Данная статья рассматривает цифровую стратегические планы развития городов Свердловской области. Авторы анализируют роль отведенную цифровизации городского пространства в стратегических планах развития городов.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, информатизация, умный город.
Муниципальные образования Свердловской области декларируют внедрение элементов концепции «умный город» в качестве приоритетной задачи муниципального управления на последующие годы. Стратегический план развития Екатеринбурга утверждает процесс цифровизации городского пространства как ключевой для развития города и сохранения текущей динамики социально-экономических показателей, а также для позиционирования города как центра притяжения финансовых и инвестиционных ресурсов [1].
В тексте Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 г. цифровизации города уделяется немало внимания. В частности, в его содержание включена отдельная стратегическая программа «Цифровой Екатеринбург», в составе которой выделены ключевые направления развития города в сфере цифровых технологий, такие как: совершенствование информационно-коммуникационной инфраструктуры, развитие гражданского общества и местного самоуправления на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий, своевременное внедрение информационных технологий для развития бизнеса, продвижение информатизации предоставления государственных услуг, внедрение системы управлении городскими процессами — «Умный город», повышение компетенций на рынке труда в сфере цифровой экономики [1].
Нижний Тагил в собственной стратегии социально-экономического развития до 2030 года упоминает «умный город» как основу стратегического видения будущего в части ЖКХ и транспортной сфере. При декларируемой «ориентации на человека», программа не учитывает необходимости создания «умного общества» и концентрируется лишь на высокой информационной обеспеченности [2].
Каменск-Уральский, несмотря на то, что стратегия его развития до 2030 года была утверждена 21.11.2018, не ориентируется на создание умного города в своих стратегических планах. Важная роль цифровых технологий в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг стратегией отмечается, однако действий по внедрению их в городское пространство никак не регламентируются [3]. Каменск-Уральский уже приступил к реализации части проекта «Умный город», однако единственным документом, в котором декларируется запуск проекта на территории Каменска-Уральского, является Постановление Администрации города Каменска-Уральского «О создании Рабочей группы по запуску и реализации проекта «Умный город» на территории муниципального образования город Каменск-Уральский на 2019–2024 годы» [4].
Стратегия социально-экономического развития Полевского городского округа до 2035 года в качестве приоритетов развития, в числе прочих, выделяет устранение цифрового неравенства на территории городского округа, а также цифровизацию экономики и образования [5].
Новоуральский городской округ в своей стратегии долгосрочного социально-экономического развития лишь декларирует обеспечение развития информационного пространства, а также перевод 90 % предоставления муниципальных услуг в электронную форму и цифровизацию образовательного процесса [6].
Стратегия развития городского округа Первоуральск до 2035 года включает в себя Стратегическую программу «Умный город», комплекс мероприятий по ее внедрению должен послужить совершенствованию системы муниципального управления в целом, и повышению качества оказания муниципальных услуг в частности. Помимо города Екатеринбурга, городской округ Первоуральск — единственное муниципальное образование из рассмотренных, имеющее комплексную программу внедрения элементов концепции «Умный город» [7].
При всей сложности законодательной деятельности по вопросу нормативно-правового регулирования внедрения концепции «умного города», существует необходимость дальнейшей работы в этой сфере, вызывающаяся не только технологическим развитием страны, но и все более активным внедрением цифровых технологий в управление городским хозяйством и вовлечения в него городского населения. Несмотря на то, что законодательный процесс осложняется общей изменчивостью гражданского и административного законодательства, а также отсутствием устоявшейся судебной практики по схожим правоотношениям и ранее сформировавшимися административными барьерами, процесс не останавливается и его дальнейшая интенсификация становится одной из ключевых задач, способствующих эффективному проведению цифровизации городских пространств.
Большинство, рассмотренных в работе, муниципальных образований Свердловской области имеют в своих стратегиях развития задачи по цифровизации городского пространства, однако комплексными программами обладают лишь стратегии развития города Екатеринбурга и городского округа Первоуральск. Отсутствие комплексных программ несет значительные риски для муниципальных образований, принявших на себя повышенные обязательства по цифровизации городского среды путем вхождения в пилотный проект Минстроя «Умный город». Для устранения этих рисков необходимо внесение срочных дополнений к стратегиям развития муниципальных образований в части внедрения элементов концепции «умный город». Многие страны прошли этот путь до вступления на него России, однако их опыт не был в достаточной степени учтен при составлении плана цифровизации городских пространств так же, как и специфика современного российского законодательства и сложившаяся правоприменительная практика. В отсутствие адекватных и своевременных мер по исправлению ситуации, Россия может навсегда отстать от других стран в процессах внедрения элементов концепции «умный город».
Существующие недоработки в законодательной сфере проистекают, прежде всего, из попыток стандартизации подходов к внедрению элементов концепции «умный город» без учета местной специфики и предпочтению, отдаваемому законодателями цифровизации в сфере ЖКХ. Несмотря на относительную легкость внедрения и заметную финансовую выгоду при небольших затратах средств, сфера ЖКХ является лишь небольшой частью масштабного проекта цифровизации городского пространства. Однако, интенсификация законодательного процесса, а также разработки стандартов и методических рекомендаций, несомненно, ведут к повышению эффективности процессов цифровизации городского пространства в России.
Литература:
- Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года: утв. Решением Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 № 12/81 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 № 40/6 «О Стратегическом плане развития Екатеринбурга» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации города Екатеринбурга. — Режим доступа: https://clck.ru/GDn5C (дата обращения: 16.06.2019).
- «О стратегии социально-экономического развития города Нижний Тагил»: утв. Решением Нижнетагильской городской Думы от 31.01.2019 № 2-П [Электронный ресурс] // Официальный сайт Нижнетагильской городской Думы. — Режим доступа: https://clck.ru/MED5R (дата обращения: 20.09.2019).
- Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Каменск-Уральский на период до 2030 года: утв. решением Городской Думы города Каменска-Уральского от 21.11.2018 № 415 [Электронный ресурс] // Официальный портал города Каменск-Уральский. — Режим доступа: https://clck.ru/MED5L (дата обращения: 20.06.2019).
- О создании Рабочей группы по запуску и реализации проекта «Умный город» на территории муниципального образования город Каменск-Уральский на 2019–2024 годы: Постановление Администрации города Каменска-Уральского от 28.05.2019 № 420 [Электронный ресурс] // База данных нормативно-правовых актов города Каменск-Уральский. — Режим доступа: https://clck.ru/MED5D (дата обращения: 20.06.2019).
- Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Полевского городского округа на период до 2035 года: утв. решением Думы Полевского городского округа от 31.01.2019 № 153 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Полевского городского округа. — Режим доступа: https://clck.ru/MECts (дата обращения: 02.11.2019).
- Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Новоуральского городского округа на период до 2030 года: утв. решение Думы Новоуральского городского округа от 27.01.2016 № 2 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Думы Новоуральского городского округа. — Режим доступа: https://clck.ru/MED4x (дата обращения: 02.11.2019).
- Стратегия развития городского округа Первоуральск до 2035 года: утв. решением Первоуральской городской думы от 28.02.2019 № 170 [Электронный ресурс] // Официальный сайт городского округа Первоуральск. — Режим доступа: https://clck.ru/MED4h (дата обращения: 02.11.2019).