В данной статье приведен обзор основных профессиональных компетенций, которые должны быть развиты у профессионала, занимающего должность руководителя образовательной организации.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, руководитель образовательной организации, необходимые компетенции.
Каждый специалист должен думать о развитии своих профессиональных компетенции. Особенно это важно для руководителей образовательных организаций. От уровня развития компетенций руководителя зависит качество деятельности всей организации. Что же такое компетенции, какие они должны быть у руководителя образовательной организации, какую роль они играют в управленческой деятельности руководителя образовательной организации?
Компетенция — это заданное социальное и профессиональное требование к подготовке специалиста, необходимое для его эффективной профессиональной деятельности. Изучением вопросов развитии компетенций занимались Белова Е. Н., Тарасенко В. В., Хуторской А. В., управленческую компетенцию они определяли, как совокупность личностных качеств руководителя, где раскрывается содержание данного свойства личности с позиции современной управленческой педагогической деятельности руководителя образовательного учреждения, или способность и готовность целостно и глубоко анализировать, выявлять, точно формулировать проблемы образовательного учреждения и находить из большего числа альтернативных подходов к их решению наиболее целесообразный и эффективный относительно конкретной ситуации этого учреждения [2].
Данную компетенцию они считают определяющей для руководителя образовательной организации. Часто ее представляют в виде четырех блоков, именуемых как:
– коммуникативный;
– организаторский;
– когнитивный и мотивационный
– конструктивный, проектировочный;
– креативный, эмоционально-волевой.
Также авторами выделяется инновационная компетентность руководителя. Инновационная деятельность лежит в основе инновационной компетентности руководителя, которая включает «профессиональную подготовленность к управлению инновационной деятельностью (исследовательские знания, умения, навыки); профессиональную пригодность к управлению инновационной деятельностью (мотивы, профессионально значимые качества, индивидуально-психологические особенности); профессиональный опыт и эффективность управления развивающейся общеобразовательной школой (качество деятельности результативность деятельности) [1].
Также авторами выделяется экономическая компетентность руководителя. Экономическая компетентность специалиста рассматривается как «интегративное качество личности, отражающее готовность и способность субъекта профессиональной деятельности эффективно осуществлять решение экономических задач в условиях рыночной экономики на основе актуализации соответствующих знаний и умений» (Ткачева О. Н.).
Актуальность этой компетентности для руководителя непосредственно продиктована содержанием его деятельности, которая включает в том числе решение вопросов, связанных с экономической составляющей деятельности образовательного учреждения в условиях инновационной экономической среды.
Нельзя выявить важность одной конкретной компетентности, они все вместе и каждая делают руководителя образовательной организации профессионалом своего дела, так к примеру немаловажную роль играет психологическая компетентность руководителя. Психологическая компетентность включает когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой, мотивационный, регуляционный аспекты.
Психотерапевтическая и конфликтологическая компетентность руководителя носит обособленный характер, в ее структуру часто включают виды профессиональной компетентности, которые граничат с личностными качествами и отражают специфику деятельности руководителя в области выстраивания межличностных отношений, в том числе в сложных и противоречивых ситуациях. Важно отметить и наличие информационной и информационно-технологической компетентности руководителя.
Информационная компетентность руководителя в целом рассматривается как совокупность следующих знаний и умений: «умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ); моделирование и проектирование собственной профессиональной деятельности; умение ориентироваться в организационной среде на базе современных информационно-коммуникационных технологий; использование в своей практической профессиональной деятельности современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающее увеличение производительности труда» (Пьяных Е. Г.).
В заключении хотелось бы отметить, что развитие каждой компетенции должно быть одной из актуальных и первостепенных задач, стоящих перед руководителем образовательной организации, желающим развиваться самостоятельно, а значит и развивать образовательную организацию, руководителем которой он является.
Литература:
- Кочешкова Л. О. Технология управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений / Под ред. профессора В. В. Суда кова. — Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005. — 44 с».
- Чечель И. Д. Директор школы и его команда: стратегия и тактика коллективного профессионального развития. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 192 с.