В статье анализируются методы повышения качества знаний школьников по русскому языку, литературе.
Ключевые слова: дети, познавательная деятельность, мотивация.
В осеннем лесу, на развилке дорог,
Стоял я, задумавшись, у поворота;
Пути было два, и мир был широк,
Однако я раздвоиться не мог,
И надо было решаться на что-то.
Я выбрал дорогу, что вправо вела
И, повернув, пропадала в чащобе.
Нехоженой, что ли, она была
И больше, казалось мне, заросла;
А впрочем, заросшими были обе.
И обе манили, радуя глаз
Сухой желтизною листвы сыпучей.
Другую оставил я про запас,
Хотя и догадывался в тот час,
Что вряд ли вернуться выпадет случай.
Еще я вспомню когда-нибудь
Далекое это утро лесное:
Ведь был и другой предо мною путь,
Но я решил направо свернуть --
И это решило все остальное.
(Роберт Фрост)
20 лет назад, закончив в Узбекистане Наманганский ГУ, я переступила порог школы в качестве преподавателя. Никто в то время не знал столь популярного и актуального на сегодняшний день слова метапредметность. Но когда я вошла в национальной школе в класс, где из 20 уч-ся только трое могли хотя бы правильно произнести моё отчество, я поняла, что мои глубокие знания предмета станут для ребятишек недосягаемой точкой самой высокой горы. Но мне очень хотелось, чтобы когда-нибудь благодаря моим стараниям загадочные и прекрасные вершины горы познаний стали для учеников не только доступными, но и желанными.
Тогда это были мои первые шаги в подходе, предполагающем не просто овладение системой знаний, но и освоение таких универсальных способов действий, с помощью которых ученику самому захочется покорить все вершины и стать победителем.
Я поняла, что должна стать для учащихся мостиком, соединяющим уроки с жизнью, инструктором, помогающим освоить пути восхождения, а ещё добрым наставником, умеющим поддержать в сложной ситуации, а в случае успеха порадоваться вместе с учеником его достижениям.
Прошло уже два десятилетия, но тот первый опыт помог мне создать систему, в основу которой легли мудрые слова Ричарда Олдингтона о том, что научить всему невозможно, учитель может сделать только одно — указать дорогу. И теперь моим ученикам комфортно на уроках и интересно в жизни.
Побывав в 2008 году в школе Ямбурга (в рамках конкурса «Мой лучший урок») и посетив уроки преподающих там учителей, я убедилась, что работаю в правильном направлении. Ведь ученик — это не маленький взрослый. Это ребёнок, который пришёл ко мне, совершенно не думая о том, что ему нужно знать, что такое СПП с придаточным изъяснительным. Это человечек, который ждёт от меня чуда, считая меня самой умной и доброй феей. И чтобы не разрушить эти светлые и чистые надежды, я стараюсь превратить сложный долгий путь познания в увлекательный процесс сотрудничества.
Взяв на вооружение слова Анатолия Александровича Гина «Дайте ребёнку любознательность, знания он возьмёт сам», свои уроки я разделила на 2 категории: уроки лаборатории и сотрудничества и творческие или интеллектуальные проектные отчёты.
Для нас информация, которую постигают школьники — это повторяющийся из года в год материал. Для ученика — это открытие. И даже маленький шаг, когда ребёнок открывает элементарные для нас ЖИ-ШИ и ЧА-ЩА, становится для него великим событием. Главное в этот момент быть рядом и показать значимость проделанной им работы. А уроки лаборатории и сотрудничества дают огромный простор возможностей. Ведь так просто на таких уроках изучение теоретического материала превратить в мини-исследование с разделением знакомого и незнакомого материала, чтобы затем составить перспективный план для поиска нужной информации. А порой скучные уроки по отработке и закреплению добытых знаний и полученных умений представить экспериментальными площадками, где учащиеся работают с кроссвордами, разгадывают анаграммы, решают ребусы, раскрашивают головоломки.
Уроки творческих и интеллектуальных проектных отчётов — это большое событие в жизни ученика. К нему школьник готовится, зная, что его мнение будет услышано не только взрослым, но и ровесниками. А значит, оно должно быть доступным, обоснованным и доказательным. На уроки-отчёты дети могут прийти так (Щелчок), так (Щелчок) а может быть, и так (Щелчок). Например, на урок-практикум по произведению Виктора Астафьева «Васюткино озеро» ученица представила творческий отчёт «Как Васютка выжил в тайге» от имени зайца (Щелчок), наблюдавшего в течение пяти дней. Принимая другой образ, ребёнок порой чувствует себя гораздо комфортнее. Он также получает возможность посмотреть на проблему другими глазами, приходя к выводу, что существует множество различных мнений, но и его собственное тоже является важным в цепочке других взглядов. И очень часто выступление, которое получает одобрение, заканчивается словами: «И я так считаю!»
