В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей с ТМНР. Хорошее владение движениями рук и пальцев является существенной предпосылкой для приобретения многих навыков обихода, что очень важно для воспитанников при формировании навыков самообслуживания.
Ведущие виды деятельности детей-инвалидов, детей с ОВЗ, в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово», в соответствии с диагнозом и степенью нарушения психических функций: формирование культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания; предметно-практическая деятельность; ознакомление с окружающим миром и развитие речи (чаще жестовой); игровая деятельность.
После обследования детей составляется индивидуальная программа развития на каждого ребенка, которая включает в себя следующие направления: сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, формирование моторных навыков, социальное развитие, самообслуживание, развитие движений.
Современный взгляд на место изобразительной деятельности детей в коррекционно-педагогическом процессе существенно изменился. Она рассматривается как деятельность, цели, строение, мотивы и средства которой совершенно отличаются от изобразительной культуры взрослых. Изобразительная деятельность, по существу, возникает в русле коммуникативной потребности ребенка и наряду с игрой и речью является действенным средством удовлетворения этой потребности.
Основные усилия при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью рисованию направляются, прежде всего, на стимулирование и развитие «графической активности».
На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, привлекать их внимание к полученному результату. Во время демонстрации необходимо активно привлекать детей к выполнению изображения вместе со взрослым (прибегая к совместным действиям).
Любое занятие изобразительной деятельностью на первом этапе обучения должно протекать в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. При несформированности на первом этапе обучения у детей с интеллектуальной недостаточностью предпосылок изобразительной деятельности, так как крайне низкий уровень сенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, отсутствие интереса к деятельности и потребности в ней, несформированность предметной деятельности и самых элементарных изобразительных операционально-технических умений. Невозможным является решение собственно изобразительных задач (нарисовать), поэтому более корректным будет говорить о проведении изобразительных игр — игр, построенных на использовании техники рисования.
Изобразительные игры проводятся с детьми как на занятиях в соответствии с расписанием работы воспитателя, так и во время, отведенное для свободной деятельности, а также на прогулке. Учитывая низкий уровень самостоятельности детей, недоразвитие познавательной активности и познавательной деятельности, внимания, целесообразно их проводить индивидуально или с небольшими группами детей.
Жестко формулировать требования к развитию ребенка с интеллектуальной недостаточностью считаем неправомерным. На занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15–25 минут. Организация досуга и контроль занятий — основные задачи учреждения.
Пример конспекта занятия по рисованию:
«Яйцо для бабушки и дедушки».
(Рисование оттисков печатками из картофеля)
Цель: познакомить воспитанников с нетрадиционным приемом рисования — печатками из картофеля. Способствовать развитию интереса к предметно-практической деятельности.
Задачи:
Образовательные: формировать у воспитанников навыки изобразительной деятельности, используя нетрадиционные техники «оттиск печатки из картофеля» красками разных цветов (красный, синий, желтый). Учить внимательно слушать рассказ воспитателя.
Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику рук (захват предмета и удержание его в руке), работать по образцу, коррегировать ориентацию в пространстве, эмоционально-волевую сферу.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, культуру коммуникативных отношений. Вызвать у воспитанника положительный эмоциональный отклик на сказку.
Возрастная направленность занятия: группа интенсивного ухода (дети с ТМНР), старший школьный возраст. Уровень развития — 2–3 года.
Наглядно-дидактический материал: настольный кукольныйтеатр со стигисами героев сказки — «Курочка Ряба»: дед, баба, курочка, мышка. Белое и желтое яйца (капсулы киндер-сюрприза), ложка.
Раздаточный материал: образец украшенного яйца,печатки из картофеля в виде кругов и треугольников, сердечек; вырезанное из бумаги яйцо, баночки с разноцветной гуашью, мисочка с водой, влажные салфетки, одноразовая тарелка.
Ход занятия:
Организационный момент:
Здравствуйте! (поздороваться с ребенком за ручку, посмотреть в глаза, установить зрительный и тактильный контакт, а затем с гостями вместе с воспитанником жестом приветствия, сопряжено).
Игровая мотивация:
Тук-тук-тук! Кто пришел в гости? Кукла Катя. Она принесла нам кукольный театр. Давай, расскажем ей сказку о Курочке Рябе. Да, расскажем, садись с нами вместе. Показываем воспитаннику, гостье, гостям кукольный спектакль по сказке «Курочка Ряба». Показываю, как дед и баба плачут, как они пытаются разбить яйцо. В процессе чтения сказки обращаюсь к ребенку, чтобы он показал, как плачут дед и баба. Как разбивают яйцо, если у ребенка не получается самостоятельно, то показываем сопряжено. Чтобы показать, как мышка «разбила» яйцо, бросаю желтую капсулу киндер-сюрприза на пол, предварительно приоткрыв ее. Потом пусть курочка снесет простое яйцо (белую капсулу киндер-сюрприза).
Коррекционно-развивающий блок:
По окончании спектакля предлагаю воспитаннику сделать красивое яйцо для бабы и деда, чтобы порадовать их, чтобы они никогда не плакали, а для работы необходимо подготовить ручки, разогреть их.
Физкультминутка «Пальчики». Декламация стихотворения сопровождается движением рук (сопряжено).
Вот помощники мои,
Их сожми и разожми,
Поверни их эдак, так,
За работу принимайся,
Ничего не опасайся!
Рисование красивого яйца
Воспитатель: Для узора выбираем любимую краску — красную, синюю, желтую. Раздаю ребенку заготовку — вырезанное из бумаги яйцо.
Заключительный этап
Держим печатку из картофеля сопряжено с ребенком, опускаем кончик в краску и ставим «печать» на заготовке, обращаем внимание ребенка, что нужно распределять рисунок по всей поверхности яйца. Для того, чтобы поменять цвет, нужно промыть печатку в мисочке с водой.
Рефлексия
Показать раскрашенное ребенком яйцо героям сказки.
Воспитатель: Вспоминаем, чем занимались на занятии, благодарим куклу Катю за кукольный театр, за то, что пришла в гости к нам, благодарю ребенка за работу и угощаю конфетами.
Литература:
- Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Книга 5. Навыки тонкой моторики. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. [5, с.82]
- Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. [2, с.160]
- Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Метод. пособие. Изд. 2-е испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2002. [3, с.176]
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков, А. Зарин. — Псков: ПОИПКРО, 2009. [4, с. 168]
- Основы коррекционной педагогики. Учеб.-метод. пособие / Авторы-сост. Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. — Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского., 2009. [5, с.110]
- Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2–3 лет. –М.:Мозаика-Синтез, 2012. [1, с.45]