Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 22.02.2020

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Волкова, О. В. Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы) / О. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67614/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей с ТМНР. Хорошее владение движениями рук и пальцев является существенной предпосылкой для приобретения многих навыков обихода, что очень важно для воспитанников при формировании навыков самообслуживания.

Ведущие виды деятельности детей-инвалидов, детей с ОВЗ, в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово», в соответствии с диагнозом и степенью нарушения психических функций: формирование культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания; предметно-практическая деятельность; ознакомление с окружающим миром и развитие речи (чаще жестовой); игровая деятельность.

После обследования детей составляется индивидуальная программа развития на каждого ребенка, которая включает в себя следующие направления: сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, формирование моторных навыков, социальное развитие, самообслуживание, развитие движений.

Современный взгляд на место изобразительной деятельности детей в коррекционно-педагогическом процессе существенно изменился. Она рассматривается как деятельность, цели, строение, мотивы и средства которой совершенно отличаются от изобразительной культуры взрослых. Изобразительная деятельность, по существу, возникает в русле коммуникативной потребности ребенка и наряду с игрой и речью является действенным средством удовлетворения этой потребности.

Основные усилия при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью рисованию направляются, прежде всего, на стимулирование и развитие «графической активности».

На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, привлекать их внимание к полученному результату. Во время демонстрации необходимо активно привлекать детей к выполнению изображения вместе со взрослым (прибегая к совместным действиям).

Любое занятие изобразительной деятельностью на первом этапе обучения должно протекать в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. При несформированности на первом этапе обучения у детей с интеллектуальной недостаточностью предпосылок изобразительной деятельности, так как крайне низкий уровень сенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, отсутствие интереса к деятельности и потребности в ней, несформированность предметной деятельности и самых элементарных изобразительных операционально-технических умений. Невозможным является решение собственно изобразительных задач (нарисовать), поэтому более корректным будет говорить о проведении изобразительных игр — игр, построенных на использовании техники рисования.

Изобразительные игры проводятся с детьми как на занятиях в соответствии с расписанием работы воспитателя, так и во время, отведенное для свободной деятельности, а также на прогулке. Учитывая низкий уровень самостоятельности детей, недоразвитие познавательной активности и познавательной деятельности, внимания, целесообразно их проводить индивидуально или с небольшими группами детей.

Жестко формулировать требования к развитию ребенка с интеллектуальной недостаточностью считаем неправомерным. На занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15–25 минут. Организация досуга и контроль занятий — основные задачи учреждения.

Пример конспекта занятия по рисованию:

«Яйцо для бабушки и дедушки».

(Рисование оттисков печатками из картофеля)

Цель: познакомить воспитанников с нетрадиционным приемом рисования — печатками из картофеля. Способствовать развитию интереса к предметно-практической деятельности.

Задачи:

Образовательные: формировать у воспитанников навыки изобразительной деятельности, используя нетрадиционные техники «оттиск печатки из картофеля» красками разных цветов (красный, синий, желтый). Учить внимательно слушать рассказ воспитателя.

Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику рук (захват предмета и удержание его в руке), работать по образцу, коррегировать ориентацию в пространстве, эмоционально-волевую сферу.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, культуру коммуникативных отношений. Вызвать у воспитанника положительный эмоциональный отклик на сказку.

Возрастная направленность занятия: группа интенсивного ухода (дети с ТМНР), старший школьный возраст. Уровень развития — 2–3 года.

Наглядно-дидактический материал: настольный кукольныйтеатр со стигисами героев сказки — «Курочка Ряба»: дед, баба, курочка, мышка. Белое и желтое яйца (капсулы киндер-сюрприза), ложка.

Раздаточный материал: образец украшенного яйца,печатки из картофеля в виде кругов и треугольников, сердечек; вырезанное из бумаги яйцо, баночки с разноцветной гуашью, мисочка с водой, влажные салфетки, одноразовая тарелка.

