Проект программы преодоления системного напряжения и конфликтных ситуаций в системе взаимодействия и межсистемных отношений «Шагаем вместе» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 22.02.2020

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Буланова, Н. О. Проект программы преодоления системного напряжения и конфликтных ситуаций в системе взаимодействия и межсистемных отношений «Шагаем вместе» / Н. О. Буланова, Н. Н. Светличный. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 204-208. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67605/ (дата обращения: 18.12.2024).



Актуальность проекта

В учреждение выявлена необходимость разработки системы сопровождения семьи, чьи дети являются воспитанниками нашего ГКУ ЦССВ «Южное Бутово», так как отсутствие системы сопровождения семьи в рамках взаимодействия с учреждением ведет к возникновению конфликтных ситуаций.

Сопровождение семьи мы можем рассматривать только в рамах возможного внутреннего пересечения наших интересов, которая определяется поставленными перед нами задачами, а именно социализация и интеграция особого ребёнка в социум. Пересечение интересов сторон всегда неизбежно сопровождается возникновением конфликтных ситуаций, что и стало нашей первой программной целью по сопровождению семьи в рамках интеграции её в учреждение. Цель — преодоление возможных конфликтных ситуаций и конфликтов в процессе взаимодействия двух сторон. Т. е. другими словами формирование гармоничных взаимоотношений. Одной из важных задач, встающих перед нами, является определение мотивов данного сотрудничества. Целью существования нашего учреждения является оказания ряда услуг. Одной из задач удовлетворять потребности, данной категории населения, другая задача нести вспомогательную функцию по облегчению жизни, адаптации и полноценной интеграции данной категории в социум. Важно найти некий баланс, без потери здравого смысла или смещений акцентов в ту или иную сторону. Так как это будет являться мотивом, определяющим параметры взаимоотношений. Социализация и интеграция в целом не возможна при разобщении таких компонентов как семья и ребёнок. Исходя из этого, мы определили возможный путь достижения поставленной цели это формирование поля взаимодействия, инструментов, целей и задач, а также других необходимых элементов, что в целом можно определить, как культуру системного взаимодействия. Нами были выделены составные части системы, влияющие на процессы формирования культуры взаимодействия: это межличностное взаимодействие и структурная организация системы взаимодействия, что позволяет рассмотреть определённую нами проблематику.

Цель проекта

Цель — создание программы, целью которой является преодоление возможных конфликтных ситуаций и конфликтов в процессе взаимодействия двух сторон (семья и учреждение), т. е. формирование гармоничных взаимоотношений, создание культуры системного взаимодействия.

Технологии проекта

В работе над проектом использовались следующие методы:

Метод аналитический. Характерно нацеливание данного метода на проявление самостоятельности привлеченным экспертом работы над аспектами: анализа тенденций; оценивания состояния подвергающегося прогнозу объекта; направлений развития событий, связанных с объектом. Экспертом может использоваться вся необходимая ему информация об изучаемой проблеме. От него требуется оформление сделанных им выводов, для чего он должен подготовить докладную записку. При применении этого метода возможно раскрытие экспертом по максимуму его личных способностей. В то же время прибегать к данному методу в целях прогнозирования отличающихся сложностью систем нецелесообразно ввиду отсутствия обычно у эксперта знаний, имеющих отношение к смежным областям.

Метод сценарный. Возможно причисление этого метода и к коллективным и индивидуальным экспертным методам. К коллективным оценкам при этом, как правило, проявляется больше доверия. Применение его базируется на логическом выстраивании явления либо процесса во временном ракурсе при разнящихся между собой условиях. При этом устанавливается последовательность разных событий от их настоящего состояния к состоянию их в будущем.

Метод коллективной генерации идей (или метод «мозговой атаки» или метод «мозгового штурма»). При использовании данного метода предусматривается раскрытие «творческого начала» привлеченных к его реализации людей, которым необходимо решить проблемную ситуацию. Вначале происходит генерирование выдвинутых идей, а после — их разрушение (декомпозиция, деструктуризация, критика). Предполагается также выдвигать контридеи и вырабатывать согласованную позицию (точку зрения). Метод известен в качестве метода, разработанного американским исследователем А. Осборном, сделавшим предположение о целесообразности решения всевозможных проблем на базе спорадически возникающих (не спланированных, не подчиненных строгому порядку) идей, выражаемых людьми без страха, то есть свободно.