В течение трёх лет я ежегодно прохожу обучение в Летних школах для учителей, организуемых МГУ. Там я твёрдо усвоила слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Своих воспитанников я стараюсь вдохновлять на труд, который, как им кажется, они выполняют совершенно самостоятельно, а я нахожусь рядом в качестве доброго и честного помощника.
Понятия урочная и внеурочная деятельность для меня и моих учеников определяется только временным интервалом. Практически ежедневно занятия по расписанию перетекают в часы общения после уроков, на которых ребята продолжают делиться впечатлениями или же, наоборот, стремятся докопаться до истины, которую не успели открыть за отведённые 40 минут.
Более 8 лет я являюсь главным редактором и куратором школьной тиражной газеты ШАГ.
ШАГ дословно — это Школьная Александровская Газета.
ШАГ образно — это действие, деятельность, процесс.
ШАГ серьёзно — это кропотливая усердная работа.
А для ребят — это игра. Игра, которая совместно с системой добытых на уроках знаний даёт прекрасные результаты.
Так, например, Шапиева Алина, ученица 9 класса, ведущая в течение двух лет в ШАГе рубрику «Во славу казачества», создала интересный проект фотоальбом «Казачья слава в бронзе и граните», который был признан лучшим в крае, приказом Министерства образования и науки Краснодарского края ученица награждена Дипломом победителя.
Учащаяся 8 класса, Богданова Екатерина, освещавшая в газете подготовку к Зимней олимпиаде в Сочи, создала творческий проект-сказку «Как Иван в Сочи ходил…». В конкурсе сочинений «Краснодарский край в преддверии Зимней Олимпиады — 2014» работа была высоко отмечена краевыми экспертами. Катя награждена Дипломом победителя.
Одиннадцатиклассник Сижажев Тимур 5 лет ведёт рубрику «Шевели мозгами». Работа вдохновила старшеклассника на создание оригинального электронного пособия «Интерактивные кроссворды», которое включает в себя 18 заданий к каждому параграфу учебника Кубановедение. 5 класс. Учителя района отметили высокое качество работы и используют пособие на уроках и внеурочной деятельности. Проект в крае занял 3-е место в конкурсе «Проектная деятельность на уроках кубановедения».
Есть в ШАГе рубрика «Все работы хороши». Её постоянная ведущая Арсибиева Карина, ученица 11 класса, стала призёром краевого конкурса очерков «Золотые руки». В своей работе она раскрыла важность и значимость рабочих профессий, так необходимых в современном мире.
Приобщаясь к литературному и публицистическому творчеству, учащиеся с успехом осваивают жанры литературы и журналистики. Статьи и художественные прозаические и поэтические произведения моих воспитанников публикуются в районных газетах, а также во Всероссийской газете для подростков «Пионерская правда». А участие школьников в мною разработанном проекте «Поэзию в массы» дало возможность научиться красиво читать, не бояться публики и дарить радость людям.
Все творческие работы школьников, написанные в качестве проектных отчётов, опубликованы в сборниках «Кубанский край — земля родная» в 2-х частях и «Моё родное Приазовье».
Ну, а работы бывшей выпускницы, ныне студентки факультета журналистики КубГУ, Савченко Ирины высоко оценены в конкурсах краевого уровня таких, как «Креатив инициатив», «Молодёжный квартал», а также Всероссийских конкурсах, проводимых Общероссийской Малой Академией наук, «Созвездие талантов» и «Золотое перо».
Свою статью я назвала «Секреты моего мастерства». На самом деле моя система работы ни для кого не является секретом. Большая часть моих «открытий» представлена на профессиональных сайтах педагогической направленности: «1 сентября», «Педсовет.орг», «Инфоурок», «Продлёнка».
С двумя сайтами я сотрудничаю в течение 4-х лет и являюсь корректором всех печатных материалов электронной газеты сайта-СМИ «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой», а также координатором по составлению методических сборников разработок и статей учителей Ейского района, участников Всероссийского интернет-педсовета.
Мои работы опубликованы в региональном научно-методическом журнале «Информационный вестник», а также во Всероссийских сборниках «1001 идея интересного занятия с детьми».
И закончить своё выступление я хочу немного перефразированными строчками Роберта Фроста;
Еще я вспомню когда-нибудь
Далекое это утро лесное:
Ведь был и другой предо мною путь,
Но я решила направо свернуть –
И это решило все остальное.