В данной статье рассматриваются сущность и признаки правового и социального государства. Подчеркивается, что соблюдение прав и свобод человека является одним из важнейших признаков правового государства и гражданского общества, критерием степени развития государства и общества. Отмечается, что в настоящее время Узбекистан идет по пути четкого определения прав и свобод человека и создания необходимых условий для их соблюдения.
Ключевые слова: правовое государство, социальное государство, разделение властей, приоритет прав и свобод человека, юридическая взаимоответственность государства и личности, многоукладная рыночная экономика, реальные гарантии прав и свобод человека, равенство различных социальных слоев, свободное самоопределение человека и его мировоззрения, политические права, плюрализм мнений.
Идея построения государства, в котором вся общественная жизнь была бы основана на праве, на господстве закона, издревле занимала лучшие умы человечества. Однако впервые её четко сформулировали древнегреческие философы Платон и Аристотель. Вот, что писал по этому поводу Платон:«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства». [1.c.188–189].
Аристотель, отмечая исключительное значение закона в укреплении государственной власти, писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет и государственного устройства. Закон должен властвовать над всем». [2.c.497].
Говоря об этой проблеме, политологи А. С. Тургаев и А. Е. Хренов писали: «Термин «правовое государство» (нем. rechtstaat) появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р. Г. Гнайста Идея правового государства с самого начала опиралась на дуализм двух начал — Государства и Права. Одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как самостоятельной сущности и высшей ценности, обладающей автономным собственным содержанием». [3.c.165].
По мнению С. В. Решетникова: «Теория правового государства разработана Д.Локком, Ш.Монтескье, Т.Джефферсоном, И.Кантом и другими представителями либерализма. Важными вехами на пути к правовому государству стали Конституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789г., впервые закрепившие некоторые положения правовой государственности». [4.c.128].
Как отмечают М. Н. Нишанов и К. В. Джавакова: «Правовое государство имеет ряд основополагающих принципов:
− всеобщность правления законов;
− разделение властей;
− приоритет прав и свобод человека;
− юридическая взаимоответственность государства и личности [5.c.103].
По их мнению, для формирования правового государства необходим ряд предварительных условий:
− экономические — равноправие всех форм собственности, многоукладная рыночная экономика;
− политические — реальные гарантии прав и свобод человека, обеспечивающие всем гражданам равное участие в управлении государством и обществом;
− социальные — равенство различных социальных слоев, групп и общностей, справедливость, солидарность, взаимопонимание, партнёрство и др.;
− духовные — свободное самоопределение человека и его мировоззрения, плюрализм мнений и идей и др.
Как отмечают исследователи А. С. Тургаев и А. Е. Хренов: «Понятие «социальное государство» было введено в научный оборот немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX в.» [6, c.171].
Эта идея получила поддержку и развитие в европейской политико-правовой науке.
В России этой проблематике уделял самое пристальное внимание ученый-правовед П. И. Новгородцев (1866–1924).
Соблюдение прав и свобод человека является одним из важнейших признаков правового государства и гражданского общества и критерием степени развития государства и общества.
Сегодня Узбекистан идет по пути четкого определения прав и свобод человека и создания необходимых условий для их соблюдения.
В Основном Законе Узбекистана зафиксированы все права и свободы граждан демократического государства. В соответствии со статьей 13: «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свободы, честь, достоинство и другие неотъемлемые права». [7.c.7].
В соответствии со статьей 18 Конституции РУз: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения». [7, c.9]
В статье 32 Конституции Республики Узбекистан записано, что «Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов». [7, c.13].
Так, в принятом 12 декабря 2002 г. Законе Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» записано: «Основными задачами Закона являются обеспечение соблюдения принципов и гарантий свободы информации, реализации права каждого свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать, распространять, использовать и хранить информацию, а также обеспечение защиты информации и информационной безопасности личности, общества и государства». [8, c.29].
В Республике Узбекистан в систему органов, призванных охранять права человека, входят Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсман) и Национальный центр по правам человека.
Как отмечает исследователь К.Усманов: «Должность Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) была учреждена 23 февраля 1995 года на первой сессии первого созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан». [9, c.105].
Уполномоченный по правам человека контролирует соблюдение законодательства в области прав человека; рассматривает жалобы и принимает эффективные меры по восстановлению нарушенных прав граждан; работает в сотрудничестве в области мониторинга прав человека с гражданами, негосударственными организациями, средствами массовой информации и с международными организациями по вопросам соблюдения прав человека.
В области защиты прав и свобод человека большую роль играет и Национальный центр по правам человека, созданный в ноябре 1996 года. Центр подготавливает научные доклады по соблюдению и защите прав человека, консультирует представителей органов государственной власти и управления, общественные объединения по вопросам прав человека, представляет предложения по этим вопросам, проводит социологические исследования.
Литература:
- Платон. Соч. Т.З. 4.2. —М.: 1956.
- Аристотель. Политика. Т.4. —М.: 1983.
- Политология:Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
- Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. С. В. Решетникова.- Минск, 2011.
- Нишанов М. Н., Джавакова К. В. Политология: Учебник для вузов.- Ташкент, 2005.
- Политология:Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
- Конституция Республики Узбекистан. Т., 2017.
- Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 3–4, ст. 27.
- Усманов К. История Узбекистана. Т., 2006.