В статье рассматривается роль процесса ресоциализации представителей старшего поколения, даются рекомендации по использованию форм, методов и средств работы, а также рассматриваются характеристики, позволяющие раскрыть эффективность ресоциализационного процесса в процессе организации культурно-досуговой деятельности.
Ключевые слова: ресоциализация, старшее поколение, третий возраст, досуг, социально-культурная деятельность.
The article discusses the role of the process of resocialization for aged people, gives recommendations on the use of forms and methods of work, discusses the characteristics that reveal the effectiveness of the resocialization in the process of organizing leisure activities.
Key words: resocialization, aged people, leisure, social and cultural activities
В периоды психического и физического развития, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, не происходит существенных и категорических изменений в его жизни. Процесс его социализации проходит плавно и размеренно и представляет собой накапливание новых знаний, ценностей, норм. Первые значительные изменения происходят лишь с моментом вступления во взрослую жизнь. И несмотря на то, что процесс социализации личности продолжается и в зрелом возрасте, он качественно меняется. Так, на первый план выступают десоциализация — отвержение старого, и ресоциализация — обретение нового.
Ресоциализация предполагает освоение индивидом тех или иных социальных норм и культурных ценностей, не освоенных или недостаточно освоенных ранее, обновленных на новом этапе общественного развития [5]. Предполагается, что на новом этапе жизни в обществе могут быть востребованы новые актуальные знания, умения, навыки, которыми индивид не обладал прежде. Такой ресоциализации предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности.
Адаптационная ресоциализация, свойственная людям пожилого возраста в силу их социально-психологических, физиологических и иных особенностей, в этом контексте становится все более актуальной, так как ее основной целью становится успешная социальная адаптация к новым реалиям современного общества. Такой процесс, как десоциализация, затронул большинство людей третьего возраста: отсутствие возможности реализовывать себя на рынке труда, сужение круга общения, снижение физической активности, ухудшение психического и физического самочувствия приводят к социальному отчуждению целые слои представителей пожилого возраста [4].
В современном российском обществе наблюдается такая тенденция, когда подобные проблемы сводятся к их рассмотрению в достаточно узком понимании. Так, органами социальной защиты населения и здравоохранения оказывается значительная поддержка старшего поколения: большое внимание уделяется развитию геронтологических центров, функционируют центры социального обслуживания с возможностью оказания помощи в решении вопросов организации быта, социальной реабилитации и т. д. Однако по-прежнему вопрос о функционировании ресоциализационной модели работы с представителями старшего поколения средствами социально-культурной деятельности все еще остается не до конца раскрытым.
Основываясь на фундаментальных исследованиях в области социально-культурной деятельности, стоит отметить, что сегодня эффективная ресоциализация представителей старшего поколения опосредована использованием таких форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности, которые способны в полной мере раскрыть ее социально-педагогический потенциал, опираясь на физиологические и психологические особенности данной возрастной группы [1]. Так, формы преимущественно просветительского характера позволяют дать представителям старшего поколения систему знаний и навыков, необходимых для адаптации к новым существующим социокультурным условиям, а именно — клуб, кружок, курсы, школа, салон. Формы культурно-досуговой деятельности информационной направленности также позволяют делиться с представителями старшего поколения необходимой в быту, актуальной и достоверной информацией на эпизодической основе (например, консультация, беседа, мастер-класс, экскурсия, обзор, встреча, тематический вечер). Формы преимущественно развлекательного характера — вечера отдыха, посиделки, балы, гуляния — также способны влиять на процесс ресоциализации представителя третьего возраста, однако механизм их воздействия на личность носит более неформальный характер. Ресоциализация личности напрямую зависит от степени ее социокультурной активности в процессе организации досуговой деятельности. Здесь свою значимость проявляют такие формы, как тренинг, диспут, дискуссия, квест, концерт, флешмоб, ярмарка.
Также на достижение положительных результатов в процессе ресоциализации посредством вовлечения в культурно-досуговую деятельность играет подбор корректных и эффективных для работы со старшим поколением методов. Так, особо действенной группой методов становятся такие методы формирования общественного сознания, как информирование, разъяснение и комментирование. Их использование обусловлено замедлением когнитивных процессов пожилых людей, для которых требуется методичное, планомерное, систематическое обращение в процессе культурно-досуговой деятельности. Исторически сложилась традиция использования методов вовлечения представителей старшего поколения в социокультурную деятельность, а именно — упражнение, самоорганизация, игра, привлечение к видам любительского творчества, а также методов стимулирования социокультурной активности: поощрения, перспективы. Данные методы более основаны на положительной оценке деятельности человека, так как в полной мере обращают внимание не на ошибки человека, а на его личные успехи и будущие достижения.
В формировании ресоциализационного процесса людей третьего возраста важно использовать комплексный подход к подбору средств социокультурной деятельности, будь то наглядные, печатные, технические или иные средства.
Несомненно, консолидирование правильно подобранных в зависимости от характеристики аудитории и преследуемой цели формы, метода и используемого средства или группы средств способно повысить вероятность успешности ресоциализирующего процесса. Определить степень его результативности позволяет качественная диагностика приобретенных пожилым человеком в процессе досуговой деятельности ряда следующих характеристик:
- Наличие внутренней мотивации;
- Наличие высокого уровня социальной коммуникации;
- Наличие общего положительного эмоционального фона;
- Проявление заинтересованности в организации иных видов досуга;
- Развитие уровня приобретения и использования новых знаний и навыков.
Коммуникация является составляющей социальных процессов, протекающих внутри общества, и становится важной частью ресоциализации пожилого человека [3]. Наибольшей эффективности для старшего поколения коммуникация достигает внутри малых групп, сформированных на основе общности интересов. Этим обусловлено распространение таких форм работы с пожилыми, как клубы по интересам, кружки, салоны, камерные тематические вечера. Действительно, определенные модели поведения отдельно взятого человека в контексте функционирования небольшой социальной группы, способны квалифицировать эффективность процесса ресоциализации старшего поколения:
- Характер отношений участника и лидера социальной группы;
- Характер отношений участника к другим членам социальной группы;
- Характер отношений участника группы к самому себе;
- Характер отношения участника группы к окружающей действительности.
Перечисленные обстоятельства, взаимодействуя и дополняя друг друга, образуют основу механизма формирования навыков ресоциализации пожилых людей. Безусловно, успешность реализации этого механизма в значительной мере зависит от скоординированности всех его факторов, от беспристрастной «диагностики» потребностей и интересов представителей старшего поколения и их учета в практической деятельности социально-культурных институтов, от материально-технического и психолого-педагогического обеспечения культурно-досуговой деятельности.
Литература:
- Ариарский М. А. Прикладная культурология. — СПб: ЭГО, 2001. — 561 с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.
- Гидденс Э. Социология. — М.: УРСС, 1999. — 704 с.
- Згурская Е. Н. Ресоциализация людей третьего возраста как социокультурная проблема // Вестник СПбГУКИ № 3 (28). — СПб: 2016.
- Перинская Н. А. Ресоциализация // Знание. Понимание. Умение.. — 2005. — № 4. — С. 161–162.