Метод коллективной генерации идей — поэтапный. На этапе первом в связи с необходимостью решения какой-то проблемы собирают участников в виде исследовательской группы в количестве порядка десяти — пятнадцати человек (такое число считается оптимальным). На этапе втором эти участники занимаются составлением проблемной записки с описанием требующей разрешения ситуации и предлагаемого способа, посредством которого ситуацию можно эффективно разрешить. Этап третий подразумевает генерирование выдвинутых участниками исследования идей, которые наделены согласно методу правом многократного выступления. В соответствии с рассматриваемым методом критиковать и скептически реагировать запрещено. Ведущим процесс корректируется в сторону усовершенствования идей либо их комбинирования. Им оказывается поддержка участникам, чтобы последние не были скованны. Мозговой штурм должен продолжаться более двадцати минут, но менее одного часа, время зависит от того, какая степень активности наблюдается у участников. На этапе четвертом происходит приведение в стройную систему идей, выдвижение которых произошло на этапе генерирования. Обеспечивается формирование перечня этих идей, происходит выделение признаков, посредством которых возможным оказывается объединение идей в группы в соответствии с обозначенными группировочными критериями. На этапе пятом (по счету) подвергшиеся систематизации идеи разрушаются (деструктурируются). Каждая из них всесторонне и усердно критикуется специалистами, имеющими высокий квалификационный уровень (этих специалистов по количеству порядка двадцати человек или немного больше). Этап шестой– это этап оценивания критических высказываний и составления списка идей, которые рекомендуется практически реализовать. Благодаря этому методу осуществляется достаточно быстрая прогнозная оценка в разрезе вариантов.

Метод прогнозного сценария. Он ориентируется на определение стратегии развития прогнозируемого явления (события, объекта и т. д.). Ему положено обеспечивать отражение генеральной цели развития (объекта), критериев оценки самых высоких уровней «дерева целей», приоритетов проблем и ресурсов для достижения главенствующих целей. В сценариях находят отображение последовательные решения задач, вероятные препятствия. Причем практикуется использование необходимых данных, касающихся развития объекта прогнозирования. Написание сценария необходимо обеспечить такое, чтобы ознакомление с ним могло привести к «высвечиванию» генеральной цели проводимой работы в свете ее задач на период прогноза. Сценарий выступает, как правило, в качестве многовариантного и освещающего три поведенческих линии. Линия может быть оптимистической — развитие системы наиболее благоприятно; пессимистической — развитие системы наименее благоприятно; рабочей — развитие системы с принятием во внимание вполне вероятной возможности противодействия негативным факторам. Разрабатывая прогнозные сценарии аналитик должен прибегать к проработке резервной стратегии на случай наступления непредвиденных ситуаций. Когда сценарий уже подготовлен, его нужно внимательно изучить и сделать вывод относительно его пригодности для предстоящего прогноза. Необходимо также сформулировать цели, определить критерии, рассмотреть альтернативные решения.

Задачи проекта

− Разработать ряд системных мер по улучшению согласованности межсистемных компонентов;

− Создание, и установление правил, регламента взаимодействия между, системными компонентами;

− Развитие системы формирования актуальной профессиональной компетентности участников проекта;

− Разработки и внедрения модели и в первую очередь качественного плана гармонизации системного взаимодействия;

− Формирования системы фиксации, сбора и обработки рабочей информации при решении возникающих задач.

Этапы проекта

1 этап

Цель и задачи

Организация и формирование системного подхода сопровождения семьи в рамках взаимодействия с учреждением,

Разработка и сопровождение индивидуальных карт системной интеграции и развития.

Направления деятельности

Организация взаимодействия между родителями и специалистами. Формирование маршрутов индивидуального сопровождения родителей и специалистов. Формирование, коррекция и сопровождение реабилитационных маршрутов и маршрутов абилитации. Информационное сопровождение рабочих процессов.

Ответственный

«Системный модератор»

2 этап

Цель изадачи

Организация службы и контроль над реализацией системного подхода сопровождения семьи;

Контроль, разработка и сопровождение индивидуальных карт системной интеграции и развития.

Направления деятельности

Формирование «командных резюме». Привлечение, при необходимости, «команды — объединённой по общему признаку», для обсуждения проблем, возникающих с ребёнком. Разработка PR-стратегий (примиряющие чаепития и т. п.) по преподнесению родителям решённых задач (см. программа развития информационного поля учреждения). Разработка проектов или стратегий решения проблем. Разработка схем сотрудничества при реализации оперативных проектов (кто отвечает за проект, кто даёт задания, перед кем отчитываются). Решает проблемы доступности первых лиц в ходе решения задач — авторизует спикеров или сам выступает в этой роли. Предупреждение о необходимости плотной совместной работы системные звенья (где, когда, как делать, себя вести и говорить и т. п.), в зависимости от оперативной обстановки. Организация необходимых коммуникационных и др. тренингов. Определение ответственных за промежуточные варианты исполнения. Определение количества необходимых каналов взаимодействия (с кем из родителей будет осуществляться связь и т. п.), определение тональности, качества общения. Определяет потребность, промежуточные и основные задачи взаимодействия. Разработка методов и протоколов преодоления штатных и внештатных ситуаций, антикризисные системные программы. Разработка программ мониторинга службы и типовых аналитических отчётов по результатам работы службы, для руководителя и его системных представителей (руководители подразделений) учреждения.

