Законодательная деятельность Олий Мажлиса Республики Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 24.02.2020

Статья просмотрена: 521 раз

Библиографическое описание:

Юсупалиева, Д. К. Законодательная деятельность Олий Мажлиса Республики Узбекистан / Д. К. Юсупалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 194-195. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67640/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается законодательная деятельность Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Отмечаются такие законодательные стадии парламента, как законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие законопроекта, промульгация — утверждение и опубликование закона. Подчеркивается, что закон приобретает юридическую силу, когда он принимается Законодательной палатой, одобряется Сенатом, подписывается Президентом Республики Узбекистан и публикуется в официальных изданиях в установленном законом порядке.

Ключевые слова: Олий Мажлис, Конституция Республики Узбекистан, представительный и законодательный орган государственной власти, Законодательная палата (нижняя палата), Сенат (верхняя палата), полномочия Олий Мажлиса, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие законопроекта, промульгация.

В различных источниках предлагается достаточно много вариантов социальной технологии или алгоритма законодательного процесса.

По мнению профессора С. В. Решетникова можно выделить следующие основные стадии:

− законодательная инициатива,

− обсуждение законопроекта,

− принятие законопроекта,

− промульгация — утверждение и опубликование закона. [1.c.165].

Впервые годы независимого развития Узбекистана однопалатный парламент республики принял 446 законов, 10 кодексов, 3 национальные программы и более тысячи постановлений. [2.c.70]. В первую очередь были разработаны и приняты самые необходимые законы, которых требовала сама жизнь. В результате быстро заполнился правовой вакуум, образовавшийся в первые дни независимости. Парламент Узбекистана функционировал в качестве надежного средства сохранения политического равновесия, мира и стабильности в стране.

Принятые в те годы законодательные акты были призваны ограничить господство административно-бюрократической системы в республике, возродить лучшие традиции национальной государственности, духовно-культурные ценности узбекского народа, соответствовать международно-правовым нормам и общепризнанным демократическим и гуманистическим ценностям.

27 января 2002 года Олий Мажлис Республики Узбекистан принял постановление о проведении референдума по вопросу формирования двухпалатного парламента. Избиратели поддержали идею создания двухпалатного парламента.

Название высшего представительного органа власти Республики Узбекистан осталось прежним — Олий Мажлис. В его составе были образованы две палаты: верхняя — Сенат, нижняя — Законодательная палата.

Известно, что в большинстве демократических стран парламент двухпалатный. В последние десятилетия XX века двухпалатная система превратилась в основную тенденцию развития парламентаризма.

В статье 83 Конституции Республики Узбекистан записано: «Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в лице ее высшего представительного органа государственной власти, депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинету Министров Республики Узбекистан, Конституционному суду, Верховному суду, Генеральному прокурору Республики Узбекистан и реализуется посредством внесения законопроекта субъектами права законодательной инициативы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан». [3.c.36,37].

Для проведения работы по подготовке законопроектов и их предварительного рассмотрения Олий Мажлис избирает комитеты и комиссии из числа депутатов.

Для подготовки и проведения очередной сессии парламента создается специальная рабочая группа в составе руководителей комитетов и комиссий. Олий Мажлис в необходимых случаях создает постоянные и временные депутатские, ревизионные и другие комиссии, в состав которых привлекаются ученые и специалисты.

В процессе рассмотрения и подготовки законопроектов активно участвуют партийные фракции, депутатские блоки, весь состав соответствующих комитетов и комиссий Олий Мажлиса. Ход подготовки к сессиям постоянно освещается через средства массовой информации. Для более тщательной разработки законопроектов с теоретической и практической сторон соответствующие министерства и ведомства, объединения и трудовые коллективы выносят заключения о них, они проводятся также через экспертизу международных организаций. При председателе Олий Мажлиса и его заместителях с участием руководителей соответствующих комитетов, отделов и партийных фракций, членов рабочих групп и экспертов проводится основательное и всестороннее обсуждение предложений, мнений, экспертных заключений по всем законопроектам, которые вносятся на обсуждение сессии.

