Статья посвящена вопросу использования в педагогической деятельности методов, способствующих генерации инновационных идей и позволяющих педагогу выйти за рамки традиционного и привычного хода мысли, с целью оптимизации поиска инновационных педагогических решений.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный процесс, образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическая проблема, создание инновации, идея.
В настоящее время происходит активное совершенствование управления образователями организациями через введение инноваций, что предполагает систематические действия по их разработке и внедрению. Понятие инновационный процесс можно рассматривать как управляемый процесс создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
Внедрение инноваций в образовательный процесс предполагает изменения в целях, в содержании, применяемых методах, используемых технологиях, модернизации средств обучения и осуществляет обновление системы образования и воспитания [4].
Можно выделить следующие этапы инновационного образовательного процесса:
Первый этап — инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения инноваций определенного типа. Происходит в процессе анализа педагогической деятельности и осознания необходимости внедрения новшеств в образовательный процесс с целью повышения его эффективности с учетом требований современной системы образования. На практике часто инициатива нововведения идет от педагогов-новаторов. Данный этап необходим, чтобы определиться в выборе цели и средств инновационной деятельности.
Второй этап — освоение и внедрение инновации в педагогический процесс. На данном этапе можно выделить два варианта направления инновационной деятельности:
- Создание инновации:
выявление и формулирование педагогической проблемы;
анализ педагогической проблемы;
анализ путей решения проблемы, определение целей и задач;
выбор пути решения посредством создания и введения инновации;
создание инновации;
апробация инновации;
рефлексия инновации. Оценка ее результативности.
- Использование опыта внедрения уже существующих новшеств:
выявление и формулирование педагогической проблемы;
анализ педагогической проблемы;
поиск и изучение существующих инноваций, способствующих решению педагогической проблемы;
выбор инновации, соответствующей требованиям для решения выявленной педагогической проблемы;
оценка выбранной инновации;
принятие решения освоения выбранной инновации, его обоснование, определение средств, методов ее реализации и критериев оценки;
апробация инновации.
рефлексия инновации. Оценка ее результативности.
Третий этап. При положительных результатах апробации новшества разрабатывается программа его реализации и методические рекомендации по использованию в педагогической деятельности.
Четвертый этап. Изучение, обобщение и распространение в образовательной среде опыта внедрения инновации. Совершенствование профессиональной деятельности всего педагогического коллектива путем представления наглядного показа полученного опыта в ходе открытых занятий, творческих отчетов, обсуждения результатов апробации новшества. Осуществление наставничества над педагогами, приступающими к освоению подобного нововведения. Передача полученного опыта за пределы образовательного учреждения [3].
Деятельность педагога в рамках инновационной образовательной деятельности имеет два основных направления: освоение нового и включение его в профессиональную деятельность, и самостоятельное генерирование нового, его апробацию и внедрение [1].
Инновационный процесс инициируется наличием идеи, а заканчивается небольшим набором продуктов, которые в дальнейшем могут быть внедрены в образовательный процесс.
Использование методик поиска новых идей способствует выбору педагогом правильного пути к инновации, но они не способны помочь педагогу пройти этот путь к созданию инновации. Для способности генерирования идей требуется самоорганизации самого педагога и его готовность к эффективной работе.
Существует множество методов генерирования инновационных идей, а использование коллективных знаний методами коллективной работы дает возможность нахождения сильных решений.
Например, для поиска инновационных педагогических идей могут быть применимыми следующие методы:
Ловушка для идей. Простой способ «не потерять» возникшую идею — это записать ее удобным способом, а позднее вернуться к ней для последующего анализа. Эффективный способ зафиксировать мысль и не загружать мозг в попытке ее запомнить.
Мозговой штурм. Возможность применения на всех этапах анализа выявленной проблемы, которую необходимо решить. Метод основан на стимулировании творческой активности коллектива, при котором участники обсуждения предлагают большое количество вариантов решения, тут же анализируют, выявляя недостатки и преимущества. Из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Возможны различные варианты организации.
Метод Дельфи. Позволяет выявить преобладающее суждение специалистов по какому-либо вопросу, но в целях исключения влияния авторитета коллег в процессе обмена мнениями между участниками, выявление экспертного мнения специалистов происходит в условиях анонимности с последующей обработкой полученных результатов статистическими методами.
Морфологический анализ. Позволяет упорядочить процесс рассмотрения различных вариантов решения задачи. Дает большое количество идей и вариантов решения проблемы, в том числе, которые ранее не рассматривались, расширяет область поиска. Легко осваивается и реализуется с помощью компьютерных средств.
Шесть шляп. Оценка необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.
Ментальные карты. Информация воспринимается и запоминается гораздо быстрее благодаря визуализации. При работе с картами активизируется творческая деятельность.
Метод фокальных объектов. Неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме, оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Повышение качества творческого мышления за счет выработки особых навыков анализа задачи [2].
Таким образом, процесс поиска инновационных педагогических решений может быть значительно упрощён путём использования методов, способствующих генерации инновационных идей и позволяющих педагогу выйти за рамки традиционного и привычного хода мысли. Выбор метода в свою очередь зависит от педагогической проблемы, которую необходимо решить.
Литература:
- Храпченкова И. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие / И. В. Храпченкова. — Новосибирск: Издательство НГПУ, 2011.
- Цыркун И. И. Педагогическая инноватика. — Минск: Ротапринт БГПУ им. М. Танка, 1996. — 140 с.
- В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. 176с.
- Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях: учебное пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. — 3-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2011. — 415 c.