Пути решения проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 19.02.2020

Статья просмотрена: 10729 раз

Библиографическое описание:

Богданов, М. Б. Пути решения проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации / М. Б. Богданов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67522/ (дата обращения: 16.10.2024).



Согласно статье 7 Конституции РФ, наша страна является социальным государством, основным направлением политики которого является обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека. Одной из таких главных социальных гарантий является пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей. Сущность и значение пенсии военнослужащих заключается в компенсации утраченного заработка, а также компенсации военнослужащим и их членам семьи всех тягот военной службы.

В РФ существует целый ряд проблем пенсионного обеспечения военнослужащих. Военнослужащие, как и государственные служащие, обладают особым правовым статусом. Именно поэтому размер, порядок и условия назначения пенсии данным категориям лиц должен быть скорректирован, что обеспечит гарантированность и правильность назначения пенсий указанным лицам. Безусловно, некоторые аспекты пенсионного обеспечения военнослужащих нуждаются в доработке и совершенствовании, однако прежде чем проводить новые реформы, необходимо создать единую систему пенсионного обеспечения военнослужащих, которая будет построена на общих принципах формирования и функционирования.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсионная реформа, военнослужащие.

При исчислении пенсии за выслугу лет для военнослужащих не учитываются повышающие выплаты. В Законе РФ N4468–1, а именно в ст.43 определен перечень учитываемого денежного довольствия при исчислении пенсии. К нему относятся оклады по специальному или воинскому званию, по должности, а также процентная надбавка за выслугу лет, включающая выплаты с индексацией денежного довольствия. Проблема осложняется и тем фактом, что многие граждане, уволенные с военной службы, оказываются на пенсии ещё в экономически активном возрасте — около 40 лет, однако отсутствие у них гражданского стажа и опыта препятствует им в поисках достойно оплачиваемой работы. В итоге пенсия становится основным источником доходов, при этом, как правило, такие пенсионеры имеют детей на иждивении. Правительством РФ активно обсуждаются меры поддержки граждан, имеющих право на пенсию по выслуге лет, рассматриваются вопросы о помощи в переподготовке/переквалификации указанных лиц, однако на сегодняшний день никаких существенных действий не предпринято.

Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по завершению военной службы, связанной с большой ответственностью и зачастую риском, они получат достойный уровень пенсионного обеспечения. При отсутствии такого уровня, привлекательность военной службы будет значительно снижаться, что отрицательно отразится на комплектовании кадров Вооружённых Сил и понизит уровень обеспечения военной безопасности РФ.

В расчет денежного довольствия военнослужащих для определения размера пенсии не включены многие из дополнительных надбавок и выплат, определенные в Законе о денежном довольствии военнослужащих, что ведет к значительному снижению размера пенсии.

Многими авторами [1] высказывалось предложение о внесении изменений в Закон о пенсиях военным в части включения в денежное довольствие, которое учитывается при исчислении пенсий военнослужащим, ежемесячных надбавок к денежному довольствию и других дополнительных выплат, которые имеют постоянный характер.

Законом о трудовых пенсиях при исчислении размеров трудовой пенсии по старости предусмотрено, что пенсионный капитал, формируемый за счет страховых взносов в ПФ РФ, учитывается при расчете пенсии. Однако, не предусмотрена уплата взносов в государственные внебюджетные фонды с денежного довольствия военнослужащих, накопления на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в ПФ РФ у них отсутствуют. Все это ведет к тому, что размер пенсий по старости у военнослужащих значительно меньше, чем у граждан, на ИЛС которых проводятся накопления страховых взносов.

Для решения проблемы представляется необходимым предусмотреть в Законе о страховых взносах обязательность по уплате страховых взносов с денежного довольствия военнослужащих.

Действующим Законом о трудовых пенсиях значительно ухудшено положение супругов военнослужащих по сравнению с законодательством, действовавшим ранее, чем нарушен общеправовой принцип неухудшения положения субъектов правоотношений. Общее правило предусматривает, что обратной силы закон, ухудшающий положение субъектов, не имеет, и распространяет свое действие на отношения, возникшие после вступления данного закона в силу. Тенденция, которая сегодня наблюдается в вопросах пенсионного обеспечения, тревожна: принимаются законы, которыми ухудшается положение субъектов правоотношений и действие таких законов распространяется и на существовавшие задолго до их принятия правоотношения.

