Становление личности в процессе ее социального развития связано с приобретением определенных черт, которые будут востребованы в дальнейшем. Выпускник вуза должен обладать определенным набором качеств, которые помогут ему успешно решать задачи на рабочем месте, находить инновационные решения и использовать творческие подходы. Самостоятельность мышления является одним из таких качеств, которое должен выработать человек, если он стремится к саморазвитию. Одна из задача педагогики — определить, каким образом могут быть сформированы данные качества в образовательном процессе.
В настоящей статье будут рассмотрены наработки зарубежных педагогов по изучению одного из ключевых качеств личности — самостоятельности мышления.
Начиная с ХХ века, в педагогике находят отражение идеи о том, что окружающий мир является «сверхсложным», неопределенным, непредсказуемым, а способность к самостоятельному мышлению предоставляет ресурсы для навигации по этому миру [1]. Развитие идей философии образования о самостоятельности мышления получило с этого времени в работах Д. Дьюи и П. Фрейре. В 1910 г. в своей книге «Как мы думаем» Д. Дьюи указывал на недостаточность критического мышления. Для Д. Дьюи мышление — это процесс исследования, изучения вещей. Он утверждает, что мысль может использоваться свободно для обозначения всего, что приходит нам в голову. П. Фрейре связывал свою философию образования с появлением сознания и необходимостью критического вмешательства в реальность [2].
В зарубежных исследованиях делается попытка отделить самостоятельность мышления от критического мышления и рефлексивного мышления. Так, самостоятельность мышления определяется как процесс создания чувства мира, основанного на своих собственных наблюдениях и опыте, а не в зависимости от мнения других. Критическое мышление рассматривается как особый способ обращения с информацией [3]. Рефлексивное мышление означает не просто записывать то, что вы делали или планируете делать. Это значит подумать, почему то, что вы сделали или планируете делать, имеет значение.
Анализ научных исследований показывает, что на практике трудно осуществить разграничение мыслительных умений, более того, при практическом применении в обучении самостоятельность мышления развивается в процессе развития критического и рефлексивного мышления.
Британский министр образования Д. Хиндс называет самостоятельность мышления фундаментальным навыком, который обязательно должен быть сформирован в процессе обучения, но который часто упускают из виду [4]. Самостоятельность мышления особенно востребована в цифровую эпоху, поскольку любая информация очень доступна, но зачастую она не дает достоверных ответов [5].
В современных педагогических исследованиях зарубежных ученых самостоятельность мышления изучается в контексте формирования лидерства как интегративной качественной характеристики личности, определяющей ее успешность и способность к самореализации в современном мире. Отмечается, что ограниченное развитие мыслительных навыков мышления приведет к появлению менее эффективных лидеров [6].
Рассуждая о том, какие факторы оказывают влияние на самостоятельность мышления, А. Мартин называет главным из них высокую самооценку, которая способствует развитию успеха, высокой производительности и индивидуальности мышления. Самостоятельность мышления способствует личному прогрессу и позитивному самовыражению [7]. Человек, обладающий самостоятельностью мышления привносит с собой настойчивость, веру, независимую самооценку, уверенность, решительность и творческое осознание.
В зарубежных педагогических исследованиях называют несколько способов развития самостоятельности мышления в образовательном процессе. Развитию самостоятельности мышления способствует модель обучения, в основе которой лежат принципы обучения, а не преподавания.
Использование вопросно-ответных технологий в обучении способствует формированию самостоятельности мышления. Необходимо задавать обучающимся вопросы высшего порядка, т. е. такие, на который учащийся не может найти прямого ответа в книге [8]. К вопросам высшего порядка относятся: Что это означает для вас? К чему это может привести? Как это может быть применено? Что это означает? Как это связано с …? Как этот вопрос может быть рассмотрен с другой точки зрения? Может ли противоположная точка зрения оказаться правдой? И, наконец, «Я не могу согласиться с вами, докажите мне».
Развитие самостоятельности мышления связано с развитием навыков работы с текстом. Учащиеся могут анализировать, синтезировать, оценивать и интерпретировать текст, который они читают. Они могут обрабатывать текст на глубоких уровнях, выносить суждения и выявлять оттенки смысла. Они могут делать критические интерпретации и демонстрировать высокий уровень понимания и сложности в своем мышлении. Они могут делать уместные и проницательные выводы и заключения, использовать свои знания в новых ситуациях [9].
Важным шагом в развитии самостоятельности мышления является устранение барьеров между реальным миром и учебной аудиторией, поэтому так важно приглашать на учебные занятия представителей работодателей [10].
В зарубежных исследованиях отмечается, что преподаватель может понять, что ему удалось развить независимость мышления, если учащиеся будут задавать вопросы и будут активно участвовать в мозговом штурме, групповом обсуждении, дискуссиях.
В целом, даются следующие рекомендации по организации учебных занятий, направленных формирование навыков мышления: необходимо соответствующее структурирование занятий, т. е. планирование таких компонентов, которые вызывают вопросы и любопытство, включение ресурсов, которые позволят провести быстрое исследование; стимулирование рефлексивного мышления с помощью опросников, которое побуждают обучающихся задуматься о том, что они сделали, что они узнали и что им еще нужно сделать.
Таким образом, в зарубежной педагогике изучение навыков самостоятельного мышления занимает важное место в философии образования. Развитие самостоятельности связано с развитием критичности мышления, свободой мышления, творческим подходом.
Результаты исследования могут найти применение при разработке методического обеспечения гуманитарных дисциплин.
Литература:
- Barnett R. University knowledge in an age of supercomplexity // Higher Education № 40,2000. pp. 409–422/
- Letseka M., Zireva D. Thinking: Lessons from John Dewey’s How We Think // Academic Journal of Interdisciplinary Studies № 2? 2012. pp. 51–60.
- Fostering Independent Thinking // URL: https://www.nde-ed.org/TeachingResources/ClassroomTips/independent_thinking.htm (дата обращения 14.02.2020).
- Re-examining independent thinking skills in schools // URL: https://www.studyinternational.com/news/re-examining-independent-thinking-skills-in-schools/ (дата обращения 12.02.2020)/
- An Independent Thinking Mind // URL: http://futureofcio.blogspot.com/2014/12/an-independent-thinking-mind.html(дата обращения 12.02.2020)
- Flores K. I., Matkin G. S.,. Burbach M. E., Quinn C. E., Harding H. Deficient Critical Thinking Skills among College Graduates: Implications for leadership // Educational Philosophy and Theory, № 44, 2012, pp. 212–230.
- Martin A. The Importance of Independent Thinking // URL: http://www.leadershipexpert.co.uk/importance-independent-thinking.html (дата обращения 14.02.2020)
- Higher-order Questions // URL: https://dataworks-ed.com/blog/2014/10/higher-order-questions/(дата обращения 10.02.2020).
- Stahl R. J. Using Think Time and Wait Time Skillfully in the Classroom // ERIC Digest, 2000. p. 2.
- Independent Thinking // URL: https://www.independent-thinking.com/letters (дата обращения 10.02.2020).