В настоящей статье рассматривается проблема актуализации магистратуры по направлению социальная работа в России. Рассматривается история становления магистратуры в России. Анализируется нормативно-правовая база в области высшего образования в РФ.
Ключевые слова: магистратура, вторая ступень высшего образования, аспирантура, научная деятельность, социальная работа.
Прежде чем рассматривать проблему актуализации магистратуры по направлению социальная работа, стоит рассмотреть историю становления магистратуры в России. В 1996 году в связи присоединением к Болонскому процессу, а также в рамках перехода на трехуровневую систему высшего профессионального образования в современной России появилась, казалось бы, новая квалификация выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования как магистратура [2, с.74]. А с 2010 года, заказ на магистрантов возрос в десятки раз. Благополучно отодвинув популярность аспирантуры, магистратура заставила заговорить о себе в широких массах. Многие обсуждают проблему магистратуры и сегодня. Большинство уверены, что магистратура исключительно дань западной системе образования. Однако, степень магистра существовала и в дореволюционной России [3, с. 321]. Причем тогда степень магистра была выше степени кандидата наук. Поэтому не стоит говорить, что магистратура — это новая форма профессионального образования для России. Что касается текущего состояния магистратуры в России, то стоит отметить, что большинство специалистов видят в магистратуре скорее научную деятельность, нежели практическую, и это отчасти верно [4, с.25]. На основании этого можно сформулировать тезис о том, что в России на сегодняшний день существует огромный заказ на «ученых». Первая проблема заключается в том, что на сегодняшний день в России как раз недостаток в прикладных специалистах, а стремительный заказ на магистрантов идет в разрез с общей концепцией подготовки профессиональных кадров. Вторая проблема пересекается с первой: на сколько ценно будет научное образование, если каждый второй бакалавр или специалист получает магистерскую степень? Третья проблема заключается в сложной адаптации к трехуровневой системе образования как со стороны работодателей, так и абитуриентов [5, с.64].
Социальная работа не стала исключением на фоне возрастающего количества разнообразных магистерских программ [1]. Программа представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную университетом с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования. Основная профессиональная образовательная программа магистратуры имеет своей целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки и рекомендациями примерной основной образовательной программы (ПООП) (при наличии); в области обучения целью ОП по направлению подготовки является формирование общекультурных — универсальных (социально-личностных, общенаучных, инструментальных) и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику работать в избранной области и (или) сфере профессиональной деятельности и быть успешным на рынке труда; в области воспитания целью ОП по направлению подготовки является развитие у обучающихся личностных качеств, способствующих их творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим ценностям, толерантности, настойчивости в достижении цели. Программа хороша тем, что позволяет, как на базе бакалавра социальной работы, так и других направлений, получить профессиональное узкоспециализированное социальное образование, что является несомненным плюсом особенно для новоиспеченных бакалавров. Прогнозировать судьбу магистратуры по социальной работе достаточно сложно. Однако, уже сегодня Министерство образования и науки России объявило, что государственный заказ на магистрантов в 2019 году сократится на треть. Поэтому можно сделать вывод, что судьба магистерской программы по социальной работе неутешительна, как, впрочем, и других магистерских программ [6, с.32]. Социальная работа при условиях снижения государственного заказа станет неконкурентоспособной и исчезнет, уступив более общим и популярным направлениям, как в свое время это произошло с аспирантурой.
Литература:
- Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: от 29.12.2012 N 273-ФЗ. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 20.02.20). — Загл. с экрана.
- Агапов П. В. Социологическая энциклопедия. — Т. 2. —: Мысль, 2003. — 243 с.
- Бауман З. Мыслить социологически. —: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 346 с.
- Волов В. Т., Волова Н. Ю., Четырова Л. Б.. Некоторые тенденции высшего образования в России. — №. 2. —: Инновации в образовании, 2001. — 154 с.
- Воронина Т. П. Образование в информационном обществе. —: М, 1998. — 195 с.
- Григоров В. Н. Социология образования перед новыми вызовами. — № 6. —: Социологические исследования, 2000. — 84 с.