Полагаем, что необходимо пересмотреть действующие нормы Закона о трудовых пенсиях и предусмотреть возможность включения в страховой стаж супругов военнослужащих периодов, в которые они не имели возможности работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства и по состоянию здоровья детей, которое связано с условиями проживания по месту военной службы супругов [2].

Считаем необходимым принятие комплекса нормативно-правовых актов Государственной Думой РФ, которые приведут пенсионное обеспечение военнослужащих в направлении проводимых пенсионных реформ, в результате которых социальная значимость пенсий за выслугу лет для военнослужащих должна усилиться с учётом особого правового статуса данной категории лиц.

Также, необходимо внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468–1 [3] и установить, что для исчисления пенсии будут учитываться иные повышающие выплаты, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнению. Введение данных поправок обусловлено прохождением службы в особых условиях, которые обуславливают преждевременное профессиональное старение и потерю трудоспособности.

Еще одной проблемой правового регулирования является изменение продолжительности службы необходимой для назначения пенсии за выслугу лет. На сегодняшний день на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект, согласно которому с 2019 года будет изменена продолжительность службы для приобретения права на пенсию за выслугу лет с 20 до 25 лет. С точки зрения ряда ученых, в числе которых А. Г. Силуанова, изменения, отраженные в данном законопроекте, будут способствовать экономии денежных средств бюджета, что соответственно приведет к увеличению размера пенсии за выслугу лет военнослужащим, которые пойдут на пенсию в дальнейшем. Мы считаем, что данный законопроект повлечет большое количество негативных последствий, в частности: масштабную утечку кадров и массовые недовольства.

Мы считаем целесообразным не увеличивать продолжительность службы необходимой для назначения пенсии за выслугу лет до 25 лет для лиц, участвовавших в боевых действиях, ведь их работа выполняется в условиях больших рисков и ответственности; а для военнослужащих, не участвовавших в боевых действиях изменить продолжительность службы для приобретения права на пенсию за выслугу лет с 20 до 25 лет, то есть разделить механизм назначения пенсии за выслугу лет.

Для устранения данных правовых проблем, мы считаем необходимым внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468–1, относительно учета других выплат, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнению, при исчислении пенсии за выслугу лет, а также разделить механизм назначения такой пенсии для лиц участвовавших и не участвовавших в боевых действиях. Было бы целесообразно произвести совершенствование нормативно-правовой базы, в частности принятие комплекса нормативно-правовых актов Государственной Думой РФ, которые позволят устранить вышеизложенные правовые проблемы.

Помимо этого, мы считаем, что Российской Федерации нужен консолидированный нормативно-правовой акт, объединяющий положения о назначении пенсии и ее размере, как военнослужащим, так и иным лицам, проходящим государственную службу, ведь именно такой акт был бы проявлением принципа равенства и социальной справедливости, который является одним из существенных условий существования и реализации политики социального государства, каким является Российская Федерация.

Необходимо изменить редакцию ч. 1 ст. 45 Закона, указав в ней, что повышение размеров пенсий распространяется не только на лиц, являющихся героями, участниками войны, ветеранами боевых действий и т. п., но и на членов семей, получающих пенсии по случаю потери кормильца, либо исключить положения ч. 5 ст. 46 Закона.

Верховному Суду РФ следует принять постановление Пленума о судебной практике по применению Закона РФ от 12 февраля 1993 г. Соответствующим федеральным органам исполнительной власти необходимо производить повышения пенсий по случаю потери кормильца членам семей лиц, перечисленных в ст. 45 закона, руководствуясь как ст. 45, так и ч. 5 ст. 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г.

Литература:

  1. Корякин В. М. Государственное пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и их семей // Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М., 2015.
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с изм. от 20.12.2016 г.)// Собрание законодательства РФ. 2009. N 30. Ст. 3738.
  3. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей” от 12.02.1993 N 4468–1 (ред. от 01.05.2019 г.)// «Российская газета” от 26 февраля 1993 г.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, пенсионное обеспечение военнослужащих, военная служба, военнослужащий, выслуга, денежное довольствие военнослужащих, исчисление пенсии, пенсия, денежное довольствие, пенсионное обеспечение.


Похожие статьи

Пенсионное обеспечение военнослужащих как один из важнейших элементов государственной политики в области социального обеспечения

Социальная политика является важнейшей составляющей деятельности государства, направленной на удовлетворение общественных потребностей и достижение социальной стабильности в обществе. Социальное обеспечение населения связано с дистрибутивной функцией...

