Реализация международных антикоррупционных стандартов в свете поправок, вносимых в Конституцию РФ, позволяет сделать вывод о том, что главный акцент должен быть смещен в сторону сохранения их универсальности для российской правовой системы. Впервые в Российской Федерации четко обозначены подходы к решению научных проблем, направленные на сохранение целостности международных антикоррупционных стандартов и недопустимости их фрагментации, а также их единообразной интерпритации.
Ключевые слова: антикоррупционные стандарты, противодействие коррупции, реализация международных стандартов.
Методы успешного противодействия коррупции и направления эффективной борьбы с ней давно известны и неоднократно апробированы, как в российской, так и в международной правовой практике. К ним прежде всего относятся принцип открытой деятельности органов государственной власти, повышение прозрачности и понятности процедур принятия важнейших решений на государственном уровне, деперсонализация во взаимодействии граждан и чиновников, выработка новых механизмов общественного контроля, повышение независимости средств массовой информации, избавление от имеющихся административных барьеров, грядущее реформирование судебной системы в свете новых конституционных реформ, и как основной фактор — неотвратимость наказания за коррупционные деяния.
При содействии Счетной палаты РФ в 2012 и в 2013 гг. были проведены знаковые Евразийские антикоррупционные форумы. По итогам данных мероприятий приняты и реализованы положения Деклараций, направленные на совершенствование правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции, в том числе — заложены основы научных и научно-методических основ противодействия этому явлению [1].
Впервые направления теоретических исследований, которые должны проводиться на основе анализа законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения были определены в Национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 гг. [2], который впервые отразил финансовые механизмы противодействия данному явлению [3] на основе действующих в указанный период времени международных стандартов. Результатом реализации Национального плана стали четкие рекомендации по противодействию незаконным финансовым операциям на всех уровнях — начиная с кассира-операциониста и заканчивая антикоррупционной политикой, реализуемой Банком.
Комплексная реализация Национальной стратегии в сфере противодействия коррупции требует определенного «заземления» научных изысканий, более четкой реализации их практического применения, на что ориентирует Указ Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы” [4].
Исходя из изложенного, прослеживается четкая тенденция к обозначению в Российской Федерации практических подходов к сохранению целостности международных антикоррупционных стандартов и недопустимости их фрагментации, а также их единообразной интерпритации в банковской деятельности.
Реализация международных антикоррупционных стандартов в свете поправок, вносимых в Конституцию РФ, позволяет сделать вывод о том, что главный акцент смещается в сторону сохранения их универсальности для российской правовой системы. При этом многоярусная система власти в РФ, абсолютизация региональных подходов, радиус охвата международных обязательств зачастую ведет к искажению универсальных международно-правовых обязательств, ведет к фрагментации при реализации на практике международных антикоррупционных стандартов [5]. На наш взгляд, причинно-следственная связь заключается в сильной подверженности политической конъюнктуре мониторинговых механизмов регионального уровня, излишней жесткости контроля при их реализации.
Антикоррупционная направленность международных договоров зачастую подвергается расширительному толкованию и ведет к выходу за рамки их буквального содержания, трансформации в международные правовые обязательства. Такое толкование органами международных организаций связано с частой сменой состава их экспертов, которая также проводится с целью избежания возникновения коррупционной составляющей в работе соответствующих комиссий. Однако, подобные толкования на практике приводят к непоследовательной оценке ситуации и предлагаемые экспертами меры по исправлению недостатков априори не могут быть эффективными.
Глобальная Конвенция ООН 2003 года по-прежнему остается универсальным инструментом для реализации правовых ориентиров в сфере противодействия коррупции. Положения данной Конвенции в большей степени учитывают особенности российской правовой системы, и позволяют проявить в их реализации большую гибкость, нежели региональные стандарты Совета Европы, и в конечном итоге служат более эффективной реализации национальных и глобальных стратегий в сфере противодействия коррупции в сфере наращивания уникального российского опыта в сфере антикоррупционного законодательства, усиления его отраслевого сегмента и наработке практики реализации специального антикоррупционного законодательства в российском финансовом обороте.
Литература:
- http://duma.gov.ru/news/6913/
- Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 гг. (утвержден Указом Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226).
- http://docplayer.ru/39486428-Vtoroy-evraziyskiy-antikorrupcionnyy-forum-finansovye-mehanizmy-protiv-korrupcii-mezhdunarodnye-standarty-i-nacionalnye-resheniya.html
- Указ Президента РФ от 29.06.2018 N 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы”
- Власова Н. В., Залоило М. В. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции//Журнал российского права, 2014, № 7(211), ст.173