В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: психическое развитие, театрализованная деятельность, задержка, школьник, младший школьник, навык.
Коммуникативные навыки играют большую роль в жизнедеятельности человека. Они не только помогают устанавливать межличностный контакт, обмениваться информацией, понимать друг друга, пользуясь вербальными и невербальными средствами коммуникации, но и сопереживать эмоциональному состоянию другого человека.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует педагогов на формирование важнейших умений, которые позволят каждому ученику реализоваться в жизни, быть успешным, формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме [1].
Развитие коммуникативных навыков имеет огромное значение для развития младших школьников, поскольку именно в этом возрасте происходит смена ведущего вида деятельности ребенка ― с игровой деятельности на учебную деятельность. Для качественного овладения школьником учебной деятельности необходимы развитые коммуникативные навыки. Именно они способствуют умению младшего школьника правильно использовать вербальные средства коммуникации: правильно задавать вопрос по изучаемому материалу, развернуто и полно, отвечать на поставленные в ходе обучения задачи. Также важным компонентом коммуникативных навыков в этом возрасте играет и умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, умение анализировать свои поступки и поступки сверстников, извлекать из них уроки и делать выводы, выстраивать линию своего поведения в зависимости от реакции собеседника. Младшему школьнику необходимо владеть еще и способами проявления эмпатии и социальной перцепции.
Но овладение коммуникативными навыками осложняется, если младшие школьники отстают в своем развитии от сверстников и им поставлен диагноз ― задержка психического развития.
В настоящее время имеется ряд исследований, посвященных особенностям общения детей с задержкой психического развития. В основном исследования относятся к изучению межличностных отношений детей, особенностей речи, как средства коммуникации и социальной перцепции. С. И. Чаплинская изучала речевую деятельность как средство коррекции коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития [7]. Т. З. Стернина рассматривала эмпатию и социальную перцепцию детей с задержкой психического развития [5]. Р. Д. Тригер выявила психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития [6]. Вопросы развития коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития нашли отражение в работах: А. А. Байбородских, А. В. Поповичева, Е. Е. Дмитриевой, Е. С. Слепович, О. В. Алмазовой, О. С. Степиной и других. Тем не менее, особенности коммуникативной деятельности младших школьников с задержкой психического развития остаются мало изученными и носят единичный характер. Однако в своих психолого-педагогических исследованиях авторы выделяют ряд общих особенностей развития коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития.
Эти дети с трудом могут устанавливать контакт со своими сверстниками, также испытывают трудности в общении с взрослыми, что приводит к снижению потребности в общении. Им не хватает знаний и умений в сфере межличностных отношений, у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей и как следствие наблюдается запаздывание формирования социальных отношений в сравнении с детьми развивающихся нормально. Также у таких детей очень медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве, снижена речевая активность, поэтому они нуждаются в активной помощи со стороны учителя в виде речевых подсказок или дополнительных наводящих вопросов. Им сложно выражать свои эмоции и понимать многообразие выражения эмоций других людей, они имеют низкую способность к сопереживанию и сочувствию в связи с эмоциональной незрелостью, которая и ведет к эмоциональной поверхностности контактов. Они также испытывают большие затруднения при включении в групповые взаимоотношения и взаимодействия в классе. Поэтому у младших школьников с задержкой психического развития самостоятельно коммуникативная деятельность не формируется и как следствие идет отставание в овладении коммуникативных навыков.
В деятельности младших школьников с задержкой психического развития преобладает игровая мотивация, поэтому важным компонентом в формировании коммуникативных навыков у таких детей может выступать театрализованная деятельность. Именно она сохраняет все компоненты игровой деятельности: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения, что является очень близкой по содержанию и по духу еще недавно бывших дошкольников, а теперь младших школьников.
Возможность использования театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных навыков рассматривали такие авторы как А. В. Арбузова, А. П. Ершова, Е. Л. Трусова, Л. В. Артемова, Л.С Маркова, Н. С. Карпинская, С. Л. Новосёлова, Ю. В. Колчеев. Резюмируя исследования этих авторов, можно сказать, что играя, вместе с взрослыми и сверстниками младшие школьники с задержкой психического развития, учатся запоминать и впоследствии использовать речевые шаблоны главных героев постановок театрализованной деятельности. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Также театрализованная деятельность способствует расширению словарного запаса, формированию умений грамматически правильно строить предложения, использованию невербальных коммуникативных навыков в общении и правильному их оцениванию у собеседника и желанию вступать и поддерживать контакты, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Театрализованная деятельность способствуют развитию эмпатии младших школьников с задержкой психического развития, способности к сопереживанию через внешнее выражение эмоций того или иного персонажа театральной постановки и переносить его в реальную жизнь. Позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей этого возраста всегда имеет нравственную направленность такие как, дружба, доброта, честность, смелость. Сопереживая, героям театрализованных постановок у детей формируются представления о плохих и хороших качествах личности и тем самым развиваются чувства, формируются умения решать проблемные ситуации, через подражание поступкам главных героев, что крайне важно для развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития.
В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что театрализованная деятельность выступает как сложный процесс, способствующий развитию коммуникативных навыков младшего школьника с задержкой психического развития. Он начинается с ознакомления с литературным произведением будущей театральной постановки, анализом сюжета и поступков главных героев, осмысления и заучивания текста, передачи образа героя через мимику и жесты, что ведет к развитию речевых форм коммуникации, знаний и умений в сфере эмпатии и социальной перцепции и как следствие росту потребности в общении.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2. (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)..
3. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. ― М.: 1990.
- Карпинская Н. С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей. ― М.: 1972.
- Колчеев Ю. В., Колчеева Н. М. Театрализованные игры в школе. ― М.: 2000.
6. Стернина Т. З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития. ― Автореферат диссертация кандидата психологических наук НИИ дефектологии. ― М.: 1988.
7. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. ― СПб.: Питер, 2008.
- Чаплинская С. И. Речевая деятельность как средство коррекции коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития. ― Автореферат диссертация кандидата педагогических наук. ― СПб.: 2002.