Одной из приоритетных задач современного образования сегодня становится помощь учащимся в освоении таких способов действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Именно поэтому одно из приоритетных направлений развития нашего образовательного учреждения — это создание условий для организации исследовательской деятельности учащихся, так как в процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в ФГОС. Основная работа ложится на плечи педагога. Возникает естественный вопрос: почему? Можно выделить две основные причины — это недостаточные знания педагогов для руководства исследованиями учащихся и отсутствие дополнительного времени для этой работы. Так как учащиеся не обладают необходимыми знаниями для качественного исследования, где один из главных показателей — это большая доля самостоятельности учащихся, учителям пришлось бы выполнять огромную работу за ученика.
Появилось предположение, что если использовать систему раннего обучения учащихся специфике исследования, то качество исследования имеет положительную динамику. А потому следоваловыявить взаимосвязь между системой раннего обучения специфике исследования и качественными показателями исследования.
Таким образом, определены задачи педагогического исследования:
- Изучить и проанализировать современную литературу, отражающую методики раннего обучения.
- Смоделировать и дать характеристику системы раннего обучения учащихся специфике исследования.
- Изучить и систематизировать категории качественных показателей исследования и составить таблицы номенклатуры показателей, определяющих уровень качества исследований.
Исследовательское поведение — это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Савенков А. А. и Леонтович А. В. утверждают, что от обучения исследованиям в дальнейшем учащиеся переходят на новый уровень проектно-исследовательской деятельности — деятельности по проектированию собственного исследования, предполагающей выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.) Изучив мнения выдающихся психологов и педагогов Эльконина Д. Б., Леонтьева А. Н., Выготского Л. С. «Возрастная периодизация”, а также статью Аркадьевой А. В. «Исследовательская деятельность младших школьников”, можно понять, что умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Итак, на основе этих выводов было принято решение смоделировать систему раннего обучения специфике исследования и подготовке учащихся с 1 класса к будущим исследованиям.
Рис. 1. Характеристика системы раннего обучения специфике исследования, используемой в личной практике
При моделировании данной системы учитывалась взаимосвязь всех необходимых компонентов на основе сотрудничества учащихся, родителей, педагога. Система включает в себя пять основных компонентов.
Диагностическая составляющая системы. С помощью методики А. И. Савенкова «Карта интересов для младших школьников» были изучены интересы учащихся, результаты карты используются для создания условий обучению исследованию на интересном для учеников материале.
Урочная деятельность, в которую включены элементы исследовательской деятельности. Это создание проблемной ситуации и поиск решения проблемы; представление учащимся различных точек зрения по теме, их анализ; вывод правил, алгоритмов; доклады учащихся по проблемным вопросам; проведение опытов, экспериментов,наблюдений.
Специально организованное обучение по программе во время кружковых занятий. В рамках внеурочной деятельности ФГОС (интеллектуальное направление) была разработана специальная обучающая программа, рассчитанная на 4 года, основным принципом которой является концентрический подход в обучении. Концентры, каждый из которых представляет собой относительно автономный полный курс, строятся для нескольких (в моем случае, 4) возрастных групп-классов, последовательно изучающих единую систему концентрических курсов, и по мере взросления и развития учащиеся могут переходить от концентра к концентру, накапливая и фундаментальные знания, и практический опыт их использования. Недостаток: система концентров связана с затратой большего учебного времени. Вместе с тем, она открывает возможности более глубокого освоения и более прочного закрепления знаний. С этой целью в классе реализую программу внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» (1и 2 класс) и «Учимся делать открытия» (3–4 класс)». На занятиях ребята учатся наблюдать за окружающим миром, используя мобильную лабораторию, цифровой микроскоп, опыты, придерживаясь изученных правил чистоты проведения опытно-экспериментальной работы, делают свои собственные выводы, знакомятся с другими методами научной и творческой работы.
Исследования вдомашних заданиях. При подборе исследовательского домашнего задания нужно исходить из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным. Рекомендуемые предметы: математика, русский язык, технология, окружающий мир, физическая культура, литературное чтение.
Школа исследователя для родителей «Вместе растим исследователей”:
– интернет информирование;
– открытые занятия исследовательского характера;
– практические занятия с родителями;
– разработанные памятки по организации исследовательской деятельности для детей, а также для родителей.
Результативность использования данной системы: обучающиеся в ходе исследовательской деятельности овладевают ключевыми исследовательскими умениями и навыками.
Уровень качества исследований— относительная характеристика исследовательской работы, связанной с изучением и сопоставлением достигнутой результативности, методов, средств и ресурсов исследования с установленными требованиями. Для того, чтобы оценить уровень качества ИР, была определена номенклатура показателей.
Литература:
- Аркадьева А. В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. — 2005г.
- Григорьев Д., Степанов П. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Григорьев Д., Степанов П. М.: Просвещение, 2011
- Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. — М.: Вербум — М, 2001.
- Клещева И. В. «Оценка эффективности научно-исследовательской деятельности студентов».Образование и общество: научный информационно-аналитический журнал № 1 2014 г.
- Леонтович А. В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // «Завуч», 2001 г. № 1
- Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров», г. Самара. 2007 г.
- Эльконин Д. Б., Леонтьев А. Н., Выготский Л. С. «Возрастная периодизация»