Перспективы дальнейшего развития отрасли грузоперевозок в России железнодорожным транспортом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 23.02.2020

Статья просмотрена: 1516 раз

Библиографическое описание:

Пенькова, А. О. Перспективы дальнейшего развития отрасли грузоперевозок в России железнодорожным транспортом / А. О. Пенькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67632/ (дата обращения: 15.11.2024).



Функционирование экономических взаимоотношений не может осуществляться без транспортной деятельности. Именно благодаря ей происходит формирование и поддержание экономических связей, как на уровне мировой экономики, так и внутри конкретной страны. В статье представлен обзор отрасли грузоперевозок России, а такжерассмотреныперспективы их дальнейшего развития.

Ключевые слова: транспорт, экономика, грузоперевозки, железная дорога, железнодорожный транспорт, ОАО «РЖД».

В 2020–2025 годах ожидается рост объема погрузки на железнодорожной сети ОАО «РЖД» [1]. Это связано с увеличением объёмов каменного угля на экспорт. В том числе на экспорт в восточном направлении на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Такому увеличению будут способствовать следующие факторы:

  1. Реализация первого и второго этапов программы развития Восточного полигона.
  2. Развитие перевалочных портовых мощностей.
  3. Реализация инвестиционных проектов компаний угольной отрасли, направленных на увеличение добычи и обогащение угля.

С прогнозом грузооборота на сети ОАО «РЖД», а также структурой погрузки грузов по всем видам сообщения можно ознакомиться в таблицах 1 и 2.

В то же время потенциал роста объемов экспорта каменного угля в западном направлении не планируется, что связано со снижением уровня потребления угля в европейских странах и активным развитием возобновляемых источников энергии.

Таблица 1

Прогноз перевозки грузов игрузооборота железнодорожного транспорта на сети ОАО «РЖД» (базовый сценарий)

Год

Перевозка грузов, млн т

Грузооборот, млрд т-км

2020

1339

2728

2021

1369

2802

2022

1400

2877

2023

1434

2954

2024

1479

3051

2025

1526

3166

Таблица 2

Структура погрузки грузов по всем видам сообщения, млн т (базовый сценарий)

Год

2018

2025

Удобрения

4,6 %

5,0 %

Стройматериалы

14,9 %

15,4 %

Лесные грузы

3,5 %

3,8 %

Черные металлы

6,1 %

5,8 %

Руды металлические

10,6 %

10,5 %

Нефтяные грузы

18,3 %

16,0 %

Уголь и кокс

29,9 %

31,6 %

Прочие грузы

12,1 %

11,9 %

Общее количество, млн т

1290

1526

Увеличение контейнерного грузопотока представляет собой одну из приоритетных задач, зафиксированных в долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» [1]. Прогноз объема транзитных перевозок контейнеров планирует увеличение текущего объёма в 3,7 раза. Ключевой фактор для значительного роста объемов погрузки заключается в развитие железнодорожной инфраструктуры.

К 2024 году благодаря проведению мероприятий по увеличению провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей грузооборот увеличится до 180 млн т. Транспортировка грузов будет осуществляться по направлению к пограничным переходам и портам Дальнего Востока. Это поспособствует увеличению экспортных поставок угля в восточном направлении.

Такое планируемое развитие инфраструктуры железной дороги привлечёт грузопотоки, сформированные в новых районах угледобычи, а именно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Вследствие прироста добычи на основных месторождениях Восточного полигона, в перспективе к 2025 году грузовая база может составить до 144,5 млн т дополнительно к уровню 2012 года.

Проект «Транссиб за 7 суток» [2] будет способствовать развитию инфраструктуры Восточного полигона, в особенности это коснётся расширения сети скоростных железнодорожных перевозок. Основная цель данного проекта заключается в сокращении времени перевозок контейнеров с Дальнего Востока до западной границы России до 7 дней к 2024 году.