В статье 84Основного Закона Республики Узбекистан отмечается: «Закон приобретает юридическую силу, когда он принимается Законодательной палатой, одобряется Сенатом, подписывается Президентом Республики Узбекистан и публикуется в официальных изданиях в установленном законом порядке.

Закон, принятый Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан, не позднее десяти дней со дня принятия направляется в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Закон, одобренный Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, в течение десяти дней направляется Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования. Президент Республики Узбекистан в течение тридцати дней подписывает закон и обнародует его». [3, c.37].

В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Узбекистан: «По истечении срока своих полномочий Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан продолжают свою деятельность вплоть до начала работы соответственно Законодательной палаты и Сената нового созыва». [3, c.34].

Серию принятых законов Олий Мажлисом Республики Узбекистан можно разделить по их содержанию на пять направлений:

− законы об укреплении государственной независимости;

− законы о правах и свободах человека и гражданина, политических партиях, общественных объединениях и средствах массовой информации;

− законы, касающиеся развития социально направленной рыночной экономики;

− законы, касающиеся вопросов реализации духовных и творческих возможностей людей, проблем культуры, образования и здравоохранения, социальной защиты населения;

− законы, касающиеся международных отношений, внешней политики и внешнеэкономической деятельности Узбекистана, взаимовыгодного сотрудничества с иностранными инвесторами.

Непосредственное участие Президента республики в работе сессий, его постоянное внимание дальнейшему улучшению процесса разработки законов служат важным фактором совершенствования деятельности парламента Узбекистана, повышения эффективности принимаемых законов.

Таким образом, сегодня вырос авторитет парламента среди институтов национальной государственности, гармонизируются отношения между законодательной и исполнительной властью; появляется возможность для улучшения качества, принимаемых парламентом законов, полного проявления воли народа; больше проявляется плюрализм мнений в работе парламента; ускоряется либерализация общества; создается больше возможностей для профессионализации депутатов, формирования слоя политиков; полнее принимаются во внимание региональные интересы страны (областей, города Ташкента, Республики Каракалпакстан.)

Литература:

1. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. С. В. Решетникова.- Минск, 2011.

2. Усманов К. История Узбекистана. Т., 2006.

3. Конституция Республики Узбекистан. Т., 2019.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, Законодательная палата, президент Республики, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие законопроекта, Республика, Сенат Олий, двухпалатный парламент, массовая информация.


Ключевые слова

Конституция республики Узбекистан, Олий Мажлис, законодательная инициатива, представительный и законодательный орган государственной власти, Законодательная палата (нижняя палата), Сенат (верхняя палата), полномочия Олий Мажлиса, обсуждение законопроекта, принятие законопроекта, промульгация

Похожие статьи

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

В данной статье рассмотрены вопросы организации и осуществления парламентского контроля законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральное Собрание в системе сдержек и противовесов

В статье рассматривается статус Федерального Собрания в системе органов государственной власти и взаимодействие высшего законодательного органа с другими органами государственной власти на примере полномочий утверждения Государственной Думы Федеральн...

Анализ и совершенствование законодательно-правовых процедур в деятельности палат Федерального Собрания

В статье проводится анализ законодательно-правовых процедур, происходящих в палатах Федерального Собрания, который дает понять, что законодательная деятельность является основной формой деятельности и главным предназначением парламента. Поэтому совер...

Конституционная реформа о месте правительства РФ в системе исполнительных органов государственной власти

Конституционная реформа оказала значительное влияние на становление отечественной государственности. В настоящей статье раскрываются основные моменты проведенной в 2020 году конституционной реформы в части, касающейся деятельности Правительства РФ. В...

