Детский оздоровительный лагерь — это уникальная воспитательная система, имеющая такие особенности, как интенсивность форм проживания и общения, кратковременность существования детского и педагогического коллективов, комплексность применения средств, сборность возрастного и социального состава участников.
Детский лагерь обладает существенным преимуществом в решении воспитательных задач, так как сама форма детско-возрастного сообщества лагеря предполагает следование определенным нормам и развивает у ребенка рефлексивную позицию
Постановка проблемы. Сегодня воспитание детей является в России стратегическим общенациональным приоритетом. Понятие «воспитание» включено в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Распоряжением Правительства от 29 мая 2015года утверждена Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, определявшая комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития [3].
Воспитанию уделяется большое внимание в принятых Концепции государственной семейной политике в РФ на период до 2025 года и Концепции развития образования детей. Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями Национальной стратегии действий в интересах детей и предусматривают соответствие процесса развития личности обучающихся национальному воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли семьи и воспитании детей.
К числу ключевых механизмов реализации Стратегии развития воспитания в РФ относятся:
1) системное изучение и распространение лучшего педагогического опыта работы в области воспитания;
2) развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетенции педагога;
3) модернизация системы педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере воспитания с целью обеспечения соответствия содержания воспитательной деятельности вызовам современного общества.
Вожатый и (или) воспитатель для ребенка в детском лагере является носителем культурных ценностей, непосредственным выразителем гуманистически ориентированного отношения к окружающему миру. Он — участник и организатор взаимодействия и общения, являющийся для своих воспитанников своеобразным «проводником» в мир культурных ценностей истинно человеческого бытия.
Инновационный опыт в области воспитания весьма специфичен. Являясь системно-целостным по своей личностно-ориентированной природе, он сложно поддается объективному научному описанию, теоретическому анализу, связанному с дроблением его на какие-либо составные структурные элементы. Профессиональный воспитательный опыт неразрывно связан с личностным и психологическими особенностями вожатого и (или) воспитателя, а также с условиями и микроклиматом в коллективе детского лагеря в целом.
В различных научных исследованиях было неоднократно отмечено: пребывания в локально замкнутом коммуникативном пространстве, профессиональный вожатский опыт никогда не сможет дать импульс для компетентного творческого саморазвития педагога, не сможет стать и фактическим основанием для стратегического развития конкретной образовательной организации, не позволит выявить потенциальные возможности взаимодействия в образовательно-воспитательном пространстве лагеря, города, области, региона и т. д. Для обеспечения открытости, целевой направленности воспитательного опыта на диалог требуется интенсивное включение методического вектора в процесс его функционирования.
Методический подход к обобщению и взаимообмену индивидуальным и коллективным воспитательным опытом позволит педагогу занять позицию эксперта по отношению к своей профессиональной деятельности. Практическую направленность приобретают встречи в форматах семинара, мастер-классах, педагогических совещаний, поскольку их смыслом станет не только презентация результатов, но и выявление идей и смыслов воспитательной деятельности, современный анализ и обсуждение проблемных вопросов.
Существует понятие служебной карьеры — это профессиональное продвижение, профессиональный рост [1]. Результатом карьеры в данном направлении является достижение определённого уровня профессионального мастерства вожатого и (или) воспитателя. Основным комплексным показателем мастерства выступает сформированный индивидуальный стиль деятельности педагога с присущей только ему системой методов, средств и способов педагогической деятельности. Уровень профессионального мастерства педагога может служить критерием оценки успешности становления профессиональной карьеры педагога или специалиста с педагогической направленностью. Ведь, в данном случае, карьеру можно рассматривать как возможность стать уникальным специалистом в своей области. Следовательно — это цель индивидуальных достижений, имеющих определенное значение для профессионального становления личности конкретного вожатого и (или) воспитателя, способствующего его профессиональному росту.
Мотивация воспитательной компетентности вожатого/воспитателя в условиях детского лагеря — необходимое условие работы. И в этом многое зависит от администрации лагеря — от их умения создавать условия, управлять компетентностью педагогов и вожатых каждый день, продумывать и планировать ее на несколько шагов вперед, допуская корректировку в связи с возникающими обстоятельствами, мотивировать коллектив на совершенствование своего мастерства.
Исходя из вышеизложенного были определены основные мотивации воспитательной компетентности вожатых и (или) воспитателей детского лагеря: интеллектуально-творческие, экономические, ресурсные, статусные.
Как одну из форм мотивации профессиональной компетентности вожатого и (или) воспитателя можно рассматривать конкурсы профессиональных достижений. В Центре в течение уже нескольких лет проводится конкурс «Лучший вожатый». Конкурс направлен на выявление талантливых педагогов поощрении их творчества, предоставление возможности сотрудникам реализовать потребность в творческом самовыражении и самореализации, в публичном освещении своего мастерства и опыта. Награждение участников и победителей конкурса предусматривает вручение всем участникам памятных дипломов, а победителям — почётных грамот и кубков.
Кроме того, конкурсы профессионального мастерства так же, как и аттестация педагогических кадров, являются значимым полем деятельности не только конкурсантов, но и большего количества вожатых и (или) воспитателей Центра, привлекаемых к работе конкурсных комиссий и рабочих групп на уровне учреждения, города, края.
Не следует забывать о моральной мотивации. За хорошую добросовестную работу педагоги поощряются благодарностями и грамотами Центра, представляются к отраслевым наградам и благодарственным письмам.
Администрация Центра всячески поощряет стремление сотрудников к повышению своей квалификации, получению высшего и второго высшего образования. Работники направляются на различные курсы, конференции, семинары в другие регионы Москвы и не только.
Разработанная и успешно реализуемая в детском лагере и Центре в целом, система мотивации профессионального роста, способствует творческой самореализации сотрудников, что проявляется в повышении их воспитательной компетенции, активности и включенности в инновационную деятельность. Выстраивание программы карьерного роста помогает каждому педагогическому работнику видеть перспективу, положительно влияет на профессиональное состояние человека и способствует повышению результативности работы.
Литература:
- https://studfile.net/preview/5848477/ дата обращения: [30.02.2020г.].
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ дата обращения: [29.02.2020г.].
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ дата обращения: [29.02.2020г.].
- Александрова М. В. «Возможности карьерного роста педагога» 2006год № 8 — с.90–96
- Харламов И. Ф. «О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве//Педагогика. — 1992.- № 7,8- С.11–15