Ответственный

«Кризис-модератор»

3 этап

Цель и задачи

Представление рабочих, творческих групп, учреждения;

Презентация разработанных материалов.

Направления деятельности

Развитие эффективной коммуникативной среды в учреждении для работы с семьёй;

Создание комфортной, отрегулированной, доступной среды взаимодействия;

Оптимизация и синхронизация рабочего времени, разно уровневая фиксация полученного опыта, разработка и реализация конкретных, эффективных алгоритмов действия.

Основная форма: онлайн приём, «живые» встречи.

Ответственный

«Командный спикер»

Цель и задачи

Формирование положительного образа учреждения и его специалистов;

Гармонизация взаимодействий между потребителем услуг и представителем.

Направления деятельности

Креативный подход, альтернативная система организации процесса воспитания и обучения.

Ответственный

Творческая группа

5 этап

Цель и задачи

Повышение качества внутренних мероприятий;

Корректировка осуществляемых программ (методические объединения, профессиональные клубы и т. п.)

Направления деятельности

Сопровождение внутренних мероприятий их анализ, оценка и корректировка качества проводимых мероприятий.

Ответственный

«Ведущий специалист»

6 этап

Цель и задачи

Разработка регламента действий и сопровождения рабочих процессов;

Разработка протоколов по разным направлениям деятельности.

Направления деятельности

Формирование правового, конструктивного поля деятельности специалистов и подхода — «службы протоколов». При возникновении проблем формирование уверенности в рамках и формате своей деятельности у специалистов, преодолении функциональных страхов — перенаправить, снять с себя «чужую ответственность», тем самым произвести плохое впечатление, как специалиста. Обеспечение грамотным алгоритмом действий, в соответствии с определёнными системными целями, содержанием запланированных или штатных мероприятий или процессов. Создания эталона действий.

Ответственный

Рабочая группа

7 этап

Цель и задачи

Осуществление контроля над качеством реализации системных компонентов;

Качественный анализ, оценка и коррекция реализации вводимых функциональных компонентов и программ.

Направления деятельности

Определение зоны актуального развития существующих программ, протоколов. Организация «реактивных» рабочих групп для решения выявленной программной или протокольной или индивидуального характера проблемы, формируя группу необходимыми специалистами; Организация функции обратной связи с разработчиками. Разъяснительная работа по организации программных компонентов.

Ответственный

«Системный аналитик»

Цель и задачи

Аккумулирование и эффективное использование внутренних ресурсов в процессе решения поставленных целей;

Разработка инновационных форм организации процесса, поиск необходимых решений.

Направления деятельности

Аккумулирование рабочего информационного поля, выявления частных профессиональных компетенций и дополнительных ресурсов, распределения информации между рабочими или творческими группами, ресурсное содержание, и обеспечение групп; Обобщение и приведение полученной информации в рабочее состояние, а так же оповещение, доведение её до адресатов. Составление ментального профиля профессиональной компетентности сотрудников, принимающих участие в рабочих или творческих группах.

Ответственный

«Информационный мессенджер» (Организатор ментальных групп — курирующий и организующий процесс группового менеджмента)

Ожидаемые результаты проекта

Формирование программы адаптации молодого специалиста или «маршрута развития» (включение специалиста в текущие программы, возможно разработка программ под специалиста, консультации с психологом и т. п.) если это необходимо. Разработка программного, тематического содержания «Клуба молодого специалиста». Проведение занятий клуба и привлечение необходимых специалистов для занятий. Составление «программы развития специалистов» — опрос с последующим обобщением, интеграция системного опыта.

Создание Онлайн-общения «Служба скорой помощи или задайте свой вопрос!» — прямая линия с модератором. Видеообращение в разделе «Подсказки или не знаем, что делать!» — в этом разделе родитель может, присылает видео с проблемным сюжетом специалисту. Специалист посредством супервизии/ консилиума решает проблему и даёт обратную связь). Помогает избежать разочарования в данной рекомендации или специалисте, застать специалиста врасплох. Подразумевает подтверждение использования подсказки в видеоформате. Что позволяет оценить качество использования данной рекомендации и увидеть саму проблемную ситуацию, тем самым повысить эффективность данных рекомендаций, так же заинтересовать родителя в более тесном взаимодействии и сделать его полноценным участником коррекционного процесса.

− Проведение родительских собраний онлайн. Позволит повысить частоту проводимых собраний. А так же проведение при необходимости экстренных собраний.

− Проведение Онлайн-консилиумы или «Вместе мы сила!» — проведение групповых мероприятий, обсуждение актуальных вопросов в онлайн-пространстве при участии нескольких специалистов.

