Показана роль контекстных задач по физике при формировании профессиональной компетенции на подготовительных курсах в центрах довузовской подготовки ОАО «РЖД» на Западно-Сибирской железной дороге. Рассмотрен пример контекстной задачи. Приведен анализ решения.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, контекстная задача, знания, умения, навыки, довузовская подготовка.
Основная цель современного образования — это соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов в ВУЗах предполагает использование таких технологий обучений, при которых готовность к самостоятельной деятельности и высокий профессионализм являются ключевыми показателями выпускников вузов.
Явный диссонанс между качеством подготовки выпускников и требованиями, предъявляемыми к специалисту с высшим образованием на производстве, привел к внедрению в систему высшего образования России компетентностного подхода. По мнению Б. Д. Эльконина: «Компетентность — это мера включенности человека в деятельность».
Авторы работы [1] среди множества причин, сдерживающих развитие или обновление системы образования, выделяют односторонность, дисгармоничность, отсутствие целостного социокультурного опыта. Фактически в вузах изучаются предметные области, без ориентации на профессиональную деятельность.
В системе подготовки инженерных кадров для железнодорожной отрасли накоплен многолетний опыт работы с потенциальными студентами железнодорожных вузов. В частности, на Западно-Сибирской железной дороге создана сеть центров довузовской подготовки и профориентации (ЦДП и ПО), в которых под руководством опытных преподавателей вузов проходят занятия по подготовке к сдаче выпускных и вступительных испытаний. В этих центрах занимаются учащиеся 10–11 классов, студенты колледжей и техникумов предварительно уже ориентированные на получение профессии, связанной с работой на железной дороге.
По мнению авторов, имеющих многолетний опыт работы в ЦДП на Западно-Сибирской железной дороге, реализация компетентностного подхода возможна и начинается уже на этапе подготовки к вступительным испытаниям. Родители и родственники учащихся в ЦДП, как правило, являются работниками ОАО «РЖД» и учащиеся не понаслышке знают особенности работы на железной дороге.
По мнению авторов, реализация вышеприведенного утверждения возможна при применении на занятиях по физике и математике в ЦДП элементов контекстного обучения, в котором контекстные задачи являются средством достижения поставленных целей.
Контекстная задача — это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся. Требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости [2]. В данном случае под конкретной жизненной ситуацией следует понимать профессиональную ситуацию, имеющую, как правило, наглядный характер.
Приведем пример контекстной физической задачи с повышенным уровнем сложности.
Задача: Человек стоит на перроне у начала второго вагона. Электричка тронулась с постоянным ускорением; при этом оказалось, что шестой вагон проехал мимо человека за время ∆t6 = 22 c. За какое время проедет мимо пассажира десятый вагон? Человек неподвижен, вагоны одинаковы по размерам.
При анализе условия задачи необходимо выяснить, что движение электрички является равноускоренным и для его описания применимы формулы кинематики из раздела механики.
Сделаем рисунок, отражающий ситуацию задачи.
Пусть L — длина одного вагона. Тогда время, за которое мимо наблюдателя пройдет второй вагон можно определить из выражения:
или
Время прохождения третьего вагона, определяется как разность времен прохождения второго и третьего вагонов минус время прохождения второго вагона:
Аналогично для четвертого вагона: время прохождения четвертого вагона, определяется как разность времен прохождения второго, третьего и четвертого вагонов минус время прохождения второго и третьего вагонов:
.
Нетрудно заметить закономерность, из которой следует, что время прохождения шестого и десятого вагонов можно определить, как:
Учитывая, что время прохождения шестого вагона известно, разделив второе уравнение на первое получим:
Как видно из решения, для получения правильного ответа школьных знаний вполне достаточно. Основная сложность этой задачи состоит в анализе ситуации, описанной в условии. Особенно ценным, на наш взгляд представляется выявления того факта (с помощью преподавателя или без него), что движение электрички считать равноускоренным можно только в первом приближении. В действительности же ускорение не является постоянным и установление временной зависимости ускорения является дополнительным вопросом, который несомненно приведет к определенной дискуссии.
По нашему мнению, применение контекстных задач подобных вышерассмотренной на подготовительных курсах по физике в ЦДП ОАО «РЖД» позволит повысить интерес учащихся к выбранной специальности, сформировать мотивацию, направленную на изучение других дисциплин, повысить уровень подготовки по физике и, самое главное, будет способствовать высококачественной подготовке инженерных кадров для железной дороги.
Литература:
- Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 26.
- Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
- Андреев А. Л. Инновационный путь развития России в контексте глобального пространства образования. // Вестник Российской Академии наук, 2010. — Т. 80. — № 2. — С. 99–106.
- Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. –№ 11. –С. 17–22.