Функционирование экономических взаимоотношений не может осуществляться без транспортной деятельности. Именно благодаря ей происходит формирование и поддержание экономических связей, как на уровне мировой экономики, так и внутри конкретной страны. В статье представлен обзор отрасли грузоперевозок России, а такжерассмотреныперспективы их дальнейшего развития.
Ключевые слова: транспорт, экономика, грузоперевозки, железная дорога, железнодорожный транспорт, ОАО «РЖД».
В 2020–2025 годах ожидается рост объема погрузки на железнодорожной сети ОАО «РЖД» [1]. Это связано с увеличением объёмов каменного угля на экспорт. В том числе на экспорт в восточном направлении на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Такому увеличению будут способствовать следующие факторы:
- Реализация первого и второго этапов программы развития Восточного полигона.
- Развитие перевалочных портовых мощностей.
- Реализация инвестиционных проектов компаний угольной отрасли, направленных на увеличение добычи и обогащение угля.
С прогнозом грузооборота на сети ОАО «РЖД», а также структурой погрузки грузов по всем видам сообщения можно ознакомиться в таблицах 1 и 2.
В то же время потенциал роста объемов экспорта каменного угля в западном направлении не планируется, что связано со снижением уровня потребления угля в европейских странах и активным развитием возобновляемых источников энергии.
Таблица 1
Прогноз перевозки грузов игрузооборота железнодорожного транспорта на сети ОАО «РЖД» (базовый сценарий)
Год |
Перевозка грузов, млн т |
Грузооборот, млрд т-км |
2020 |
1339 |
2728 |
2021 |
1369 |
2802 |
2022 |
1400 |
2877 |
2023 |
1434 |
2954 |
2024 |
1479 |
3051 |
2025 |
1526 |
3166 |
Таблица 2
Структура погрузки грузов по всем видам сообщения, млн т (базовый сценарий)
Год |
2018 |
2025 |
Удобрения |
4,6 % |
5,0 % |
Стройматериалы |
14,9 % |
15,4 % |
Лесные грузы |
3,5 % |
3,8 % |
Черные металлы |
6,1 % |
5,8 % |
Руды металлические |
10,6 % |
10,5 % |
Нефтяные грузы |
18,3 % |
16,0 % |
Уголь и кокс |
29,9 % |
31,6 % |
Прочие грузы |
12,1 % |
11,9 % |
Общее количество, млн т |
1290 |
1526 |
Увеличение контейнерного грузопотока представляет собой одну из приоритетных задач, зафиксированных в долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» [1]. Прогноз объема транзитных перевозок контейнеров планирует увеличение текущего объёма в 3,7 раза. Ключевой фактор для значительного роста объемов погрузки заключается в развитие железнодорожной инфраструктуры.
К 2024 году благодаря проведению мероприятий по увеличению провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей грузооборот увеличится до 180 млн т. Транспортировка грузов будет осуществляться по направлению к пограничным переходам и портам Дальнего Востока. Это поспособствует увеличению экспортных поставок угля в восточном направлении.
Такое планируемое развитие инфраструктуры железной дороги привлечёт грузопотоки, сформированные в новых районах угледобычи, а именно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Вследствие прироста добычи на основных месторождениях Восточного полигона, в перспективе к 2025 году грузовая база может составить до 144,5 млн т дополнительно к уровню 2012 года.
Проект «Транссиб за 7 суток» [2] будет способствовать развитию инфраструктуры Восточного полигона, в особенности это коснётся расширения сети скоростных железнодорожных перевозок. Основная цель данного проекта заключается в сокращении времени перевозок контейнеров с Дальнего Востока до западной границы России до 7 дней к 2024 году.
Инвестиционная программа ОАО «РЖД» до 2025 года включает в себя дополнительно три проекта, цель которых заключается в росте объема погрузки грузов:
- Проект по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. К 2020 году проект позволит обеспечить перевозку грузов железнодорожным транспортом к портам Азово-Черноморского бассейна в объеме 125,1 млн т, а также оптимизирует работу Краснодарского железнодорожного узла.
- Проект по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна. Целью проекта к 2025 году является освоение объема перевозок грузов в объеме до 165,7 млн т на ближних и дальних подходах к портам Северо-Западного бассейна.
- Проект по комплексному развитию участка Междуреченск — Тайшет Красноярской железной дороги. Проект обеспечит к 2020 году перевозку грузов со строящейся железнодорожной линии Кызыл — Курагино в объеме до 15 млн т.
Также следует отметить, что на сегодняшний день были подписаны три важных концессионных соглашений:
- Соглашение о строительстве Северного широтного хода. Данное соглашение создаёт провозные способности для вывоза 23,9 млн т грузов с месторождений в северных районах Западной Сибири и сокращает протяженность транспортных маршрутов до портов Северо-Западного бассейна.
- Соглашение о строительстве железнодорожной ветки Кызыл — Курагино. Данное соглашение обеспечит вывоз угля с Элегестского угольного месторождения до 15 млн т.
- Соглашение о строительстве на Таманском полуострове железнодорожной инфраструктуры. Данное соглашение даст возможность перевозки грузов в направлении перегрузочных терминалов ГК «ОТЭКО».
Предполагается внедрить долгосрочные контракты между грузоотправителями и перевозчиками с закреплением тарифов и объемов перевозок, что обеспечит дополнительные мощности для инфраструктуры ОАО «РЖД». К этим контрактам также относятся тарифы ship-or-pay и инвестиционных тарифы.
До 2025 года в долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» закреплен принцип формирования тарифа на перевозки по формуле «инфляция минус 1».
Среди новых направлений инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» следует отметить проект строительства в морском порту Мурманск угольного терминала «Лавна» и проект нового специализированного порта на Дальневосточном побережье в бухте Суходол морского порта Владивосток. К 2022 году осуществление этих проектов позволит создать новые мощности по перевалке угля с объемом 18 млн т и 12 млн т в год соответственно.
Литература:
- Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года, утвержденная распоряжениемПравительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. N 466-р.
- Восточный полигон — Транссиб и БАМ // ОАО «РЖД». URL: http://cargo.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5128&layer_id=3290&id=2084.