Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на сознание дошкольников в плане мотивации к здоровому образу жизни через потребность быть здоровыми. Анализируется опыт реализации программы, создающей условия для воспитания ценностей здорового образа жизни.
Актуальность. Дошкольный возраст характеризуется развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка в течение всего последующего его развития.
Проблема формирования у дошкольников ценностной ориентации на здоровый образ жизни и воспитание культуры здоровья является многоаспектной, в связи с чем, возникает необходимость изучения научных исследований по данной тематике в философской, психологической и педагогической литературе.
Методологические аспекты исследования здорового образа жизни были освещены в работах таких авторов, как И. В. Бестужев-Лада, Е. М. Беспаленко, А. П. Бутенко, Н. С. Махиной, М. Н. Руткевич, В. И. Толстых, А. С. Фетисова и др.
В педагогической и психологической литературе здоровый образ жизни и культура здоровья стали предметом исследований Ю. Н. Бирюковой, В. О. Бушуевой, П. Л. Дрибинского, М. Л. Залесского, Б. М. Зысманова, Л. Г. Касьяновой, Е. В. Макаревич, Н. Н. Малярчук, Л. В. Нестеровой, Л. И. Халиловой и др.
Вместе с тем вопросы формирования культуры здоровья у дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни как ценности хорошо разработаны, но с изменением природной, социальной среды, требуют корректировки и постоянного обновления содержания образования.
Изучение теоретических и эмпирических научных трудов, ряда вопросов, касающихся специфики ценностной ориентации на здоровый образ жизни, механизма формирования культуры здоровья и ее возникновения у дошкольников, обусловило направленность содержания проведенного исследования.
Цель исследования — разработать и экспериментально проверить программу формирования у старших дошкольников ценностей здорового образа жизни и педагогические условия ее эффективной реализации.
Объект исследования — образовательный процесс в дошкольной образовательной организации и процесс воспитания ценностей здорового образа жизни.
Предмет исследования — педагогическое обеспечение процесса воспитания культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни дошкольников.
Научная новизна состоит в определении педагогических условий для воспитания у старших дошкольников ценностной здорового образа жизни; активизация интереса дошкольников к культуре здоровья и пониманию смысла культуры здоровья.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники 5–7 лет МБДОУ д/c № 57 г. Воронежа. Всего участвовали 68 воспитанников.
Методы исследования: реализация программы «Быть здоровым — здорово!». Программа рассчитана на 68 часов в год, реализуется как вариативная часть программы ДОО, имеет четыре раздела:
1) Физическая культура — как основа здорового образа жизни.
2) Гигиена дошкольника.
3) Здоровое питание.
4) Психология здоровья «В здоровом теле — здоровый дух».
В программу вошли физические, психологические, общеразвивающие упражнения, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Пример психологического упражнения — авторская сказка. Задача авторской психологической сказки состоит в создании своеобразной виртуальной модели реального и сказочного миров.
Притяжение силы
Пригласили школьников посмотреть силовой завод. Полдня ходили. Видели цеха, где наливают гири тяжестью, где пекут блины для штанг, где тренеры собирают тренажеры, ну и всякое такое. Устали. Под конец им в буфете дали по чашечке силы. А Денис, который хотел стать силачом, выпил тайком еще пять чашек. Из-за этого он не мог потом думать ни о чем, кроме своей силы. Даже учиться бросил. Пришлось родителям за него думать. Отдали они сына в цирк, и он там стал гимнастов под купол подбрасывать. А что ему? Он мог и слона подбросить.
Вопросы для обсуждения. Выпил бы ты лишнюю чашечку силы? А пять выпил бы? Что нужно для того, чтобы стать сильным? Сильный значит ли, что здоров? [2].
В раздел «Гигиена дошкольника» вошли «Мудрые сказки тетушки Совы», проектные занятия, исследовательская деятельность дошкольников. Широко использовались электронные образовательные ресурсы.
Раздел «Здоровое питание» включал непосредственную образовательную деятельность с элементами сюжетно-ролевой игры.
При реализации программы была задействована вся развивающая предметно-пространственная среда группы и образовательной организации.
Результаты и их обсуждение
Сравнивая результаты сформированности культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации 2018 и 2019 года, можно заметить существенные различия в качественных показателях.
Основы здорового образа жизни у дошкольников определяются наличием знаний и представлений культуре здоровья и здоровом образе жизни, умении контролировать эмоции, мотивированно заниматься физической культурой и спортом.
Для выявления коэффициента воспитанности культуры здоровья и ценности здорового образа жизни использовалась формула
a1x1 + a2x2 + a3x3 + а4х4 = …
Таким образом, были получены данные для сравнения показателей реализации программы «Быть здоровым — здорово!».
Полученные данные показаны на диаграмме (рис. 1).
Рис. 1.
Сравнимая полученные данные, можно сказать, что раздел «Гигиена» по показателям имеет наибольшую точку роста, разрыв составляет почти десять единиц.
Физическая культура имеет самые высокие показатели и рост мотивации к занятиям. Большая заслуга в этом инструкторов по физической культуре дошкольной образовательной организации.
Проблему составляет раздел «Здоровое питание», где дети по-прежнему любят чипсы, фастфуды, сладкие газированные напитки. Для решения этой проблемы планируется проведение тематического родительского собрания «Мы есть то, что мы едим…».
Анализ общих результатов мониторингового среза, полученного при сравнении начальной и конечной стадии исследовательской работы, свидетельствует об эффективности проведенной работы. В связи с этим планируется продолжить работу в данном направлении. Для решения проблемы психологического здоровья дошкольников необходимо планировать образовательную деятельность совместно с педагогом-психологом.
Заключение. Основным показателем качественного изменения в воспитании здорового образа жизни стало изменение в эмоционально-волевом и мотивационном компонентах. Многие дети способны оценить значение здорового образа жизни, а культура здоровья — это наука о человеке и его здоровье, которая разрабатывает и решает задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека.
Литература:
- Беспаленко Е. М. Спорт и физическая культура как профилактика авитальной активности учащихся. Сборник научных статей Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни» /под редакцией Г. В. Бугаева, И. Е. Поповой/. — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012. — 752с.
- Морозова Т. А. Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2018. — № 5. — С. 18–20.