В современной системе образования владение иностранным языком играет одну из главных ролей. Обучение иностранному языку начинается в начальной школе и, по сути, учитель иностранного языка является путеводителем в новый мир знаний. Учащиеся начальной школы воспринимают материал лучше, если присутствует визуальная и аудиолингвальная наглядность. При обучении говорению и аудированию большую помощь оказывают чанты. Чант (от англ. chant — напев) — произнесение текста под мелодию с соблюдением определенного ритма. Чанты обладают определенными характеристиками:
1) Имеется ритм, под который запоминаются сложные фразы.
2) С помощью чантов можно познакомить учащихся с алфавитом и использовать их на самых ранних этапах обучения иностранному языку.
3) Чанты можно применять при обучении разным видам деятельности: фонетике, говорению, грамматике.
4) Чанты можно применять на разных этапах обучения: в процесс работы с чантами включаются все обучающиеся. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодичному рисунку, но с четким ритмом, с частыми повторами песен помогают быстрее и надолго запомнить артикуляцию, ударения, произношение звуков и слов. Благодаря использованию музыки и ритма психологический климат класса значительно улучшается, исчезает напряжение, повышается эмоциональный тонус у учеников, поддерживается интерес к предмету.
5) Чанты подходят для разных видов работ над изучением языка. При работе с чантом можно отстукивать ритм руками, ногами, пританцовывать, т. е. допускается более свободное поведение на уроке.
Теперь рассмотрим использование чантов при обучении разным видам деятельности. Большую помощь чанты оказывают на раннем этапе обучения, когда только начинается работа над правильным произношением. В каждом УМК есть рифмовки и песенки. Учитель может сам подобрать мелодию для чанта. При работе с УМК «Forward» (2 класс, автор Вербицкая М. В. и д. р.) можно использовать чанты:
Tick-tock says the clock,
Tick-tock it’s eight o’clock.
В качестве вспомогательного пособия удобно использовать УМК “Family and Friends. Starter” (Naommi Simmons). Все чанты записаны под определенный ритм и уже нет необходимости искать мелодию. При изучении алфавита автором учебника предъявляется буква и звук, который эта буква дает, а также для возникновения ассоциативного ряда предъявляется слово, начинающееся на эту букву.
Приведем пример:
Буква С
A cat in a car
[k], [k], [k]
A cat in a car
[k], [k], [k]
Cat, cat, cat
Car, car, car
A cat in a car
(Track 19. Family and Friends Starter, (Naommi Simmons и др.)
Буква F
A fish, fish, fish
At a farm, farm, farm
[f], [f], [f]
[f], [f], [f]
A fish, fish, fish
At a farm, farm, farm
(Track 34. Family and Friends Starter, (Naommi Simmons и др.)
На дальнейшей ступени обучения, когда изучен алфавит, звуки и транскрипционные знаки, чанты можно использовать при отработке сочетаний звуков.
gr, br, gr
There are grapes and bread,
And juice in a glass
Friends together,
In the green, green grass
Play with Frisbee,
Play football.
The friends have fun
With a big brown ball.
(Track 41 “Family and Friends 2” (Naommi Simmons и др.)
dr,tr,cr
A train and a truck
A crab and a drum
I draw with my crayons,
And I have fun.
A girl in a dress
A bird in a tree
Get your crayons
And draw with me.
(Track 52 “Family and Friends 2” (Naommi Simmons и др.)
При предъявлении нового лексического материала возникает трудность в его запоминании, особенно в английском языке, так как очень часто написание и произношение не совпадает по форме. В этом случае также можно использовать чанты. В УМК “Forward (3 класс, Вербицкая М. В. и др.) при отработке счета авторы учебника предлагают использовать чант:
One, Two. Buckle my shoe
Three, Four. Open the door
Five, Six. Pick up sticks
Seven, Eight. Open the gate
Nine, Ten. A big fat hen
Eleven, twelve. Dick and delve.
В УМК “Family and Friends 2” (Naomi Simons и др.) при предъявлении нового лексического материала в каждом разделе предлагается чант. Каждая новая ЛЕ произносится трижды под определенный ритм.
Classroom, table, computer,
Peg, pencil case, board
(Track 07“Family and Friends 2” (Naommi Simmons и др.)
При предъявлении ЛЕ на тему «Чувства. Прилагательные» можно использовать следующий чант:
Hot, cold, hungry
Thirsty, happy, sad
(Track 18 “Family and Friends 2” (Naomi Simons)
Каждая лексическая единица также произносится трижды. При дальнейшем обучении усложняется лексический материал и в чанте уже заучиваются фразы.
Help my mum
Do my homework
Visit my grandma
Go swimming
Have a music lesson
Watch TV
(Track 57 “Family and Friends 2” (Naommi Simmons и др.)
Таким образом, предъявление и заучивание нового материала может стать интересным процессом, при правильном использовании чанта. Стоит обратить внимание на алгоритм работы с чантами:
- Установка на первое восприятие. Объяснение ситуации, которую представляет чант.
- Первое музыкальное предъявление чанта.
- При необходимости, предъявление печатного текста с отработкой каждой линии чанта, заостряя внимание на трудных звуках или новых грамматических структурах.
- Фонетическая отработка чанта с использованием ритма (хлопками, притопыванием и т. д.).
- Повторное прослушивание с опорой на текст.
- Отработка чанта в группах, парах.
Таким образом, работа с чантами на уроке английского языка решает сразу несколько методических задач: появляется интерес к изучению английского языка, меняется психологический настрой на уроке, что позволяет даже застенчивым ученикам включиться в работу, а также изменяется темп и скорость овладения лексическим, грамматическим, фонетическим материалами.
Литература:
- Пешкова Е. В. Чант- как уникальное средство усвоения учебного материала на уроках английского языка. https://infourok.ru/chant-na-uroke-angliyskogo-yazika-476273.html
- М. В. Вербицкая, О. В. Оралова, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд. Forward. — М.: «Вентана-Граф” Pearson Education Limited, 2018. — 80 с.
- М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд. Forward. — М.: «Вентана-Граф” Pearson Education Limited, 2018. — 96 с.
- Naommi Simmons, Susan Iannuzzi, Tamzin Thomson and Jenny Qintana. Family and Friends Starter Classbook. — 1-e. — Oxford: Oxford University Press, 2012. — 74 с.
- Naommi Simmons, Susan Iannuzzi, Tamzin Thomson and Jenny Qintana. Family and Friends 2. Classbook. — 1-e. — Oxford: Oxford University Press, 2012. — 112 с.