В статье автор пытается определить общие методические условия обучения географии материков и океанов.
Ключевые слова: методы, приемы, подходы.
Организация активной познавательной деятельности школьников — главное в учебном процессе.
Активизировать интерес к изучению географии в 7 классе помогает сочетание различных методов обучения, решение проблемных задач, выполнение практических работ. При выборе универсальных учебных действий необходимо учитывать содержание географических знаний и возрастные особенности обучающихся. В курсе географии материков и океанов формируется много понятий, которые имеют большое количество признаков, причем, многие из них абстрактны, их трудно показать и представить наглядно. При формировании таких понятий возрастает роль учителя.
Одним из распространенных методов обучения географии является рассказ учителя, который в зависимости от задач урока может выражаться в виде описания или объяснения. Объяснительный рассказ — основной метод формирования общих понятий. Описательный рассказ помогает раскрыть своеобразие природы материков и океанов, жизнь населения. Усвоить содержание рассказа помогает использование доски, где записываются основные понятия, а также причины тех или иных природных явлений.
Рассказ учителя на уроке, как правило, переходит в беседу. А на уроках географии анализ карты сопровождается беседой. Залогом хорошей беседы — является логическая связь вопросов. Это возможно достичь при составлении плана беседы, определив содержание вопросов и их последовательность. Особенно важна поисковая и эвристическая беседа, цель которой — направить поиск учащихся. Учителю необходимо в данной ситуации обратить внимание на правильную постановку вопросов, а не выступать в роле подсказчика. Когда в беседе участвует весь класс, то сами учащиеся постепенно подходят к нужным выводам. А это подводит обучающихся к установлению причинно-следственных связей, формирует их самостоятельность и способствует развитию универсальных учебных действий.
«Карта — альфа и омега географии» — утверждал Н. Н. Баранский. Обучение чтению карт — одна из важнейших задач курса географии. Работа с картами способствует формированию общих и единичных географических понятий и используется как в процессе изучения нового материала, так и во время его закрепления. Именно карта создает яркие зрительные представления о территории. Карта помогает формировать географические понятия, в основе которых лежат представления. Особая роль отводится работе с контурной картой, она способствует закреплению ранее изученного материала. Учащиеся запоминают географическую номенклатуру и должны постепенно запоминать информацию о них, а затем давать краткую географическую характеристику объекта. Если же названия связаны с именами путешественников и исследователей, то их тоже нужно объяснить.
Важнейшим источником знаний, наряду с географической картой, является текст учебника. Выборочное чтение, как прием может использоваться в то время, когда необходимо прочитать определение, найти в тексте причины описываемых явлений, объяснить непонятные слова и выражения. Также учебники содержат иллюстрации и фотографии, их содержание связано с текстом учебника, что очень удобно. Карта, текст и иллюстрации, используемые вместе — обеспечивают создание конкретного образа местности, помогают видеть условные знаки карты и их реальное содержание.
Видеофильмы также являются неотъемлемой частью уроков географии. Они дают наиболее полное представление о природе и населении, а также знакомят с жизнью и хозяйственной деятельностью человека. Очень наглядно и естественно демонстрируются животный и растительный мир природных зон материков. Но есть один недочет — мало видеофильмов, которые можно показать целиком на уроке, поэтому приходится демонстрировать отдельные фрагменты, соответствующие теме урока. Видео используется в зависимости от цели: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления или же во время повторения. Независимо от цели обязательно просмотр видеофрагмента сопровождается пояснением учителя, который сообщает, зачем демонстрируется видео и на что необходимо обратить внимание при его просмотре. Как вариант, возможно, предложить учащимся вопросы, но не более трех-четырех, на которые обучающиеся должны будут ответить после просмотра видео. При просмотре видеофрагмента учитель обязательно обращает внимание ребят на отдельные детали, делает необходимые пояснения.
Наглядные пособия выполняют особую роль в изучении географии: создают яркие зрительные образы; формируют единичные географические понятия, а также связи между ними; придают эмоциональность. Натуральные пособия в данное время уже реже используются на уроках географии, так как они вытеснены яркими видеофильмами, фотографиями. Но полностью отказываться от использования коллекций полезных ископаемых и горных пород, а также гербариев нельзя. При работе с коллекциями полезных ископаемых, учащиеся получают возможность прикоснуться к породе, более детально рассмотреть ее и изучить свойства. А учитель характеризует образец: рассказывает об условиях образования, глубине залегания, описывает внешний вид, а также показывает, каким знаком обозначается образец в легенде карты.
Гербарии также используются на уроках во время изучения растительного мира материков. Гербарий помогает познакомить учащихся с внешним видом растений, а также объяснить особенности, которые зависят от условий произрастания растения. Школьные гербарии содержат растения, которые произрастают в условиях умеренного климатического пояса, труднее показать растения экваториальных и тропических районов. Здесь на помощь приходят фотографии и видеофрагменты. Районы распространения растений отражаются на картах, которые также снабжены фотографиями.
Активизация познавательной деятельности способствует развитию мышления. Немецкий педагог А. Дистервег считал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить» [4]. Проблемное обучение развивает активную познавательную деятельность учащихся, развивая новые качества обучающихся. Основными способами организации проблемного обучения являются создание проблемной ситуации и постановка проблемных вопросов. Проблемные ситуации решаются лишь тогда, когда ученики хорошо знают причины, делают развернутое сравнение и умеют построить ответ в нужной последовательности. Изучение темы «Климат», на мой взгляд открывает большие возможности для создания и решения проблемных ситуаций. Поскольку этот материал самый сложный во всем курсе. Трудно добиться усвоения климатообразующих факторов, объяснения разнообразия их причин на каждом из материков. Проблемное обучение способствует более быстрому формированию умений, навыков.
Также важно развивать логическое мышление, развитие которого осуществляется посредством метода сравнения. Н. Н. Баранский называл метод сравнения «душой географии». Данный метод позволяет увидеть изменения географических объектов во времени. Сравнение способствует формированию мировоззрения, а также общих географических закономерностей. Задания, которые требуют сравнения, могут быть различными по объему и по трудности. Обычно сравниваются два географических объекта по одному признаку. Развернутые сравнения — более сложные и требуют сравнения географических объектов по нескольким признакам. Чтобы учащиеся правильно сравнивали, необходимо объяснить сущность сравнения, показывая это на конкретном примере. Для этого учащиеся открывают план сравнения, расположенный в приложении учебника и согласно ему выявляют цель сравнения и критерии, на основе которых происходит сравнение объектов и явлений; черты и причины сходства и различий объектов и явлений; формулируют вывод по теме сравнения. При работе с картами, чтобы сравнить две формы рельефа, нужно обратиться к плану описания формы рельефа, а затем на его основе произвести сравнение. Если же знания нельзя получить из карты, то можно получить сравнение с помощью текста учебника или при применении дополнительной литературы.
Таким образом, использование различных методов и подходов в обучении географии позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся и сформировать у них целостное мировоззрение.
Литература:
- География. Материки и океаны: в 2 ч. Материки планеты Земля: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций/Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. — 5-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2017.
- География. 7 кл.: атлас. — 9-е изд. Стереотип. — М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2016 г. — 56 с.
- Методические рекомендации к учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевского «География. Материки и окаеаны» для 7 класса общеобразовательных организаций/ Л. В. Пацукова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 344 с.
- https://ru.wikipedia