Цель:
— научиться понимать, в каких случаях происходит чередование гласных А — О в корнях -лаг-(-лож-);
— овладеть способом выбора А-О в корнях -лаг-лож-
Задачи:
– обучающие: обобщить и закрепить знания по предыдущей теме («Буквы З-С на конце приставок); формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне -лаг-лож-, научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож-);
– развивающие: развитие речевых, творческих способностей учащихся на материале урока; внимательное отношение к слову, умение ориентироваться при выборе правильного ответа; развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления; обогащение словарного запаса.
– воспитательные: формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи; воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу, любовь к предмету.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные.
Методы:
– объяснительно-иллюстративный;
– частично-поисковый: научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож-).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданием.
Ход урока.
1. Мотивация (самоопределение) кучебной деятельности
«Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится». Это слова Томаса Фуллера.
Как вы понимаете их значение? (Научиться чему-то можно только тогда, когда ты хочешь, т. е. готов углубиться в тему и задавать много вопросов, чтобы рассмотреть материал с разных сторон, стараться понять тему, даже если она на первый взгляд кажется очень сложной). А значит сегодня мы будем задавать вопросы и стараться отвечать на них, при затруднениях будем обращаться к материалам учебника.
2. Создание проблемной ситуации иповторение предыдущего материала
Найдите среди предложенных слов 4-е лишнее и выпишите.
А) Бе…шумный, бе…численный, ра…чертить, предл…гать
Б) Ра…жимать, бе…головый, предл…жить, бе…жизненный
Ученики выписывают слова: предл…гать предл…жить
Учитель: почему вы выписали именно эти слова?
Ученики: орфограмма во всех остальных словах нам знакома, а каким правилом пользоваться для написания новых мы не знаем.
Учитель: хорошо, тогда давайте вспомним какому правилу подчиняются знакомые нам слова и вставим пропущенные буквы.
Правило. В приставках, оканчивающихся на –З / -С перед звонким согласным, начинающим корень пишем З, перед глухим –С
А) БеСшумный, беСчисленный, раСчертить.
Б) РаЗжимать, беЗголовый, беЗжизненный
Учитель: спасибо, все верно.
3. Формирование целей изадач урока
А теперь пришло время задать вопросы, вспоминая цитату, о которой мы говорили в начале урока.
Ученики: Как писать слова, которые мы выделили как 4-е лишнее?
От чего зависит написание букв?
В какой морфеме находится орфограмма? И т. д.
Учитель: Значит чему мы сегодня должны научиться?
Ученики: Находить орфограмму и правильно писать ее, пользуясь правилом.
4. Исследовательский этап
Учитель: итак, перед нами выписанная пара слов:
предл…гать — предл…жить.
Я вам скажу, что в слове предл…гать нужно написать гласный А, в слове предл…жить гласный О.
Слушаю ваши вопросы.
Ученики: почему пишем именно эти гласные?
От чего зависит их правописание?
В какой морфеме находится орфограмма?
Куда падает ударение?
Учитель: начинаем разбираться и стараемся ответить на эти вопросы самостоятельно, не прибегая к материалам учебника, я думаю это у нас должно отлично получиться.
Итак. В какой морфеме находится орфограмма? (Корень)
Выделим его ЛАГ — ЛОЖ; гласный в этих корнях безударный.
Посмотрите на эту пару слов внимательно и подумайте, какое условие должно выполняться, чтобы мы писали в корне гласный А? (За корнем должен следовать суффикс А)
Какое условие должно выполняться, чтобы мы писали в корне гласный О? (За корнем отсутствует суффикс А) Абсолютно верно.
5. Формулируем правило самостоятельно
Учитель: а теперь давайте попробуем сформулировать правило самостоятельно, без помощи учебника. (Каждый записывает свой вариант, после чего сравниваем несколько вариантов и записываем общее, можно схематически).
ЗАПОМНИ: (запишем втетради для правил) Корни счередованием— Лаг- -Лож- нельзя проверять ударением!
Они подчиняются правилу: в корне -ЛАГ- -- -ЛОЖ- в безударном положении буква А пишется, если за корнем следует суффикс -А-; буква О пишется, если за корнем нет суффикса –А-.
Молодцы! А теперь запишем тему нашего урока.
Буквы О-А в корне –ЛАГ- -- -ЛОЖ-
—Ребята, откроем учебник, прочитаем правило, данное в нем, и сравним с тем определением, которое сформулировали вы.
