Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Стремление детей понимать окружающую жизнь И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?». Под влиянием данного рефлекса ребенок знакомится с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Воспитание познавательных интересов — одна из основных задач умственного воспитания. Познавательный интерес — избирательная, познавательная направленность на предметы и явления действительности. Познавательные интересы имеют особое значение в развитии детей. Формирование познавательных интересов опирается на общую эмоциональную отзывчивость детей и их активность. Первые познавательные интересы ребенка связаны с игрой и практической деятельностью. Чаще всего в этих случаях познавательный интерес, являясь побудительной силой познания, как таковой не осознается. Ребенок играет, действует, живет не ради того, чтобы узнать, а ради самой игры, практической деятельности и т. д.
Постепенно в условиях обучения начинают формироваться интересы. К концу дошкольного возраста они приобретают осознанный характер, познавательный интерес становится мотивом их познавательной, а затем и учебной деятельности. При правильной организации все виды деятельности способствуют привитию у детей интереса к знаниям, усиливают связь их с окружающим миром, содействуют расширению кругозора, приобретению умений и навыков.
Учить легче и приятнее ребенка активного, отзывчивого, легко откликающегося на все начинания взрослого. С инертным ребенком, эмоционально глухим к моральным и эстетическим стимулам, трудно работать: он не любознателен, не пытлив, равнодушен к знаниям, не любит и не хочет учиться. Пытливость, любознательность, готовность и стремление к познавательной деятельности, жажда знаний — все это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и процессу его познания.
К сожалению, часто педагоги не понимают сущности категории «интерес». Для многих интерес — «это когда тебя слушают, раскрыв рот», «когда дети выполняют все задания, которые им предлагаются». Что такое интерес? Что значит: мне интересно? Каков он — интересный человек?
Интересно — это когда хочется найти, что-то понять, что-то понять из того, что составляет бесконечный мир вокруг нас. Когда мы представляем себе маленького ребенка, только начинающего осваивать мир, в который ему довелось прийти, нам не приходит в голову, что ему, может быть, неинтересно жить. Ведь ему еще только предстоит узнать, что после зимы придет весна, что на черной земле вырастет красивая, зеленая трава и расцветут разноцветные цветы.
Удовлетворение интересов не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые внешней занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действительным интересам. Огромную роль в пробуждении и развитии интереса дошкольника играет личность воспитателя. Общение с природой, рассказы о явлениях окружающего мира вызывают у детей, как правило, пытливость, любознательность. Они хотят узнать больше, задают много вопросов. Воспитатель, как считает В. А. Сухомлинский, не должен оставлять без внимания ни одного детского вопроса и ответить так, чтобы удивить детей, потому что изумление перед тайнами природы, переживание радости познания служат толчком, пробуждающим и активизирующим дальнейшую познавательную деятельность дошкольников. Вопросы, задаваемые педагогом, должны будить мысль ребенка.
Что интересует дошкольников? Содержание детских вопросов разнообразно. По свидетельству психологов, нет ни одной области знаний, которой бы ни касались вопросы детей. Дети спрашивают об окружающих их предметах, далеких планетах и космосе, явлениях общественной жизни, природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении некоторых слов и т. д. Интерес ребенка к тем или иным явлениям жизни в мире взрослых стимулируют и его вопросы. С течением времени вопросы меняются по форме. Детей 2–3лет интересуют названия предметов, их свойства и качества. Детям более старшего возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем. Вопросы детей 4–4,5лет направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности: на систематизацию представлений, на нахождение в них аналогии, общего и различного.
Пик вопросов приходится в возрасте 4,5–5,5лет. Почему в более старшем возрасте количество вопросов начинает уменьшаться? Одни считают, что у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответ на возникающие вопросы. По мнению других, уменьшение числа вопросов связано с условиями воспитания и обучения: взрослые не поощряют любознательность детей, часто выражают неудовольствие по поводу их вопросов. В результате у ребенка развивается представление, что задавать вопросы означает показывать свою неосведомленность.
По утверждению С. Л. Рубинштейна, любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру [7].Т. А. Куликова рассматривает познавательный интерес как проявление стремления ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желания вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения [2].
Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности, поэтому взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов.
Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать.
Источником познавательных интересов служит разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами или явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, часто бывают результатом его собственных рассуждений. Ребенок, например, задает такие вопросы: «Как отличить хитрость от обмана?», «Почему на небе ночью то месяц, то луна?» Такие и подобные вопросы задаются всеми детьми в этом возрасте. Но станет ли детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, которые окружают ребенка, прежде всего, от его родителей.
Специальных исследований, посвященных воспитанию интересов дошкольников, нет. Уметь заметить и вовремя поддержать даже временные интересы ребенка и, опираясь на них, углублять и развивать новые — одна из обязанностей воспитателя. По наблюдениям А. В. Запорожца «бывают дети, у которых вследствие недостаточного опыта или неправильного воспитания круг интересов очень ограничен. Такие дети малоинициативны, деятельность их бедна и однообразна, ко многим окружающим явлениям они относятся безразлично».
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, от увиденного и услышанного по телевидению. Дошкольникам не свойственна созерцательность, они стремятся к активному взаимодействию с окружающей его средой. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.
Через планомерное развитие разнообразных по содержанию игр возможно углубление начальных интересов, развитие новых, устойчивых.
Через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Учиться, играя! Важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используют дидактическую игру. Эффективность использования дидактических игр для формирования познавательных интересов неоспорима и проверена педагогами на практике. Особенность дидактической игры всем известна: дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
Из всего многообразия видов дидактических игр можно выбрать игры-путешествия. Путешествие — это целевое движение куда-то, зачем-то. Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое — через загадочное, необходимое — через интересное, трудное — через преодолимое. Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия всегда несколько романтичны, что вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. Оживленно, весело, веря в «правду игры», дети отправляются на поиски. В этом и заключается возникновение интереса, потребность в знании, выраженная в вопросе: «А как узнать, из какого материала сделан предмет?». Можно предложить детям любое путешествие, спросить у детей, в прошлое каких вещей они хотели бы заглянуть. Обязательно нужно вовлечь и родителей в этот процесс, предложить им создать дома развивающую игровую среду для своих малышей.
(Содержание игр-путешествий можно посмотреть в книге О. В. Дыбиной «Что было до…» Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников.)
Конечно, для получения высоких результатов работу необходимо проводить в системе. При правильной организации все виды деятельности способствуют привитию у детей интереса, усиливают связь их с окружающим миром, содействуют расширению кругозора. Каждый творчески работающий воспитатель может найти и находит все новые формы развития познавательных интересов детей, углубления их знаний об окружающем. «Смертный грех учителя быть скучным» — гласит афоризм Гербарта.
Методики, используемые для диагностики познавательной активности детей:
− Методика «Волшебный цветок» Е.Кригер на мотивационные предпочтения в выборе деятельности.
− «Выбор сюжетно-тематических картинок» Н.Пророк на выявление направленности интересов детей.
− «Познавательная потребность дошкольников» Э.Барановой.
− «Сказка» В.Юркевич на выявление степени выраженности любознательности у дошкольников. [1]
В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию.
Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению, он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.
Литература:
- Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. М.: «Речь», 2005.
- Куликова Т. А. О воспитании у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание. — 1976. — № 9.
- Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры//Советская педагогика. — 1944, № 7–8.
- Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1982.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребѐнком.- М.: Педагогика, 1990.
- Психология и педагогика игры дошкольника // Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой/ — М.: Просвещение, 1966.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х томах. М.,1989.
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1982.
- Ушинский К. Д. Собр.соч. М, 1950, т.10
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. –М.: Педагогика, 1971.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.