Организация деятельности и анализ системы государственного пенсионного страхования Пенсионного фонда России и пути ее совершенствования

Пенсионное страхование рассматривается как одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения и косвенно всех трудоспособных граждан. Пенс...

Основы обязательного пенсионного страхования граждан в Российской Федерации

Пенсионное страхование на сегодняшний день представляется важным элементом системы финансов и государственных внебюджетных фондов, институтом социальной защиты населения и отраслью страхования. Так, пенсионное страхование является сферой, которая зат...

Военная пенсия: особенности назначения и правового регулирования

Особенности правового статуса военных служащих в обществе обуславливаются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в тех или иных условиях, в ...

Проблемы правового регулирования в сфере оказания медицинских услуг

Важнейшей проблемой современного общества в России становится на сегодняшний момент несвоевременное оказание медицинской помощи людям, в частности детям и подросткам. Оказание медицинской помощи в России в значительной степени отстает от других стра...

Элементы административно-правового статуса военнослужащих в Российской Федерации

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» устанавливает, что под выражением «статус военнослужащего» подразумевается совокупность прав, свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответст...

Морально-этические и нравственные нормы в обеспечении антикоррупционного поведения государственных служащих

В статье определены основные морально-этические и нравственные ценности, которыми должен обладать государственный служащий, с целью обеспечения реализации в стране антикоррупционной политики в органах власти. В настоящее время проблема антикоррупцион...

Поощрения государственных гражданских служащих

Актуальность рассмотрения темы «Поощрения государственных гражданских служащих» состоит в том, что роль государственного аппарата в выполнении задач и функций государства в современных и будущих политических и экономических условиях является исключит...

Проблемы реализации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел на современном этапе развития Российской Федерации

Эффективность деятельности правоохранительных органов находится в зависимости от уровня социальной защиты их сотрудников. Значимость роли совершенствования системы социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел увеличивается ...

Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина

В данной статье рассматриваются особенности формирования прав и свобод человека и гражданина, которое представляет собой долгий и сложный путь, полный различных вызовов и угроз. Стремление человека к нормальной жизни и преодолению этих угроз является...

Похожие статьи

Пенсионное обеспечение военнослужащих как один из важнейших элементов государственной политики в области социального обеспечения

Социальная политика является важнейшей составляющей деятельности государства, направленной на удовлетворение общественных потребностей и достижение социальной стабильности в обществе. Социальное обеспечение населения связано с дистрибутивной функцией...

Организация деятельности и анализ системы государственного пенсионного страхования Пенсионного фонда России и пути ее совершенствования

Пенсионное страхование рассматривается как одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения и косвенно всех трудоспособных граждан. Пенс...

Основы обязательного пенсионного страхования граждан в Российской Федерации

Пенсионное страхование на сегодняшний день представляется важным элементом системы финансов и государственных внебюджетных фондов, институтом социальной защиты населения и отраслью страхования. Так, пенсионное страхование является сферой, которая зат...

Военная пенсия: особенности назначения и правового регулирования

Особенности правового статуса военных служащих в обществе обуславливаются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в тех или иных условиях, в ...

Проблемы правового регулирования в сфере оказания медицинских услуг

Важнейшей проблемой современного общества в России становится на сегодняшний момент несвоевременное оказание медицинской помощи людям, в частности детям и подросткам. Оказание медицинской помощи в России в значительной степени отстает от других стра...

Элементы административно-правового статуса военнослужащих в Российской Федерации

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» устанавливает, что под выражением «статус военнослужащего» подразумевается совокупность прав, свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответст...

Морально-этические и нравственные нормы в обеспечении антикоррупционного поведения государственных служащих

В статье определены основные морально-этические и нравственные ценности, которыми должен обладать государственный служащий, с целью обеспечения реализации в стране антикоррупционной политики в органах власти. В настоящее время проблема антикоррупцион...

Поощрения государственных гражданских служащих

Актуальность рассмотрения темы «Поощрения государственных гражданских служащих» состоит в том, что роль государственного аппарата в выполнении задач и функций государства в современных и будущих политических и экономических условиях является исключит...

Проблемы реализации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел на современном этапе развития Российской Федерации

Эффективность деятельности правоохранительных органов находится в зависимости от уровня социальной защиты их сотрудников. Значимость роли совершенствования системы социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел увеличивается ...

Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина

В данной статье рассматриваются особенности формирования прав и свобод человека и гражданина, которое представляет собой долгий и сложный путь, полный различных вызовов и угроз. Стремление человека к нормальной жизни и преодолению этих угроз является...

Задать вопрос