Для экспедиторской компании при исчислении НДС по ставке 18 % объектом налогообложения являются операции по продаже услуг, выполняемых полностью на территории РФ.
По ставке НДС 0 % могут быть обложены:
– операции по предоставлению услуг по грузоперевозкам, если пункты отправления-назначения находятся за пределами РФ;
– организация перевозок, основанием для которых служат международные перевозочные документы.
По налогу на прибыль объектом налогообложения является доход, что получен плательщиком ОСН. На размер ставки влияет месторасположение головных офисов и экономических зон ведения бизнеса. Список ставок представлен в ст. 284 НК РФ [1].
По налогу на имущество компаний объектом установлены все виды движимого и недвижимого имущества, что учитываются на балансе фирмы как объекты ОС согласно правилам, используемым для ведения бухучета [7].
Можно сделать вывод, что использование общей системы налогообложения требует намного больших затрат по ведению учета в сравнении со специальными режимами и привлекает большее внимание со стороны налоговых органов. Отличительной особенностью этого режима от всех других является то, в случае работы компании в убыток за отчетный период, у нее не возникает какого-либо обязательства по уплате налога на прибыль.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собрание законодательства РФ, 07 августа 2000, N 32.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5.
- Постановление Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.06.2016 N A78–7493/2012 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
- Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 18.06.2013 N A65–22025/2012 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
- Письмо Минфина России от 15.01.2013 N 03–11–12/02 // Министерство финансов Рос. Федерации [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Вопросы и ответы в бухгалтерском учете и налогах// [Электронный ресурс]. Дата доступа 11.12.2019 https://soveturista77.ru/2018/16/page184.html.
- Что такое ОНС? [Электронный ресурс]. Дата доступа 11.12.2019 //http://buhonline24.ru/sistema-nalogooblozhenija/osno/