− Проведение учебных онлайн программ «Учимся вместе!». Обучающие кейсы — отстранённые ситуации, предложенные специалистами и созданные родителями. Формирование навыка решения проблемы. Так же позволяет преодолеть стеснительность, получить ответ, на беспокоящий вопрос, сохранив конфиденциальность.

− Ведение индивидуальных кейсов — групповая форма работы над реальными кейсами с целью передачи опыта от родителя к родителю.

− Проведение «Давайте познакомимся!». Ролевые игры — разыгрывание ролевых ситуаций, игровое моделирование и проецирование родительского поведения в рамках изученного поведения посредством пройденных кейсов. Данное занятие-практикум помимо прямых целей позволяет привлечь мотивированную аудиторию непосредственно для живого общения.

− Проведение вебинаров или «Школа для родителей!» — прямая трансляция или трансляция записи на различные проблемные, актуальные, сложные темы, выявленные в ходе взаимодействия: «Школа особого ребенка», «Поло ролевое воспитание», «Правовая грамотность» и т. д.

− Создание онлайн архива или «Это интересно!» — записи прошедших вебинаров с тематическим указателем ссылки на полезные фильмы, статьи и т. п.

− Создание «Живой дневник» — отсылать фотографии с занятий.

− Создание «Видеоотчёты» — небольшие ролики, где дети читают стихи, кушают и любые другие возможные достижения или текущие события.

− Организация ящика отзывов и предложений (онлайн и живой)

− Введение «успешного профиля специалиста» (например, воспитателя). Резюме воспитателя в свободном доступе. Возможные формы; интернет-резюме, «информационный коридор» — фото на стенах коридора с характеристикой и личным девизом, возможно с каким-либо рассказом о воспитателе, о его достоинствах, знаниях, отношении к работе, достижениях.

− Введение «командных резюме» — резюме команды работающей с ребёнком.

− Протокол сопровождения при первичном и последующих посещениях учреждения семьёй (вынести как отдельный проект). Где будут заложены определённые принципы взаимодействия, отражающие позицию учреждения. Будут заложены различные характеристики — «Мы лучшие!», — «Мы уникальны!». Определены формы знакомства с учреждением (экскурсии, презентации, обеспечение информационным пакетом, определены формы взаимодействия, круг взаимодействия при первом посещении и далее и многое другое).

Вспомогательные протоколы для специалистов.

− Протокол, объясняющий, как вести себя с агрессивно настроенными людьми.

− Протокол, объясняющий, как реагировать на гнев, оскорбления и унижения.

− Как взаимодействовать с тревожными людьми.

− С людьми, находящимися в депрессивных и других состояниях.

Литература:

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnye-osnovy-menedzhmenta/viewer
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osnovnye-teorii-motivatsii-effektivnosti-truda-personala/viewer
  3. https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarnyy-podhod-k-issledovaniyu-zhiznennoy-strategii-lichnosti/viewer
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/model-sotsialnoy-tehnologii-menedzhmenta/viewer
Основные термины (генерируются автоматически): направление деятельности, задача, специалист, этап, развитие системы, родитель, системное взаимодействие, ситуация, учреждение, молодой специалист.


Похожие статьи

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Региональный управленческий проект «Директория успеха» как ресурс развития профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций

Учебный практико-ориентированный проект на тему «Расчет и сравнительный анализ вариантов систем отопления многоквартирного жилого дома»

Стратегия и тактика построения новых знаний в условиях «опережающего» обучения студентов (технологическая карта прогнозирования образовательной ситуации)

Тренинг «Педагогическая рефлексия» как многофункциональный метод преднамеренных изменений личности педагогов ДОО

Исследование модели автономного управления воздушным движением и многоагентная технология ее реализации в тренажерном комплексе «Master»

Методическая разработка «Интеллектуально-ролевая игра по технологии «Умники и умницы»

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Инновационная учебно-методическая система «Диалог» как средство организации образовательного процесса

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка на примере использования электронного учебного пособия по теме «Причастие»

Похожие статьи

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Региональный управленческий проект «Директория успеха» как ресурс развития профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций

Учебный практико-ориентированный проект на тему «Расчет и сравнительный анализ вариантов систем отопления многоквартирного жилого дома»

Стратегия и тактика построения новых знаний в условиях «опережающего» обучения студентов (технологическая карта прогнозирования образовательной ситуации)

Тренинг «Педагогическая рефлексия» как многофункциональный метод преднамеренных изменений личности педагогов ДОО

Исследование модели автономного управления воздушным движением и многоагентная технология ее реализации в тренажерном комплексе «Master»

Методическая разработка «Интеллектуально-ролевая игра по технологии «Умники и умницы»

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Инновационная учебно-методическая система «Диалог» как средство организации образовательного процесса

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка на примере использования электронного учебного пособия по теме «Причастие»

Задать вопрос