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» до 2025 года включает в себя дополнительно три проекта, цель которых заключается в росте объема погрузки грузов:

  1. Проект по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. К 2020 году проект позволит обеспечить перевозку грузов железнодорожным транспортом к портам Азово-Черноморского бассейна в объеме 125,1 млн т, а также оптимизирует работу Краснодарского железнодорожного узла.
  2. Проект по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна. Целью проекта к 2025 году является освоение объема перевозок грузов в объеме до 165,7 млн т на ближних и дальних подходах к портам Северо-Западного бассейна.
  3. Проект по комплексному развитию участка Междуреченск — Тайшет Красноярской железной дороги. Проект обеспечит к 2020 году перевозку грузов со строящейся железнодорожной линии Кызыл — Курагино в объеме до 15 млн т.

Также следует отметить, что на сегодняшний день были подписаны три важных концессионных соглашений:

  1. Соглашение о строительстве Северного широтного хода. Данное соглашение создаёт провозные способности для вывоза 23,9 млн т грузов с месторождений в северных районах Западной Сибири и сокращает протяженность транспортных маршрутов до портов Северо-Западного бассейна.
  2. Соглашение о строительстве железнодорожной ветки Кызыл — Курагино. Данное соглашение обеспечит вывоз угля с Элегестского угольного месторождения до 15 млн т.
  3. Соглашение о строительстве на Таманском полуострове железнодорожной инфраструктуры. Данное соглашение даст возможность перевозки грузов в направлении перегрузочных терминалов ГК «ОТЭКО».

Предполагается внедрить долгосрочные контракты между грузоотправителями и перевозчиками с закреплением тарифов и объемов перевозок, что обеспечит дополнительные мощности для инфраструктуры ОАО «РЖД». К этим контрактам также относятся тарифы ship-or-pay и инвестиционных тарифы.

До 2025 года в долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» закреплен принцип формирования тарифа на перевозки по формуле «инфляция минус 1».

Среди новых направлений инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» следует отметить проект строительства в морском порту Мурманск угольного терминала «Лавна» и проект нового специализированного порта на Дальневосточном побережье в бухте Суходол морского порта Владивосток. К 2022 году осуществление этих проектов позволит создать новые мощности по перевалке угля с объемом 18 млн т и 12 млн т в год соответственно.

Литература:

  1. Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года, утвержденная распоряжениемПравительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. N 466-р.
  2. Восточный полигон — Транссиб и БАМ // ОАО «РЖД». URL: http://cargo.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5128&layer_id=3290&id=2084.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожная инфраструктура, Восточный полигон, Дальний Восток, железнодорожный транспорт, перевозка грузов, проект, базовый сценарий, восточное направление, каменный уголь, морской порт.


Похожие статьи

Теоретические и правовые основы перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС автомобильным транспортом

В современной экономике, в особенности в сфере осуществления перемещения товаров от поставщика к потребителю в ходе реализации внешнеэкономических сделок, крайне важна роль автомобильного транспорта, которым перемещается основная часть грузов как в Р...

Главные тенденции на российском рынке грузовых перевозок в 2019 году

В экономике России важную роль играет транспортная отрасль. Развитие транспортной инфраструктуры представляет собой фундамент для увеличения объемов торговли. В статье представлен обзор отрасли российских грузоперевозок, а также проанализированы факт...

Значение малого бизнеса в России

Развитие малого бизнеса рассматривается как одна из основных задач экономики страны. Несмотря на активную позицию государства по реализации существующих мер, по оказанию помощи молодым предпринимателям, малый бизнес не успешно развит в нашей стране. ...

Сравнение правового регулирования отношений по перевозке грузов железнодорожным транспортом в Европейском Союзе и Российской Федерации

В данной статье производится анализ соответствия норм законодательства Российской Федерации и Европейского Союза, которые, в свою очередь, определяют отличительные черты организации функционирования железнодорожной отрасли. Кроме того, в статье отобр...

Перспективы развития различных видов транспорта в логистических системах Российской Федерации

В статье рассматриваются четыре вида транспорта, используемых в логистических системах, представлены их основные преимущества и недостатки, перспективы развития, а также рассмотрено влияние государства на развитие российских логистических систем.

