В статье предлагается краткий обзор накопленного опыта по работе с студентами-инвалидами при преподавании в инклюзивных группах. Рассмотрены наиболее часто возникающие проблемы и предлагаются варианты их решений.
В ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна» на данный момент обучаются 23 человека с инвалидностью. Все они обучаются в инклюзивных группах, некоторые из них живут в общежитии. Среди наших обучающихся есть слабослышащие, которые учатся по специальности «Технология парикмахерского искусства» и по профессии «Оператор швейного оборудования»; есть слабовидящие, которые учатся по специальность «Операционная деятельность в логистике» и обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (специальность «Дизайн (по отраслям), «Операционная деятельность в логистике», «Художник по костюму»), и обучающиеся с общими заболеваниями.
Многие из них впервые оказались далеко от дома и в непривычной обстановке, поэтому им приходилось испытать трудности с адаптацией на первом курсе. Многие из них учились на домашнем обучении и надо было перестраиваться под ритм общего образовательного процесса. Все это не проходило гладко и требовало дополнительных усилий от них самих, от их родителей, от преподавателей, кураторов, психолога и воспитателей общежития.
Особые трудности возникают на уроках. Это и быстрый темп лекций и требования в срок сдать работы, и проблемы из-за слабой подготовки по школьной программе. Но преподаватель обязан все это учесть и принять все возможные меры, способы и методы, чтобы облегчить процесс обучения для людей с инвалидностью всех нозологий.
На помощь приходят всевозможные современные гаджеты, технологии и разработки. В нашем колледже закуплены электронные учебно-методические комплексы по профессиям и специальностям инклюзивных групп, для слабовидящих обучающихся предоставляются ноутбуки с выносными клавиатурами с шрифтом Брайля, электронные увеличители; для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата предлагаются ноутбуки с манипулятором-джойстиком, выносной клавиатурой с крупными кнопками, ножными мышками, головными мышками. Для обучающихся с нарушениями слуха в аудиториях используются FM-приемники и FM-передатчики, в одном из кабинетов установлена индукционная петля, усиливающая подачу звука, а в актовом зале для массовых мероприятий используется инфракрасный усилитель звука. Организован доступ в электронную библиотеку, предлагаются электронные книжки-планшеты. В большинстве учебных кабинетов установлены интерактивные доски.
Для преподавания в инклюзивных группах каждый преподаватель разрабатывает свои методики. В большинстве своем это электронные версии конспектов и заготовок для практических работ, видео уроки, компьютерные тесты для промежуточной аттестации. Такие методы хорошо работают для общеобразовательных предметов на всех профессиях и специальностях и профессиональных предметов специальности «Операционная деятельность в логистике».
В пилотном проекте разрабатывается сайт дистанционного обучения, на котором выкладываются материалы лекций, электронные учебники, практикумы и типовые задания. Там же выложены практические работы, контрольные работы. В аннотациях к практическим работам выкладываются основные понятия и формулы. Всех поступивших студентов мы регистрируем на этом сайте, проверяем их вход и отслеживаем регулярность посещений. С помощью сайта мы всегда можем контролировать учебную деятельность студента и сравнивать с результатами студента, в аудитории.
Не секрет, что обучающиеся с инвалидностью много пропускают занятий по состоянию здоровья, часто болеют. Это и была первоначальная причина, по которой мы занялись сайтом дистанционного обучения. Но в процессе его использования мы поняли, что его роль может быть гораздо больше.
В итоге, мы используем его для всех занятий и всех студентов, которые пропустили занятия, для тех, кто не выполнил задания из-за любых других причин. Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и слабовидящие испытывают трудности с прочтением или написанием. Электронные материалы решают эту проблему.
К промежуточной аттестации отпали вопросы: «Что мне надо сделать, чтобы аттестоваться? Дайте мне дополнительное задание или материал по практической». Теперь преподаватель дает только рекомендации обратиться на сайт, скачать нужную работу и прислать на проверку или принести лично. Удобно. Практично.
Скептически настроенные могут возразить, где гарантии что обучающийся сам работал, а не списал или за него кто- то сделал. Но и тут есть выход. В случае возникших сомнений, каждую работу преподаватель может потребовать «защитить», то есть объяснить, как и что делалось, привести аналогичные примеры, ну а теорию проверить еще проще.
Там же размещаются и материалы в формате *.pdf для слабовидящих обучающихся. Такие файлы они слушают. Они сами подсказали нам такое решение, объяснив, что им лучше воспринимать на звук, чем читать. В аудиториях они часто пишут лекции на диктофоны.
Данный подход довольно трудоемкий и требует значительных преподавательских усилий по переработке своих материалов. Многие профессиональные модули, особенно по специальность «Технология парикмахерского искусства» и профессии «Парикмахер», предполагают непосредственное участие мастера и не могут полностью быть реализованы дистанционно. Но затраченные усилия по наполнению сайта, окупаются с лихвой. Здесь хорошо работают видеоролики, записанные на практических работах, скринкасты.
Стоит отметить еще и использование сторонних сайтов, и интернет ресурсов. Это дистанционные олимпиады, онлайн-конкурсы. Большинство обучающихся с инвалидность намного лучше адаптированы в интернет-среде, чем в реальном социуме. Они постоянно общаются в социальных сетях, активно ведут переписку на различных форумах. Для них намного проще раскрыть свой потенциал в виртуальном пространстве, чем в реальном. Просто необходимо, использовать возможность поучаствовать в таких конкурсах. К большому сожалению, все больше встречаются платные конкурсы, или олимпиады. Большинство конкурсов бесплатных ориентированы на творческую деятельность, исторические события и преследуют больше воспитательные цели. Достаточно много олимпиад и конкурсов по общеобразовательным дисциплинам и научно-исследовательской деятельности. Очень мало узкопрофессиональных конкурсов и профессиональных олимпиад.
Поэтому мы используем свои наработки и проводим региональные или внутриколледжные конкурсы среди групп. Для этого удобно использовать нашу группу в локальной сети. Наиболее популярна у наших обучающихся сеть ВКонтакте и Instagram.
Подготовка к таким конкурсам хорошо стимулирует учебную деятельность, развивает в студентах самостоятельность, активизирует их творчество и исследовательски-поисковую деятельность. Способствует закреплению навыков, полученных в аудитории, и учит применять их на практике.
Литература:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Сфера, 2014. — 192 c.
- Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.
- Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы
- Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — № 10. — С. 374–377.