Буквы О-А в корне –ЛАГ- -- -ЛОЖ-
В безударном положении
О А
↓ ˄ ↓ ˄
После корня нет А После корня есть А
6. Физкультминутка
Учитель: А теперь давайте немножко разомнемся.
Если слышите слово с корнем –ЛАГ- --хлопаем в ладоши; если слышите слово с корнем –ЛОЖ- -- поднимаем руки вверх; если слышим слово, которое не относится к теме нашего сегодняшнего урока — топочем ногами.
Сложение, отложить, солнце, предложение, слагаемое, безбрежный, изложить.
7. Применение полученных знаний на практике
Учитель: Ну, наконец, пришло время применить теоретические знания, полученные по этой теме, на практических заданиях.
Используя корень -лаг-лож- с данными приставками, образуйте глаголы в неопределённой форме, обозначьте орфограмму, как указано в правиле из учебника:
1 вариант 2вариант
Раз- (разЛОЖить)
При- (приЛАГать)
На- (наЛАГать)
С- (сЛОЖить)
У- (уЛОЖить)
По- (поЛАГать)
Воз- (возЛАГать)
Про-(проЛОЖить)
8. Контрольно-диагностический этап (задание свзаимопроверкой)
Учитель: сейчас мы с вами начертим небольшую табличку, в которой плюсами будем обозначать ту строчку, какую букву пишем в продиктованном слове. После этого обменяемся тетрадями для взаимопроверки
(0–1 ошибка 5–5-; 2–3 ошибки -4; 4–5 ошибок -3 более 5 ошибок— 2).
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ЛАГ |
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
ЛОЖ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
1 Положение, 2 предложение, 3 излагать, 4 приложение, 5 прилагать, 6 отложить, 7 слагаемое, 8 сложение, 9 возложить.
Учитель: Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -лаг-/-лож- (Текст распечатан на карточках)
1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем ______ басни. 2) Индеец, _________руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке. 3) Старый индеец упал на колени перед доктором и сказал:
— Вы спасли жизнь моей внучки. Что может ______вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни.
4) Среди зелени травы сверкали водоемы, _________по краям белыми камнями. Высокие фонтаны освежали воздух. 5) Весь сад представлял собой котловину, со всех сторон окруженную высокою стеной из искусственно _____скал. (А. Р. Беляев «Человек-амфибия») Слова для справок: сложенный, выложенный, предложить, сложив, слагались.
9. Рефлексия
— Кто сегодня доволен своей работой на уроке?
— Удалось ли нам достичь поставленной цели?
— Что было интересно?
— Что было самым трудным для вас?
— Чью работу на уроке можно выделить и почему?
А теперь давайте убедимся, что материал нами усвоен хорошо. Вставим в правило недостающие слова, восстановив его (Устно. Правило распечатано в виде карточек, в которых ученики сами вставляют слова).
Правило: вкорне -ЛАГ- -- -ЛОЖ- в ----1-----положении буква –2-- пишется, если за корнем следует—3-- -; буква –4-- пишется, если за корнем –5--
Ключ: 1. Безударном 2. А 3. суффикс –А 4. О 5. нет суффикса –А-.
10. Домашнее задание (на выбор)
1) Выучить правило о корнях –ЛАГ- -- -ЛОЖ-
2) Спиши, вставь нужную букву:
Л..жился на поля туман. Мы предл..жили провести слёт туристов на берегу реки. Ребята распол..жились у костра и с насл..ждением ели печёную картошку. Изл..жите содержание параграфа учебника. ИЛИ
1) Выучить правило о корнях –ЛАГ- – -ЛОЖ-
2) От данных глаголов образуйте существительные и запишите их. Составьте с этими существительными распространенные предложения, сделайте синтаксический разбор одного из составленных вами предложений.
Излагать — … Предлагать — … Предполагать-...Располагать — … Слагать — … Прилагать-…
Литература:
1. Аникин А. Е., Корнилаева И. А., Младенов О. М. и др. Из истории русских слов: Словарь-пособие. М.: Школа –Пресс, 1993
2. Розенталь Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку.-М.: ЮНИК инк, 1998.-336 с.
3. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [Т. А. Ладыженская. М. Т. Баранов, Л. А. Тростнецова и др.; науч.ред. Н. М. Шанский]. — М.: Просвещение, 2012,- 192 с.