Ход занятия:

Организационный момент:

Здравствуйте! (поздороваться с ребенком за ручку, посмотреть в глаза, установить зрительный и тактильный контакт, а затем с гостями вместе с воспитанником жестом приветствия, сопряжено).

Игровая мотивация:

Тук-тук-тук! Кто пришел в гости? Кукла Катя. Она принесла нам кукольный театр. Давай, расскажем ей сказку о Курочке Рябе. Да, расскажем, садись с нами вместе. Показываем воспитаннику, гостье, гостям кукольный спектакль по сказке «Курочка Ряба». Показываю, как дед и баба плачут, как они пытаются разбить яйцо. В процессе чтения сказки обращаюсь к ребенку, чтобы он показал, как плачут дед и баба. Как разбивают яйцо, если у ребенка не получается самостоятельно, то показываем сопряжено. Чтобы показать, как мышка «разбила» яйцо, бросаю желтую капсулу киндер-сюрприза на пол, предварительно приоткрыв ее. Потом пусть курочка снесет простое яйцо (белую капсулу киндер-сюрприза).

Коррекционно-развивающий блок:

По окончании спектакля предлагаю воспитаннику сделать красивое яйцо для бабы и деда, чтобы порадовать их, чтобы они никогда не плакали, а для работы необходимо подготовить ручки, разогреть их.

Физкультминутка «Пальчики». Декламация стихотворения сопровождается движением рук (сопряжено).

Вот помощники мои,

Их сожми и разожми,

Поверни их эдак, так,

За работу принимайся,

Ничего не опасайся!

Рисование красивого яйца

Воспитатель: Для узора выбираем любимую краску — красную, синюю, желтую. Раздаю ребенку заготовку — вырезанное из бумаги яйцо.

Заключительный этап

Держим печатку из картофеля сопряжено с ребенком, опускаем кончик в краску и ставим «печать» на заготовке, обращаем внимание ребенка, что нужно распределять рисунок по всей поверхности яйца. Для того, чтобы поменять цвет, нужно промыть печатку в мисочке с водой.

Рефлексия

Показать раскрашенное ребенком яйцо героям сказки.

Воспитатель: Вспоминаем, чем занимались на занятии, благодарим куклу Катю за кукольный театр, за то, что пришла в гости к нам, благодарю ребенка за работу и угощаю конфетами.

Литература:

  1. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Книга 5. Навыки тонкой моторики. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. [5, с.82]
  2. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. [2, с.160]
  3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Метод. пособие. Изд. 2-е испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2002. [3, с.176]
  4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков, А. Зарин. — Псков: ПОИПКРО, 2009. [4, с. 168]
  5. Основы коррекционной педагогики. Учеб.-метод. пособие / Авторы-сост. Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. — Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского., 2009. [5, с.110]
  6. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2–3 лет. –М.:Мозаика-Синтез, 2012. [1, с.45]
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, предметно-практическая деятельность, воспитанник, герой сказки, движение рук, интеллектуальная недостаточность, красивое яйцо, кукольный театр, этап обучения.


Похожие статьи

Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятел...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи

Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ

Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...

Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста в системе использования ИКТ (из опыта работы)

Особенностью занятий по развитию словесно-логического мышления является игровой характер, серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает воспитанников ДОУ.

Методические приемы активизации познавательной деятельности ученика на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы учителя истории и обществознания)

Важнейшим условием развития познавательного интереса к предмету и повышения его внутренней мотивации является методически грамотное использование приемов активизации познавательной деятельности учеников на уроках с учетом специфики преподавания предм...

Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot

Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а та...

Похожие статьи

Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятел...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи

Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ

Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...

Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста в системе использования ИКТ (из опыта работы)

Особенностью занятий по развитию словесно-логического мышления является игровой характер, серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает воспитанников ДОУ.

Методические приемы активизации познавательной деятельности ученика на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы учителя истории и обществознания)

Важнейшим условием развития познавательного интереса к предмету и повышения его внутренней мотивации является методически грамотное использование приемов активизации познавательной деятельности учеников на уроках с учетом специфики преподавания предм...

Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot

Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а та...

Задать вопрос