Авторы данной статьи дают общую характеристику совместной деятельности, описывают ее основные психологические аспекты, затрагивают тему взаимосвязи между общением и совместной деятельностью.
Ключевые слова: совместная деятельность, группа, тип взаимодействия, внутригрупповое дробление, общий результат, свойство субъекта деятельности, общение.
В работе классным руководителем часто приходится организовывать совместную деятельность внутри класса. Правильно распределить обязанности внутри группы и прийти к конечному результату, который соответствует поставленной цели и задачам, поставленными учителем, помогает понимание психологических процессов, происходящих в момент совместной деятельности.
Говоря об особенностях совместной деятельности, будем различать их по признакам:
- Единая цель. Для всех учеников, участвующих в совместной деятельности должна быть определена общая цель, которая исходит из общей мотивации.
- Класс — единое целое. В совместной деятельности при разделении обязанностей ученик должен чувствовать, что не отделяется от класса, а наоборот, является частью живого организма, без работы которого справиться с поставленными задачами будет очень сложно.
- Согласование индивидуальных деятельностей учеников. Важно соблюдать строгую последовательность действий учащихся с заранее подготовленной программой, учитывая пространственные и временные характеристики деятельности.
- Управление совместной деятельностью.
- Единый для всего класса результат деятельности.
- Организация единого пространственно-временного исполнения индивидуальных обязанностей в классе каждым из участвующих в совместной деятельности.
Разобравшись со общими признаками совместной деятельности, определим её структуру. Структура совместной деятельности в психологии включает в себя следующие элементы: общая цель, мотивация, задачи совместной деятельности, действия и их результаты.
Рис. 1. Структура совместной деятельности
Мы видим, что общая цель является основой совместной деятельности. Под целью мы будем понимать идеально представленный общий результат, которого пытается достигнуть общность индивидов (групповой субъект) [1].
Достижение общей цели невозможно без общих мотивов, побуждающих учащихся к совместной деятельности. Общие мотивы и цель определяют задачи, которые ставятся перед коллективом. Задачи, в свою очередь, могут быть общими для группы, а могут конкретизироваться для каждого участника процесса деятельности. Но в том и другом случае задачи задают вектор совместной деятельности, что выражается в конкретных действиях учащихся.
Результатом совместной деятельности должен стать общий результат.
Как и во многих науках существуют свои единицы, характеризующие явления и меру их внутреннего и внешнего воздействия, в психологии совместной деятельности тоже можно определить «единицу», согласно которой станет легче давать характеристику группового взаимодействия. За «единицы эффективности совместной деятельности» примем целевое или предметно-направленное взаимодействие, а также результативность взаимодействия группы. Анализ работы группы с такой позиции поможет нам оценивать качественную специфику деятельности как всей группы, так и каждого индивидуума, задействованного в данном процессе.
Эффективность совместной деятельности зависит от выбранной стратегии поведения её участников по отношению к взаимодействующим сторонам.
Назовём наиболее распространенные стратегии поведения:
− совместная деятельность направлена на помощь другим, каждый участник активно способствует достижению общих целей совместной деятельности (высокомотивированная стратегия);
− цель является противоположной общей, действия не согласованы с другими участниками деятельности, возможно агрессия в поведении, отказ принятия желаний и мнений, отличающихся от собственных (стратегия «революция»);
− избегание взаимодействия в группе для достижения общих целей (стратегия «отшельник»).
Выбранная стратегия поведения зависит от типа взаимодействия в процессе совместной деятельности. В социальной психологии принято следующее деление по типам взаимодействия:
Сотрудничество: все участники группы содействуют друг другу в достижении общей цели.
Противоборство: группа делится на подгруппы, которые интерпретируют общую цель по-своему. У каждой подгруппы своя цель, что мешает прийти к общему результату.
Уклонение от взаимодействия. Индивид или группа индивидуумов принимают для себя решение не участвовать в процессе достижения общей цели.
Однонаправленное содействие. Для данного типа, также, как и для типа взаимодействия «противоборство» характерно внутригрупповое дробление. Однако в этом типе взаимодействия существует группа с высокомотивированной стратегией и группа, принявшая для себя стратегию «отшельник». Отметим, что группа может состоять и из одного человека.
Однонаправленное противодействие. Для данного типа также характерно внутригрупповое дробление. Одна из групп выбирает стратегию «революция», другая группа старается избегать взаимодействия с первой.
Контрастное взаимодействие. Внутригрупповое деление происходит таким образом, что одна группа активно пытается достигнуть цели, другая же активно противостоит таким действиям. Данный тип может проявляться неявно. Здесь имеет место для противоборствующей группы цель: не достижение общей цели. Средства достижения такой «антицели» могут выбираться и по принципу макиавеллизма.
Компромиссное взаимодействие. Здесь также присутствует деление на подгруппы. Для каждой из подгрупп имеет место быть как содействие, так и противодействие достижению общей цели.
Психологические аспекты совместной деятельности рассматриваются в совокупности со свойствами субъекта деятельности. Свойства субъекта деятельности характеризуются:
− целенаправленностью и мотивированностью действий;
− уровнем целостности работы членов группы, выполняющих совместную деятельность;
− структурированностью в распределении функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами коллектива, определенность структуры субъекта деятельности;
− согласованностью в поведении участников группы, взаимной обусловленностью их действий;
− организованностью определенному порядку совместной деятельности;
− результативностью в достижении поставленной цели.
В отечественной психологии понятие деятельности в целом и совместной деятельности в частности рассматривается в едином ключе с понятием общение, поэтому коротко затронем их пересечение.
Кандидат психологических наук Лунёва Ольга Викторовна определяет общение как взаимодействие и взаимоотношение, возникающее между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом [1].
Общение, происходящее в виде обмена информацией на этапе познания людьми друг друга, называют общением первого рода. В случаях, когда общение приобретает персонализированный характер, говорят об общении второго рода.
Общение и совместная деятельность показывают, насколько активны люди в предметной и социальных сферах. Взаимодействие при совместной деятельности в процессе общения может рассматриваться как субъект-объектное взаимодействие или как субъект-субъектное.
В процессе смены возрастного этапа развития личности наблюдается и периодическая смена взаимодействия во взаимосвязи общения и совместной деятельности.
Таким образом периодическая смена деятельности и общения обеспечивают становление познавательных процессов, направленных на развитие личности.
Литература:
Лунева О. В. Общение// Знание. Понимание. Умение. — 2005 — № 4. — с. 157–159.
Е. И. Рогов Психология для студентов вузов. — М: ИКЦ «МарТ», 2005. — 560 с.