Данная статья предоставляет информацию о транспортном средстве, как предмете и орудии административного правонарушения в области таможенного дела. Актуальность статьи доказывается важностью и частотой использования транспортного средств для пересечения границы с целью транспортировки товаров и услуг между всевозможными странами.
Ключевые слова: транспортное средство, предмет и орудие, административное право, таможенная служба, таможенное регулирование.
Актуальность выбранной темы крайне важна из-за повышенной опасностью транспортных средств в общественных отношениях. Так все собственники и правообладатели, различных видов транспортных средств, независимо от формы собственности, обязаны обеспечить безопасность жизни и здоровья людей при использовании или взаимодействие с транспортными средствами, безопасную эксплуатацию транспортных средств и охрану окружающей среды. [1, с. 376]
Каждый вид транспорта, представляет собой сложный производственный механизм. Безаварийная работа любого вида транспорта: водного, морского, гражданской авиации, железнодорожного, а так же автомобильный и иной вид транспорта, обеспечивается сложной совокупностью правовых, эксплуатационных и технических средств. В основном правовое регулирование безопасности транспортных средств закреплено нормами административного права регламентированных в нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях1. На их основе осуществляется деятельность государственных органов по эксплуатации и организации движения транспорта, надзору и контролю за ним, привлечению виновных к ответственности за нарушение правил, регламентирующих безопасную эксплуатацию транспорта, а так же применению профилактических мер.
Это в свою очередь несет серьезные убытки для экономики страны, подрывает регионарные бюджет и занимает таможенную стоимость работ из-за простоя транспорта в пунктах проверки. Ежедневно правонарушителя используют более продуманные и отточенные системы обмана. Безусловно, это существенно затрудняет поиск подобных нарушителей и устранение проблемы нарушений таможенных правил. В результате это ведет к деградации таможенного дела и его упадка.
В качестве предмета и орудия административного правонарушения в области таможенного дела является транспортное средство: автомобиль, судоходное или авиационное средство перемещения. С их помощью осуществляется перемещения через таможенную границу товаров и услуг, что также требует контроля, оформления соответствующей документации и обложения уплатой с использованием имеющихся льгот.
Все правонарушения на транспорте характеризуются единым объектом, имеют общие признаки объективной и субъективной стороны, в том числе субъекта административного правонарушения. Исключительным предметом правонарушений на транспорте выступают различные виды транспорта, непосредственно перечисленные в гл.11 и гл.12 КоАП РФ.
Под объектом правонарушений на транспорте понимаются общественные отношения в сфере обеспечения безопасной работы и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры различного вида, охраны жизни и здоровья граждан, собственности и окружающей природной среды.
Диспозиция большинства норм КоАП РФ о правонарушениях на транспорте является бланкетной, поэтому для выяснения сущности противоправности деяния необходимо обратиться к нормативно-правовым актам, регулирующим безопасную работу данных видов объектов, которые в первую очередь зависят от его специфики. [5, с.134]
Особенностью правонарушений на транспорте является то, что вред, причиненный личности, имуществу, хозяйственной деятельности, наносятся в основном при нарушении правил использования и эксплуатации всех видов транспорта и складываются непосредственно по поводу оказания транспортных услуг и эксплуатации транспортных средств.... вещей, ручной клади, животных, грузов или оборудование, установленное на транспортных средствах, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: а) транспортные средства автомобильного средства.
В случае правонарушения транспортное средство может быть задержано сотрудниками таможенной службы. В качестве наказания может быть применено помещения транспортного средства на штрафную стоянку, изъятие транспортируемого товара и удержание транспорта до момента решения вопроса о правонарушении. [2, с. 6]
Основными причинами задержания транспортного средства могут быть следующие ситуации:
– управление транспортным средством лицом, которое находится в состоянии алкогольного опьянения. токсического или наркотического воздействия;
– отказ водителя от процедуры свидетельствования на алкогольного, токсического ил наркотического опьянения согласно порядку медицинского освидетельствования;
– управление водителем, который не имеет водительского удостоверения, регистрационных документов на транспортное средство и документов о передаче прав от владельца на временное использование транспорта;
– использование транспортного средства с неисправностями в тормозной системе, рулевом управлении и сцепными механизмами, о чем было известно перед началом движения;
– отсутствие у водителя на прав на эксплуатацию транспортного средства, за исключением езды в обучающих целях;
– управление в случае лишения водителя прав управления транспортным средством;
– остановка или стояка транспортного средств в местах, где это запрещено, создает препятствие для другого транспорта и работников таможенной службы;
– не тактичное обращение с сотрудниками таможенной службы и отказ в выполнении их требований.
Товары с транспортного средств могут быть арестованы в случае, если они использовались как орудие или предмет правонарушения. В этой ситуации в обязательном порядке создается опись товаров с предоставлением его владельцу. Лицо, владеющее транспортным средством, может быть лишено права управлять транспортом на определенный срок или на постоянной основе. [3, с. 43]
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток. Административный арест устанавливается и назначается судьей лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы,
Разговаривая о транспортных средствах, как предметах и орудиях административного правонарушения в области таможенного дела, следует также упомянуть о государственных требованиях. Транспортное средство должно полостью соответствовать данным требованиях, так как в противном случае оно также может быть отнято в качестве административного наказания.
Транспортные средства, которые в данной статье выступают в качестве предмета и орудия таможенного правонарушения, могут нести существенные отличия согласно выбранному грузу и способу его транспортировки. Для перевозки товаров и услуг могут использоваться морские суда, авиационная техники и наземные транспортные средства.
Подводя итоги, необходимо отметить, что наличие многочисленного количества норм, регламентирующих борьбу с таможенными правонарушениями — это гарантия ослабления, а также полного исключения фактов беззакония и своеволия таможенных органов, обеспечение прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности, облегчения применения материального закона. [4, с. 472]
Однако большой объем процессуальных норм не означает полного и всеобъемлющего урегулирования всех отношений, которые включаются в понятие борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела. Тема проведенного исследования «Административная ответственность за правонарушения на транспорте» является достаточно уникальной и актуальной, не имеющей единого правоприменения, что обусловлено рассмотренной судебной практикой Высших судов Российской Федерации.
В качестве вывода также хочется сказать, что транспортные средства для соответствия всем требованиям должны постоянно усовершенствоваться и модернизироваться. Это гарантирует качественную и отлаженную работу таможенной службы, сохранность товаров и услуг. Особое внимание должно быть уделено водителям, которые непосредственно управляют выбранным транспортным средством. Эти лица должны проходить многоуровневую подготовку для выполнения поставленных задач и целей. Внесение соответствующих изменений в указанные нормативные правовые акты повысит эффективность применения норм об административной ответственности за правонарушения на транспорте.
Литература:
- Буваева, Н. Э. Международное таможенное право / Н. Э. Буваева. — Москва: Издательство Юрайт, 2013. — 376 с.
- Костин, А. А. Международное таможенное сотрудничество / А. А. Костин. — Санкт-Петербург: ИЦ «Интермедия», 2015. — 472 с.
- Овчинников, С. Определение таможенных правонарушений в международном праве / С. Овчинников. — Москва: Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015. — 6 с.
- Малиновская В. М. Борьба с контрабандой и иными таможенными правонарушениями: комментарий к Конвенции Найроби // Реформы и право. 2016. № 4. С. 43–48.
- Шашкина А. Н. Административно-правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров. 12.00.14. — Люберцы, 2014. — 172 с.