Анализ работы Федерального Собрания за 2021–2022 годы

С момента принятия Основного закона — Конституции Российской Федерации актуальным является изучение вопросов, связанных с осуществлением деятельности парламента страны, называемого Федеральным Собранием РФ. В последние годы, в связи с обстоятельствам...

Право Президента участвовать в формировании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

В статье рассматривается право Президента назначать членов Совета Федерации. Затрагиваются вопросы о целесообразности наделения Президента этим правом. Изучаются пробелы в законодательстве, регулирующем порядок формирования Совета Федерации.

Особенности конституционных реформ в Республике Беларусь в 2022–2023 годах

В статье раскрываются особенности конституционной реформы Республики Беларусь 2022–2023 года: учреждение Всебелорусского народного собрания и наделение его исключительных конституционных полномочий; ослабление роли Национального Собрания Республики Б...

Проблемные аспекты самостоятельности судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением самостоятельности судебной власти в РФ. В целях объективной реализации самостоятельности предлагается внести изменения для кандидатов в судьи и порядок отбора в судьи и на...

Сущность права законодательной инициативы депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (на примере Законодательного Собрания Краснодарского края)

В данной статье рассматривается право законодательной инициативы, реализация этого права депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края. Приводятся особенности законодательной инициативы депутатов.

Правовой статус Правительства Российской Федерации

В статье автор определяет правовой статус Правительства Российской Федерации после конституционной реформы 2020 года, его взаимодействие с Президентом Российской Федерации и другими федеральными исполнительными органами государственной власти.

Похожие статьи

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

В данной статье рассмотрены вопросы организации и осуществления парламентского контроля законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральное Собрание в системе сдержек и противовесов

В статье рассматривается статус Федерального Собрания в системе органов государственной власти и взаимодействие высшего законодательного органа с другими органами государственной власти на примере полномочий утверждения Государственной Думы Федеральн...

Анализ и совершенствование законодательно-правовых процедур в деятельности палат Федерального Собрания

В статье проводится анализ законодательно-правовых процедур, происходящих в палатах Федерального Собрания, который дает понять, что законодательная деятельность является основной формой деятельности и главным предназначением парламента. Поэтому совер...

Конституционная реформа о месте правительства РФ в системе исполнительных органов государственной власти

Конституционная реформа оказала значительное влияние на становление отечественной государственности. В настоящей статье раскрываются основные моменты проведенной в 2020 году конституционной реформы в части, касающейся деятельности Правительства РФ. В...

Анализ работы Федерального Собрания за 2021–2022 годы

С момента принятия Основного закона — Конституции Российской Федерации актуальным является изучение вопросов, связанных с осуществлением деятельности парламента страны, называемого Федеральным Собранием РФ. В последние годы, в связи с обстоятельствам...

Право Президента участвовать в формировании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

В статье рассматривается право Президента назначать членов Совета Федерации. Затрагиваются вопросы о целесообразности наделения Президента этим правом. Изучаются пробелы в законодательстве, регулирующем порядок формирования Совета Федерации.

Особенности конституционных реформ в Республике Беларусь в 2022–2023 годах

В статье раскрываются особенности конституционной реформы Республики Беларусь 2022–2023 года: учреждение Всебелорусского народного собрания и наделение его исключительных конституционных полномочий; ослабление роли Национального Собрания Республики Б...

Проблемные аспекты самостоятельности судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением самостоятельности судебной власти в РФ. В целях объективной реализации самостоятельности предлагается внести изменения для кандидатов в судьи и порядок отбора в судьи и на...

Сущность права законодательной инициативы депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (на примере Законодательного Собрания Краснодарского края)

В данной статье рассматривается право законодательной инициативы, реализация этого права депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края. Приводятся особенности законодательной инициативы депутатов.

Правовой статус Правительства Российской Федерации

В статье автор определяет правовой статус Правительства Российской Федерации после конституционной реформы 2020 года, его взаимодействие с Президентом Российской Федерации и другими федеральными исполнительными органами государственной власти.

Задать вопрос