Система раннего обучения специфике исследования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 23.02.2020

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Пастухова, В. Б. Система раннего обучения специфике исследования / В. Б. Пастухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67518/ (дата обращения: 15.11.2024).



Одной из приоритетных задач современного образования сегодня становится помощь учащимся в освоении таких способов действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Именно поэтому одно из приоритетных направлений развития нашего образовательного учреждения — это создание условий для организации исследовательской деятельности учащихся, так как в процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в ФГОС. Основная работа ложится на плечи педагога. Возникает естественный вопрос: почему? Можно выделить две основные причины — это недостаточные знания педагогов для руководства исследованиями учащихся и отсутствие дополнительного времени для этой работы. Так как учащиеся не обладают необходимыми знаниями для качественного исследования, где один из главных показателей — это большая доля самостоятельности учащихся, учителям пришлось бы выполнять огромную работу за ученика.

Появилось предположение, что если использовать систему раннего обучения учащихся специфике исследования, то качество исследования имеет положительную динамику. А потому следоваловыявить взаимосвязь между системой раннего обучения специфике исследования и качественными показателями исследования.

Таким образом, определены задачи педагогического исследования:

  1. Изучить и проанализировать современную литературу, отражающую методики раннего обучения.
  2. Смоделировать и дать характеристику системы раннего обучения учащихся специфике исследования.
  3. Изучить и систематизировать категории качественных показателей исследования и составить таблицы номенклатуры показателей, определяющих уровень качества исследований.

Исследовательское поведение — это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Савенков А. А. и Леонтович А. В. утверждают, что от обучения исследованиям в дальнейшем учащиеся переходят на новый уровень проектно-исследовательской деятельности — деятельности по проектированию собственного исследования, предполагающей выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.) Изучив мнения выдающихся психологов и педагогов Эльконина Д. Б., Леонтьева А. Н., Выготского Л. С. «Возрастная периодизация”, а также статью Аркадьевой А. В. «Исследовательская деятельность младших школьников”, можно понять, что умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Итак, на основе этих выводов было принято решение смоделировать систему раннего обучения специфике исследования и подготовке учащихся с 1 класса к будущим исследованиям.

Рис. 1. Характеристика системы раннего обучения специфике исследования, используемой в личной практике

При моделировании данной системы учитывалась взаимосвязь всех необходимых компонентов на основе сотрудничества учащихся, родителей, педагога. Система включает в себя пять основных компонентов.

Диагностическая составляющая системы. С помощью методики А. И. Савенкова «Карта интересов для младших школьников» были изучены интересы учащихся, результаты карты используются для создания условий обучению исследованию на интересном для учеников материале.

Урочная деятельность, в которую включены элементы исследовательской деятельности. Это создание проблемной ситуации и поиск решения проблемы; представление учащимся различных точек зрения по теме, их анализ; вывод правил, алгоритмов; доклады учащихся по проблемным вопросам; проведение опытов, экспериментов,наблюдений.

Специально организованное обучение по программе во время кружковых занятий. В рамках внеурочной деятельности ФГОС (интеллектуальное направление) была разработана специальная обучающая программа, рассчитанная на 4 года, основным принципом которой является концентрический подход в обучении. Концентры, каждый из которых представляет собой относительно автономный полный курс, строятся для нескольких (в моем случае, 4) возрастных групп-классов, последовательно изучающих единую систему концентрических курсов, и по мере взросления и развития учащиеся могут переходить от концентра к концентру, накапливая и фундаментальные знания, и практический опыт их использования. Недостаток: система концентров связана с затратой большего учебного времени. Вместе с тем, она открывает возможности более глубокого освоения и более прочного закрепления знаний. С этой целью в классе реализую программу внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» (1и 2 класс) и «Учимся делать открытия» (3–4 класс)». На занятиях ребята учатся наблюдать за окружающим миром, используя мобильную лабораторию, цифровой микроскоп, опыты, придерживаясь изученных правил чистоты проведения опытно-экспериментальной работы, делают свои собственные выводы, знакомятся с другими методами научной и творческой работы.

Исследования вдомашних заданиях. При подборе исследовательского домашнего задания нужно исходить из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным. Рекомендуемые предметы: математика, русский язык, технология, окружающий мир, физическая культура, литературное чтение.

Школа исследователя для родителей «Вместе растим исследователей”:

– интернет информирование;

– открытые занятия исследовательского характера;

– практические занятия с родителями;

– разработанные памятки по организации исследовательской деятельности для детей, а также для родителей.

Результативность использования данной системы: обучающиеся в ходе исследовательской деятельности овладевают ключевыми исследовательскими умениями и навыками.

Уровень качества исследованийотносительная характеристика исследовательской работы, связанной с изучением и сопоставлением достигнутой результативности, методов, средств и ресурсов исследования с установленными требованиями. Для того, чтобы оценить уровень качества ИР, была определена номенклатура показателей.

Литература:

  1. Аркадьева А. В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. — 2005г.
  2. Григорьев Д., Степанов П. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Григорьев Д., Степанов П. М.: Просвещение, 2011
  3. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. — М.: Вербум — М, 2001.
  4. Клещева И. В. «Оценка эффективности научно-исследовательской деятельности студентов».Образование и общество: научный информационно-аналитический журнал № 1 2014 г.
  5. Леонтович А. В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // «Завуч», 2001 г. № 1
  6. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров», г. Самара. 2007 г.
  7. Эльконин Д. Б., Леонтьев А. Н., Выготский Л. С. «Возрастная периодизация»
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, раннее обучение, уровень качества, окружающий мир, раннее обучение учащихся, система, создание условий, специфика, характеристика системы.


Задать вопрос