Анализ машиностроительного комплекса России

Рассмотрены вопросы развития машиностроения как одной из экономических отраслей. Обращено внимание на перспективу развития машиностроения в среднесрочном периоде, для чего необходимо воссоздать отраслевую инфраструктуру. В статье рассматриваются осн...

Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации

Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики. Существование в Российской Федерации существенных диспропорций в туристской сфере выявило необходимость исследования состояния туризма на современн...

Развитие логистической системы в странах Первого мира, проблемы и возможные пути решения

Логистика имеет большое влияние на международную торговлю и является ее неотъемлемой частью. В статье описана работа и развитие логистической системы стран Первого мира, проблемы ее дальнейшего развития и рассмотрены возможные пути их решения.

Автоматизация сельского хозяйства: технические и экономические аспекты совершенствования эффективности отрасли

Сельское хозяйство занимает лидирующее место в жизни любого общества, так как именно в данной отрасли производится основная масса продуктов питания, наличие которых считается самым главным условием жизнедеятельности человека. В данной статье рассматр...

История развития физической культуры в России

В статье описывается история развития физической культуры в России с древнейших времен до современной демократической государственности. Описываются различные виды спорта и физических упражнений, которые были популярны в России на разных этапах ее ис...

Похожие статьи

Теоретические и правовые основы перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС автомобильным транспортом

В современной экономике, в особенности в сфере осуществления перемещения товаров от поставщика к потребителю в ходе реализации внешнеэкономических сделок, крайне важна роль автомобильного транспорта, которым перемещается основная часть грузов как в Р...

Главные тенденции на российском рынке грузовых перевозок в 2019 году

В экономике России важную роль играет транспортная отрасль. Развитие транспортной инфраструктуры представляет собой фундамент для увеличения объемов торговли. В статье представлен обзор отрасли российских грузоперевозок, а также проанализированы факт...

Значение малого бизнеса в России

Развитие малого бизнеса рассматривается как одна из основных задач экономики страны. Несмотря на активную позицию государства по реализации существующих мер, по оказанию помощи молодым предпринимателям, малый бизнес не успешно развит в нашей стране. ...

Сравнение правового регулирования отношений по перевозке грузов железнодорожным транспортом в Европейском Союзе и Российской Федерации

В данной статье производится анализ соответствия норм законодательства Российской Федерации и Европейского Союза, которые, в свою очередь, определяют отличительные черты организации функционирования железнодорожной отрасли. Кроме того, в статье отобр...

Перспективы развития различных видов транспорта в логистических системах Российской Федерации

В статье рассматриваются четыре вида транспорта, используемых в логистических системах, представлены их основные преимущества и недостатки, перспективы развития, а также рассмотрено влияние государства на развитие российских логистических систем.

Анализ машиностроительного комплекса России

Рассмотрены вопросы развития машиностроения как одной из экономических отраслей. Обращено внимание на перспективу развития машиностроения в среднесрочном периоде, для чего необходимо воссоздать отраслевую инфраструктуру. В статье рассматриваются осн...

Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации

Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики. Существование в Российской Федерации существенных диспропорций в туристской сфере выявило необходимость исследования состояния туризма на современн...

Развитие логистической системы в странах Первого мира, проблемы и возможные пути решения

Логистика имеет большое влияние на международную торговлю и является ее неотъемлемой частью. В статье описана работа и развитие логистической системы стран Первого мира, проблемы ее дальнейшего развития и рассмотрены возможные пути их решения.

Автоматизация сельского хозяйства: технические и экономические аспекты совершенствования эффективности отрасли

Сельское хозяйство занимает лидирующее место в жизни любого общества, так как именно в данной отрасли производится основная масса продуктов питания, наличие которых считается самым главным условием жизнедеятельности человека. В данной статье рассматр...

История развития физической культуры в России

В статье описывается история развития физической культуры в России с древнейших времен до современной демократической государственности. Описываются различные виды спорта и физических упражнений, которые были популярны в России на разных этапах ее ис...

Задать вопрос